Литература
Рустем Сабиров. О Николае Беляеве
Университетское литобъединение АРС было нашим Лицеем. Туда приходили совсем ещё школяры, студенты, тридцатилетние, вроде меня тогдашнего, и даже, случалось, – вроде меня нынешнего. Полутёмная комнатушка редакции многотиражки «Ленинец» напоминала грот, в котором жила поэзия. Просто поэзия, никакая не божественная. Порой – корявая, неуклюжая, несуразная. Но жила.
Университетское литобъединение АРС было нашим Лицеем. Туда приходили совсем ещё школяры, студенты, тридцатилетние, вроде меня тогдашнего, и даже, случалось, – вроде меня нынешнего. Полутёмная комнатушка редакции многотиражки «Ленинец» напоминала грот, в котором жила поэзия. Просто поэзия, никакая не божественная. Порой – корявая, неуклюжая, несуразная. Но жила.
Научить писать стихи немыслимо, это ясно как божий день. Но можно научить учиться писать. Научить отличать истинное от подделки. Научиться читать собственные стихи отстранённо, без самолюбования. И вот это – особый дар, которым наделены немногие и который невозможен без широчайшей эрудиции, влюблённости в поэзию, безукоризненного вкуса, терпимости и ещё многих-многих черт, называемых обаянием. И вот этим даром Николай Николаевич был переполнен до краёв, с верхом.
Стихи в ту пору писались «к средам». И главным было: что скажут там, на АРСе. Вот и всё! О публикациях тогда не думали, какие тогда ещё публикации!
Я думаю, на книжных полках у Николая Беляева сыщется не один десяток книг с дарственными надписями, в которых неизменно присутствует простое и прекрасное слово: «Учитель»…
Лично для меня Николай Беляев, да просто Коля, был не только Учителем. Как-то незаметно и естественно ученичество переросло в дружбу. Дом Николая и Вилоры на Габишева был неким аквариумом тепла, стихов и доверия. Уходили за полночь, шли домой вдоль линии одиннадцатого трамвая…
Когда Коля вернулся наконец в Казань, всё как будто бы обещало восстановиться. Да, они остались прежними, и Коля, и Вилора. Но…
Нам ещё предстоит понять, как многое ушло из нашей жизни вместе с Колей.
Но как много он нам оставил.
Перефразируя классика, скажу: «Отечество нам АРС». Так было. Так есть.
ЖОНГЛЁР
Памяти художника Алексея Аникеенка
и поэта Николая Беляева
Позабудьте серость буден цвета пыли и свинца,
У жонглёра волос скуден, но румянец в пол-лица!
У жонглёра на жилетке – расписные петухи!
У него грудная клетка как гармонные мехи!
Мир податлив и воздушен, всё прозрачно и легко.
Плащ на нем тёмно-лиловый и пурпурное трико.
На ремне стальная пряжка, в шляпе – перья и цветок.
На руке – татуировка, будто сизый голубок –
будто весточка от жизни, что уходит за кормой:
Чайка в небе, имя Вера и сердечко со стрелой.
Но струятся кольца-звенья, как уснувший водопад.
Как застывшие мгновенья – подхвати, верни назад,
Будто стелется туманно укрощённая пурга.
То цепочка, то гирлянда, то «восьмёрка», то дуга.
Проступает профиль детский, всё собою заслонив.
Жизнь проходит под простецкий трёхаккордовый мотив.
Детство – солнце.
Юность – ветер.
Старость – тёмный гололёд.
Только сердце. Только вера. И – полёт, полёт, полёт…
Теги: АРС Николай Беляев
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев