Логотип Идель
Интервью

Творить нельзя работать. Где поставить запятую?

Пятнадцать молодых живописцев сегодня являются членами Союза художников Татарстана. Председателю Союза Альберту Шиабиеву очень хочется, чтобы ряды организации пополнялись молодыми творцами, чтобы начинающих художников можно было поддерживать на официальном уровне. Но и естественного – профессионального – отбора при приеме в Союз не избежать.

Пятнадцать молодых живописцев сегодня являются членами Союза художников Татарстана. Председателю Союза Альберту Шиабиеву очень хочется, чтобы ряды организации пополнялись молодыми творцами, чтобы начинающих художников можно было поддерживать на официальном уровне. Но и естественного – профессионального – отбора при приеме в Союз не избежать. 

Пабло Пикассо был уверен: художник — это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник — это человек, который продает то, что пишет. Казанский живописец Наталья Григорьева, разделяя уверенность Мастера, признает, что современному художнику одного таланта мало, что бытие, и правда, определяет сознание.

«Творчество делает счастливой»

Я с детства интересовалась всем тем, что связано с творчеством и жизнью великих художников. Но, помимо простого интереса к живописи, у меня была стойкая мечта стать великим художником. У меня была соседка-подружка, которая обучалась в музыкалке игре на пианино и постоянно участвовала в разных конкурсах. И была от этого такая важная! И мне очень хотелось на ее фоне тоже быть значимой. Но я мечтала не просто о признании, а о том, что это признание несет – о материальных благах. Мы жили очень скромно, и мне очень хотелось деньгами помогать семье. Потом меркантильная основа моего желания ушла, а мечта о славе трансформировалась. Теперь мне хотелось, чтобы мое творчество оценили по достоинству. Учась в художественной школе, я стремилась к тому, чтобы быть лучше всех. Приходилось много работать, чтобы повысить свои рисовальные навыки, потому что большой художник – это большой труд: постоянные наброски, выезды на пленэры, работа на натуре и в мастерской, участие в мастер-классах…В общем, мне хотелось стать великим художником. И это был огромный стимул для того, чтобы не останавливаться, а писать, писать, писать.

С самого детства нас с сестрами в наших творческих увлечениях поддерживала мама. Мои сестры стали кукольницами (известный творческий дуэт «АняМаня», о нем "Идель" рассказывал в прошлом году  - прим. ред.), которые сегодня очень успешно занимаются изготовлением декоративных кукол, берут призовые места на международных конкурсах, постоянно участвуют в различных выставках.


Мама не просто разделяла наше увлечение, но всячески нас поддерживала. В 90-е годы она постоянно ездила в Москву, где покупала для нас краски, холсты, для сестер – материал для кукол. В Казани в то время все было страшным дефицитом. А мама хотела нам счастья, как все родители. И полагала, что только творчество может это состояние дать.

«Сотвори себе кумира»

Конечно, у меня были и есть свои кумиры в живописи. И они с возрастом меняются: то нравится и притягивает творческая манера одного художника, то другого. Вот сейчас, например, я очень увлечена Шарденом (французский живописец XVIII в. – прим.ред.)  А, например, до поступления в академию я увлеченно копировала Рембрандта (голландский художник XVII в.). В тот период он был моим кумиром. Потом в моей жизни появились другие великие мастера. Мне нравятся многие стили. Главное, чтобы картина была сделана в высокохудожественной манере, очень профессионально.

В студенчестве, кстати, мы все подрабатывали копированием. Я считаю, это очень полезная работа: во время копирования великих мастеров нарабатываешь навыки, оттачиваешь руку, находишь новые технические приемы. А техника очень значима для художника. Я для себя выбрала реалистичное направление в живописи. У меня классическое образование, поэтому я и работаю в классической манере. Но пишу картины в разных жанрах. Все зависит от настроения, вдохновения, свободного времени. Очень люблю работать на натуре. И очень люблю писать цветы – это бесконечный источник вдохновения. А вот портреты, в основном, делаю на заказ. Не считая, конечно, портретов дочери – она тоже мой постоянный источник вдохновения. Люблю пленэры: во время такой работы складывается какая-то особенная атмосфера и получается по-настоящему творить.

Пустой холодильник и вдохновение

Конечно, в профессиональной жизни у любого художника сложности периодически бывают. Главная из них – нестабильность: заказы на картины то есть, то их долго нет. Если есть заказ, то строго придерживаешься обязательств и тут уже не до ожидания вдохновения – кушать-то хочется каждый день. Но, безусловно, когда думаешь о финансовых проблемах, о том, чем накормить детей, что в холодильнике пусто, то места вдохновению практически не остается. Не смотришь на настроение и встаешь к мольберту. Это очень сковывает: постоянно искать компромисс между тем, что хочется, и тем, что надо. Мы живем в материальном мире, и поэтому жить только творчеством не получается, к сожалению. Есть единицы художников, у которых существует подушка безопасности и которая позволяет им только творить, а не работать. Но так получается не у всех. Впрочем, я не хочу, чтобы сложилось впечатление, что я жалуюсь на жизнь или какие-то сверх- трудности. У меня есть работа, которая приносит мне и материальное, и, главное, моральное удовлетворение. У меня есть заказчики, которые находят меня на вернисажах и выставках. Им нравится моя манера исполнения, и поэтому я редко сижу без дела. 

Я очень рада, что меня приняли в Союз художников Татарстана. И дело не в том, что членство в Союзе почетно или престижно. Это тоже есть. Но оно дает возможность участия во многих выставках и пленэрах, я получаю скидки на участие в различных арт-галереях и вернисажах. И, главное, что членство в Союзе помогает мне продвигать мое творчество.

 

Наталья Григорьева родилась в Казани. В 1998 г. окончила Казанское Художественное училище им. Н.И.Фешина, отделение живописи. В 2006 г. окончила Российскую Академию Живописи Ваяния и Зодчества, факультет архитектуры в Москва. Работала дизайнером интерьеров в архитектурном бюро в Москве. В настоящее время свободный художник. Создала росписи интерьеров в нескольких особняках в Москве. Пишет картины маслом и акварелью. Участвовала во многих выставках Москвы и Казани. Картины находятся в частных коллекциях России, Великобритании, Германии, Чехии. Член Союза художников РТ.

Художница Полина Илюшкина – страстная путешественница. Правда, ее туры по России и зарубежью – это масштабный пленэр, результаты которого потом оценивают посетители вернисажей.

«Большая работа требует больших денег»

Я много путешествую – и самостоятельно, и в компании художников. Например, в ноябре прошлого года была на международном арт-симпозиуме в Египте. На этом симпозиуме я представляла Татарстан и была единственным участником из России. Именно там и был создан «Портрет египетской девочки с книгой», причем позировала мне настоящая юная египтянка.

Я обхожусь без кумиров в творчестве. В Библии ведь написано: не сотвори себе кумира. Хороших художников много, выделить кого-то сложно. Я в творчестве ориентируюсь не на чей-то почерк, а на натуру, на свет, на положение фигуры, на психологический образ, на соотношение пропорций. Безусловно, у каждого художника есть своя манера. Свой почерк был у Леонардо, у Рафаэля. Но если искать свой конкретный почерк, то можно уйти в манерность. А для художника-реалиста важно точное следование натуре и преображение ее через персональное видение. Ведь, как мы знаем, искусство – это образное отображение действительности.

Все художники-реалисты всегда работают на пленэре, где на практике учатся правильно подбирать цвет, свет, колорит. В дальнейшем все это, в идеале, должно перерастать в картины. А происходит это редко. Поэтому люди видят на выставках одни пейзажи. Но здесь тоже есть свои причины: для того чтобы написать крупную картину, нужно иметь мастерскую. Большая трехметровая картина со множеством фигур должна быть где-то размещена, находится в каком-то пространстве. И, значит, у такого полотна должен быть заказчик. Полотна ведь не могут быть на постоянном хранении у мастера. К тому же это огромные финансовые затраты: большая работа требует больших денег. Краски, холст – все это очень дорого. И картины не должны стоять в мастерской! Они должны выставляться, потому что пишутся для людей, которые должны их видеть и оценивать. Да и цветочки-пейзажи продать намного проще, нежели большие картины с сюжетом.

 

Полина Илюшкина родилась в 1990 г. в Казани. С 2005 по 2009 гг. училась в КХУ им. Н.И. Фешина, в 2015 г. окончила МГАХИ им. В.И. Сурикова. C 2018 г. принята в Творческие мастерские Российской академии художеств в Казани. Является членом Творческого Союза Художников России (Международной федерации художников), Союза Художников России (Международной Ассоциации Изобразительных искусств при ЮНЕСКО), членом Союза художников РТ.

«Могу позволить себе творить»

Мне повезло: я и работаю, и учусь со стипендией в творческой мастерской академика Ферината Халикова. А потому я могу себе позволить творить, делать то, что мне нравится и хочется. А еще я хочу продолжить свои путешествия, потому что я не только реалист, но и художник-ориенталист. Я пишу сюжетные картины, на которых представлены разные народы, изучаю их культуру и быт, влияние глобализации на жизнь и развитие народов разных стран. Конечно, я хочу продолжить свой выставочный проект «С мольбертом по земному шару».  Я его делаю совместно с оркестром «Ренессанс». Проект состоит из разных серий: «Буддийская», «Иранская», «Китайская», «Русская». Эту тему я хочу продолжить. Например, в «Русской серии» у меня представлены православные монастыри нашей страны. Мне нравится, что в этом направлении я стала первой.  Такой серии в крупных жанровых картинах еще не было. Меня впечатлило мое путешествие по Соловецкому монастырю. Это место просто потрясло силой духа, силой цвета, своей мощью. Мы приехали на Соловки в период белых ночей. Я выходила писать в два часа ночи, и в этот час облака были подсвечены солнцем. Зрелище необыкновенное! И сам монастырь, безусловно, очень впечатляет. На его территории есть огромные камни, поросшие мхом, которые выглядят очень живописно. Как живые. И сама природа подсказывает, какими красками там надо писать. Даже воздух Соловецкого монастыря живописен. А это значит, что есть прекрасная воздушная перспектива: если, например, есть туманная дымка, то предметы изменяются в пространстве, становятся прозрачными… Словами это не объяснить, это нужно видеть. Именно после поездки в монастырь я написала картину «Церковный праздник в Соловецком монастыре», сейчас она выставлена в экспозиции  персональной выставки «Путь веры»  в музее истории Казанской иконы Божией матери при храме Преподобного Сергия Радонежского в Казани. Это многофигурная жанровая работа. Чтобы ее написать, я 10 дней жила в монастыре, делала наброски, продумывала идею, ловила свет. 

Эта картина, кстати, получила особое одобрение комиссии суриковского училища и Академии художеств России. В свое время выставку посетил епископ Русской православной церкви, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. По его благословению я ездила в 2018 году в Египет  на международный арт-симпозиум, который проходил в городе Эль Минья в Монастыре Пресвятой Богородицы на Птичьей горе, и в Дейр Мариам в Джебель эт-Таир, где сохранилась церковь, построенная святой Еленой над пещерой, в которой скрывалось Святое семейство. Конечно, такие поездки не могут не трогать. И не могут остаться вне холстов.

У меня есть серия эскизов картин по сюжетам монастырей России: «Праздник Крещения Господня в Раифском монастыре», «Интерьер Успенского собора в Свияжске», «Крестный ход в воссозданном соборе Казанской иконы Божией Матери». Теперь эти эскизы нужно воплотить в большие картины. Это должны быть полотна большого формата для последующего экспонирования в больших публичных помещениях. Сейчас же я работаю над сюжетными картинами о монастырях Татарстана. 

А мечта у меня простая – и дальше заниматься любимым делом.


Художественно-музыкальный проект «С мольбертом по земному шару» подготовлен и реализуется Полиной Илюшкиной совместно с оркестром «Ренессанс» (RENAISSANCE). Проект состоит из серии живописных и графических работ в музыкальном сопровождении камерного оркестра. Тематика выставок разнообразная, картины созданы по итогам путешествия художницы в разные страны. Это представленные в живописи и графике бытовые сюжеты из жизни жителей католических, православных, буддистских государств, а также исламских стран Азии. Картины, экспонируемые на выставках, написаны Полиной Илюшкиной в Китае, Иране, Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, России, Турции, Вьетнаме, Мьянме, Шри-Ланке, Доминиканской Республике, Сербии, Словакии, Венгрии, Австрии, Египте, Тунисе, Мальдивах и др. странах в 2011-2019 гг. с натуры, а также созданы в мастерской художницы.

«Академия рук и ног»

Признанный мэтр татарстанской школы живописи, именитый и популярный художник Евгений Голубцов считает, что современное искусство развивается однобоко, что молодые художники не хотят трудиться, растрачивают свой талант. В результате знаменитая казанская школа теряет статус. 

- Сегодня современное искусство развивается однобоко: молодые занимаются, в основном, рисованием с натуры, создают сельские пейзажи. Хорошо, что растет количество художников. Для пейзажей созданы условия – семинары, пленэры и так далее. Но мне не хватает атмосферы в картинах. Мало кто занимается созданием сочиненных образов. И я уверен, что в татарстанской художественной школе должно быть композиторское движение. 

- Профессиональный уровень в Казани всегда был высоким. Но в нашей среде сегодня, как и везде, дефицит преподавательских кадров, тех, кто может научить студентов важным профессиональным основам. 

- Многие из тех, кто заканчивает художественное училище или вуз, уходят в дизайн. Это сейчас модно и, наверное, хорошо оплачивается. Но радует то, что истинные художники, несмотря ни на какие времена с их сложностями, остаются художниками.

- Трудно вычислить художественный почерк у молодых – он не наработан. Как и опыт. Но беда в том, что индивидуальный почерк можно искать всю жизнь и так и не найти.

- Была у нас в Казани, при художественном фонде, «Академия рук и ног», как мы называли эти уроки в шутку. Мы собирались в одной комнате и учились рисовать кисти рук и щиколотки. И, заметьте, практически все на тот момент были уже профессиональными художниками. А учиться не переставали, потому что художник учится всю жизнь. Вернее, шлифует свое мастерство.

- Когда видишь картины молодых художников с человеческими фигурами, понимаешь, что рисование не дотягивает до нужного уровня. Да, возможно, это из серии «я так вижу», но мастерство есть мастерство.
 

Евгений Голубцов родился 13 апреля 1949 г.
В 1968 год окончил Казанское художественное училище.
В 1974—1978 гг. занимался в Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР.
В 1977 г. принят в Союза художников СССР.
Заслуженный деятель РТ. 
В 2010 г. единственный в Татарстане награжден медалью к 250-летию Российской академии художеств. 
С 1974 по 1989 гг. участник, а затем консультант ежегодных семинаров студии художественного проектирования СХ СССР "Сенеж". 
В Казани как лидер "Группы 17" оформил пивной бар "Бегемот", Дом-музей Шишкина в Елабуге, ресторан "Казань", клуб "Маяковский. Желтая Кофта" и другие объекты.

Не все так плохо, господа!

Председатель Союза художников РТ Альберт Шиабиев не разделяет мрачного настроения своего коллеги относительно мастерства и творческой индивидуальности молодых художников Татарстана.

– Конечно, не все так плохо! В Челнах, например, есть такой Алексей Черный. У него уж точно свой, ярко выраженный, индивидуальный почерк. Он так хорошо пишет пятнами!

Есть в Казани яркий художник Рамин Нафиков – абстракционист, который отучился в Прибалтике. Он очень качественно пишет. И вообще интересный парень с хорошей европейской школой.

В Союз художников приходит много молодых художников, сейчас у нас членство имеют 15 живописцев. Подтягиваются кукольники, которые тоже, по факту, являются художниками. Безусловно, хотелось бы видеть больше молодых. В последнее время мы принимаем, скажем так, возрастных мастеров. Они имеют профессиональное образование, но долгое время работали кто где – в рекламе, дизайне и так далее. Но нам ведь хочется поддержать молодых творцов. А потому мы сейчас пристально следим за работой наших молодых коллег, которые, возможно, в ближайшей перспективе будут представлять наш Союз на международных и всероссийских выставках и симпозиумах.

 

ДОСЬЕ:
Алексей Чёрный родился в 1982 г. в Набережных Челнах. Алексей является участником всероссийских, городских и республиканских выставок. Живописью занимался с раннего детства, учился у отца — художника Александра Чёрного, члена Союза художников России. Когда Алексею было 15 лет, его картину «Водоканал» взяли на республиканскую выставку в Казань. С тех пор регулярно принимает участие в республиканских и всероссийских выставках. Отучился в вузе в Коломне на факультете ИЗО, учился у  большого мастера живописи, который уже при жизни был живым классиком, — у Михаила Абакумова».

Персональные выставки Алексея Чёрного проводились в таких городах, как Набережные Челны, Альметьевск, Заинск, Лениногорск, Коломна (Московская область), Боровск, Малоярославец, Долгопрудный, Совет Федерации-Москва, Стерлитамак, Ишимбай, ЦДРИ-Москва, Центральный Дом Кино, Москва.

ДОСЬЕ:
Рамин Нафиков родился в 1967 г. в Казани. Потомственный живописец, отец – заслуженный художник Республики Татарстан Ханафи Нафиков. Рамин – яркий представитель современной художественной жизни Татарстана. После окончания Казанского художественного училища (1983-1987) и службы в армии продолжил свое образование в Латвийской Академии художеств, где учился на факультете монументальной живописи под руководством профессора Индулина Зариньша. Член Союза художников РФ. Живёт в России и Латвии. Картины Рамина Нафикова выставляются в Казани, Москве, Риге, Петербурге, Лондоне, Инсбруке, Вене, Риме и других городах.

 

Теги: стрит-арт, художники, татарстан, творчество, культура, изо, граффити

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев