Логотип Идель
Интервью

Награда за «ДВОРЦОВЫЕ ИНТРИГИ»

Свой «кукольный Оскар» – престижную международную премию «Пандора Платинум» – творческий дуэт «АняМаня» получил как раз за эту композицию. Впрочем, не только «Дворцовые интриги» составили славу сестрам, которые на протяжении почти 20 лет создают кукольные шедевры, известные не только в России, но и в других странах.

Свой «кукольный Оскар» – престижную международную премию «Пандора Платинум» –  творческий дуэт «АняМаня» получил как раз за эту композицию. Впрочем, не только «Дворцовые интриги» составили славу сестрам, которые на протяжении почти 20 лет создают кукольные шедевры, известные не только в России, но и в других странах.

ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЙМАТЬ СЧАСТЬЕ 

Я увидела себя, маленькую и наивную, в этой смешной и трогательной композиции. И радость накрыла: я вернулась в детство! Композиция «Девочка с собачкой», где рыжеволосая «Кудряшка Сью» зажмурилась от счастья, обняв за шею лохматую дворнягу, и есть визуализированное состояние моего личного счастья. Радость в подарок – это, наверное, главное, что получают те, кто познакомился с авторскими куклами сестер Анны Афанасьевой и Марии Колеговой. Сами сестры предпочитают называть их арт-объектами. «Мы делаем именно арт-объекты, а не просто куклы. Ведь арт-объект фиксирует мимику и, главное, рассказывает некую историю», – уточняет Мария Колегова.

Один из самых «больших» секретов кукол «АниМани» – тотальная узнаваемость образов. Практически каждого, кто увидел «Банщицу», «Марусю», «Кофейный сервиз» или «Ангелочка», непременно накрывает чувство, что вот эту толстушку-веселушку он где-то встречал.


 «Многие наши покупатели или те, кто видит наши куклы на выставках, обязательно воскликнут: «Это же моя соседка!» или «Ну, вылитая продавщица из нашего магазина!» – смеется Маша Колегова. Рыжеволосые разбитные тетки, утонченные дамы с рыжими волосами, задорные девчонки с волосами цвета солнца – это, безусловно, ведущая тема в творчестве «АниМани». 

«Мы работаем в стиле гротеск. Поэтому несколько преувеличенно передаем те или иные эмоции наших персонажей. Точкой отсчета в самом начале работы над образом являются эмоции, взятые нами из простых жизненных ситуаций: период рождения детей, их взросление или состояние многодетной мамы. Или просто счастье, как мы с Аней его понимаем. Наши куклы, в основном, рыжеволосые. Это идет из детства: будучи совсем маленькими, мы вместе с мамой сделали свою первую куклу. У нее были рыжие волосы. К тому же нам кажется, что рыжий цвет сам по себе поднимает настроение, дарит радостные и яркие эмоции», – рассказывает Маша.


ПУТЬ К    СЛАВЕ    ТЕРНИСТ И ИЗВИЛИСТ 

Безусловно, в шедеврах, которые создают Анна и Мария, сразу чувствуется рука профессионала, а не просто пусть крепкого, но все же самоделкина. Конечно, девушки – профессиональные кукольники. Но смогли найти свой путь – свой образ, который и привел их к известности. И соответствующим таланту заработкам: куклы от «АниМани» – удовольствие не из дешевых. Но любой эксклюзив, как известно, стоит дорого. К тому же материалы, из которых готовится будущая радость, также стоят больших денег. 

Мастера работают в так называемой смешанной технике и используют в работе разные материалы. Это и пластик, и традиционное для кукольников папье-маше, безусловно, текстиль и даже глина – не простая, а, как говорится, золотая, из особых природных ландшафтов. Что-то приходится выписывать из далекой заграницы, например те же кружева, которые идут на отделку дорогущих платьев каких-нибудь кукол, изображающих царственных особ, те же «Дворцовые интриги», например.

 А когда-то, вспоминают сестры, все начиналась со стройки. Именно на стройплощадках мастерицы находили материалы для своих будущих арт-объектов. 

«Мы начинали делать кукол в тяжелые времена, когда в стране вообще ничего не было. И денег на покупку какого-то материала или фурнитуры тоже не было. Мы ходили по стройкам и дворам, искали хоть что-то, что поможет нам сделать куклу. На стройках нам попадалось то, из чего можно сделать туловище, голову, руки-ноги куклы – та же пластмасса, например. Купить-то все это было просто негде. Это сейчас нет проблем с материалом: заказал все по интернету, получил качественный дорогой исходник, с которым, кстати, намного легче работать, нежели с дешевым. А когда мы только задумали свое дело, нам пришлось помучаться с самыми простыми вещами: из чего делать основу и лицо наших персонажей, как придать им мимику, во что одеть и так далее», – вспоминают сестры.

 Конечно, главное, что сделали в свое время девушки, – воплотили в жизнь всем известный принцип: найди себе дело по душе и тогда ни дня не будешь работать.

 Сестры Григорьевы в свое время, в начале нулевых, закончили бутафорское отделение Казанского театрального училища. Аня отучилась на декоратора-бутафора, а Маша по специальности кукольник-декоратор плюс технолог.

 «У наших мастеров были совершенно разные подходы в обучении. Аню ее педагог учил делать куклы быстро, не вдаваясь, что называется, в подробности. Главным было сделать кукол как можно больше: их тогда уже начали выставлять на продажу. А мой педагог был очень дотошным, над одной куклой мы проводили очень много времени – могли полгода работать. Наш педагог заставлял наши работы даже изнутри вышкуривать! Конечно, это сказывалось на результате: наши куклы получались просто загляденье. Но при таком длительном процессе много не заработать», – рассказывает Маша Колегова. 

Сегодня заработок сестер соответствует их профессиональному уровню. Они продолжают много работать, ибо заказов у них предостаточно, очередь стоит на месяцы вперед.

 А в самом начале было очень тяжело. «Нам приходилось и долги делать, занимая деньги даже на то, чтобы доехать до Москвы на выставку, заплатить там взнос за участие. Первые работы продавали очень дешево: стеснялись высокую цену ставить. Помню, на первой же выставке ушла наша работа всего за 10 тыс. рублей. Это копейки за тяжелый труд. Но вот так мы себя оценивали поначалу. Это сейчас мы понимаем, что высокая цена за куклу – это правильно. Как говорится, нет имени – нет цены. Да и создавать неповторимую куклу, каждый раз новую – это тяжелый труд, в котором нет мелочей», – уверены сестры. 

Сейчас Мария Колегова увлекалась ведением онлайн-курсов – в соответствии с новыми реалиями жизни (коронавирус правит!). А до пандемии она с большим удовольствием ездила не только по России, но и за границу, проводя обучающие мастер-классы по изготовлению если уж не интерьерных кукол (это все-таки настоящее искусство!), то хотя бы так называемой сувенирки. 

«Я вдруг поняла, что мне приятно делиться опытом, приятно учить людей, которые все разные, со своими собственными задачами и видением. Им надо дать время, чтобы они прониклись идеей, что тоже могут научиться делать кукол своими руками. Раньше я подозревала, что обучаю людей ради заработка. Но сейчас понимаю, что получаю от этого процесса большое удовольствие», – делится Мария Колегова. 

Работы «АниМани», независимо от сюжета, какие-то очень легкие и светлые, наполнены воздухом. В них чувствуется абсолютная свобода. Во всем: в движении куклы, в ее улыбке, в том, как она лихо машет рукой или гонит на велосипеде – во всем та самая легкость, которая вызывает не просто радость, а некую зависть. Да, зависть к этой кукле! К тому, что вот эта дамочка, которую запечатлела (как когда-то фотография) кукла, может позволить себе вот так вот жить – без условностей, ярко и даже шумно. 

«Нам уже не раз говорили, что в наших работах есть свобода. Это дала нам театралка», – убеждена Маша.


У БОГАТЫХ СВОИ ПРИЧУДЫ 

Работы «АниМани», конечно, можно увидеть в интернете. А можно и воочию. Правда, в Казани 
это сделать сложно: отчего-то девушки редко получают приглашения на официальные выставки, своего салона у них пока нет, готовить персональную выставку, связанную со множеством организационных моментов, у них просто нет времени: куклы-заказы не ждут. 

Но все же и в нашей столице, побывав в одном из самых известных ресторанов Казани, можно полюбоваться, например, на повара, Вернее, на точную его копию: в полный рост, с хитрым прищуром глаз, с достойным настоящего повара животом. В этом персонаже я, например, сразу узнала своего друга детства, с которым не виделись много лет – это об узнаваемости арт-объектов «АниМани». 

Куклы, изготовленные сестрами, давно украшают интерьеры разрекламированных отелей и различных спа-салонов. Например, представители Гульсины Миннехановой лично отбирали кукол Марии Колеговой и Анны Афанасьевой в одну из топовых гостиниц татарстанской столицы, а также в главный салон красоты республики. Изделия «АниМани» украшают популярный музей Гейдара Алиева в Баку. 

Прелестная «Банщица» ушла в заботливые руки Никоса Сафронова: теперь пышногрудая красавица украшает личные бани знаменитого художника. А влюбился он в рыжеволосое чудо, побывав в Москве на одной из выставок, в которой принимали участие Анна и Мария, и сумев оценить искусство казанских кукольников. Прелестные, по-настоящему сказочные елочные игрушки, созданные девочками по мотивам пушкинских сказок, теперь радуют в Рождество чью-то детвору. 

А еще девочкам как-то некий федеральный политик персонально заказал целую семью кукол. Не несколько кукол, объединенных каким-то сюжетом, – именно семью в прямом смысле слова. Это в глубокие века монархи и просто богатый люд заказывали семейные портреты у именитых художников. 

В советское время всем заправляла фотография: как пел Окуджава, «на фоне Пушкина снимается семейство». 

Сегодня же, в XXI веке, любой, обладающий вкусом (и деньгами), может позволить себе собственное кукольное отображение – в естественные высоту и ширину, в привычной одежде, со знакомой улыбкой и в кругу своих любимых и родных.


НЕТ ПРОРОКА    В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ? 

Высшую награду в мире профессиональных кукольников девочки получили за композицию «Дворцовые интриги». Именно эти куклы привели «АнюМаню» к лауреатству III Международного конкурса «Пандора Платинум». 

«Композиция «Дворцовые интриги» представляет собой флирт черного Короля и белой Королевы. Работа выполнена вручную. Слеплены куклы из паперклея, имеют проволочный каркас по всей фигуре. Куклы одеты в натуральные ткани – шелка, отделанные антикварным кружевом. Эта наша работа в 2016 году стала Лауреатом III международного конкурса «Пандора Платинум» в номинации «Кукла из традиционных материалов, выполненная в единственном экземпляре». И получила статуэтку Пандоры», – рассказывает о работе-победительнице Мария Колегова. 

Обладание этой наградой – показатель высочайшего профессионализма. «Пандора Платинум» еще и признание таланта Анны Афанасьевой и Марии Колеговой кукольниками со всего мира.

 «Нас везде знают, даже в Америке и Иране. Нас постоянно приглашают на различные выставки, наши куклы есть в ведущих каталогах мира, не говоря уж о частных коллекциях. И только в родной Казани нас почему-то игнорируют. Все время находятся разные причины, по которым нас не зовут на ту или иную выставку. Ладно бы, если бы дело бы в нашем профессионализме, вернее, в его отсутствии. Но это не так. В общем, ситуация с нами в родном городе странная», – недоумевает Мария.

 А пока в Казани их не замечают, «АняМаня», ставшие настоящим брендом в кукольном мире, работают над новыми заказами, готовятся к очередной выставке не дома, придумывают сюжеты будущих арт-объектов. 

И собираются покорять новые вершины в творчестве.
 

Теги: время, культура, журнал "Идель" выставка, хужожники, истина, культура, творчество

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев