Логотип Идель
Время

Альбина Гарифуллина: Медицина и здоровье – не одно и то же!

Что такое телемедицина? Как мы получаем платные бесплатные услуги? В чем плюсы и минусы государственных и частных клиник? Как обезопасить себя от халатности врачей?

Гарифуллина Альбина Наилевна родилась в Нижнекамске 9 ноября 1971 года. Окончила КГУ – факультет журналистики, социологии и психологии – в 1995 году по специальности «тележурналистика». Около 10 лет работала на телеканале «Эфир», вела программу «Будем Здоровы». С 2001 по 2011 год руководила пресс-центром Министерства здравоохранения РТ. Организатор Республиканского конкурса врачей «Ак чэчэклэр» («Белые цветы»). Сегодня – пиарщик крупной частной клиники в Казани. Имеет множество профессиональных наград.

 

Так сложилось, что вся моя жизнь, со студенческих лет связана с медициной и журналистикой. Это был осознанный выбор. За более, чем двадцать, лет работы в этой области я прошла путь от любознательного дилетанта, медицинского журналиста и госчиновника республиканского здравоохранения, до топ-менеджера в частной медицине. Как и в любой области нашей жизни, в здравоохранении есть свои хорошие и плохие новости. Развитие современной медицины уже сейчас позволяет людям жить дольше и даже справляться с неизлечимыми болезнями. Но новые технологии не дешевы, и не доступны всем подряд, а значит долгая жизнь может обернуться и новыми проблемами.

В последние три года продолжительность жизни в Татарстане увеличилась, и рождаемость стала превышать смертность. По естественному приросту населения и рождаемости в 2017 году Татарстан занял первое место в Приволжском федеральном округе. У нас самые низкие в округе показатели смертности населения. Кстати, показатель смертности населения остается самым низким, начиная с 1992 года. Факт оптимистичный, однако в реальности качество жизни не улучшилось. Да, прошла модернизация, сделано много ремонта, куплено оборудование и введены электронные очереди, переодет медперсонал в красивую одежду и модные бейджи, но подход к лечению людей остался прежним. Психология взаимоотношений врач-пациент в бесплатной медицине не изменилась. Пресловутый человеческий фактор решает все.

В государственных поликлиниках врач по-прежнему не видит пациента, не потому что не хочет, а потому что у него нет на это времени. На прием дается 15 минут, 10 из которых эскулап будет торопиться описать в компьютере историю болезни. Поэтому люди все чаще выбирают частную медицину. Благо в Казани выбор частных клиник очень большой. Там – время приема 30–60 минут, за этот период вас не только внимательно осмотрят, но и обстоятельно с вами поговорят. Чаще всего именно «поговорить» – то, чего не хватает болеющим людям. Очень важно для хорошего врача лечить человека со всеми его сопутствующими заболеваниями. В таких случаях неравнодушного и комплексного подхода успех в лечении гарантирован.

Хочу отметить один острый момент, который вызывает всегда массу вопросов – это оказание платных услуг населению в государственных клиниках. Финансирование учреждения идет из бюджета, но они ведут и платный и бесплатный прием. Конфликт постоянный, людей заставляют либо ждать 40–45 дней УЗИ сердца или внутренних органов, либо за деньги через 15 минут вам его этот же специалист сделает. В итоге людям, которые уже заплатили из своих налогов за «бесплатную медицину», приходится платить еще раз.

Частной медицине сегодня приходится конкурировать с платным сектором государственной медицины либо с теми, кто оказывают услугу на дому. К последним относится косметология и наркология. К тому же, сейчас появилось еще одно новое конкурентное направление в здравоохранении Татарстана – телемедицина.

Я считаю, что у этой сферы есть будущее и большие перспективы. Уже сейчас многие люди консультируются с врачами через интернет. Есть заболевания, которые не требуют постоянного визита в поликлинику или больницу. Это может быть первичная консультация, чтобы снять тревогу, определить необходимые исследования. То есть, человек экономит время на первичном приеме, снимает загруженность врача, потому что приходит уже с результатами УЗИ, и анализов. Конечно, телемедицина никак не снимает ответственности с людей в белых халатах, особенно, когда речь идет об острых случаях, невозможно без очного осмотра диагностировать аппендицит или перитонит.

Подчеркну, что телемедицина хороша в случаях, когда выздоравливающему пациенту нужно уточнить назначение или скорректировать лечение, чтобы лишний раз не подвергать себя риску и не идти в больницу в сезон эпидемии гриппа, например.

Государственная и частная медицина подчиняются одним законам и существуют в рамках схемы: спрос – цена – качество. В частной медицине быстрее обновляется и более эффективно используется материально-техническая база. Конечно, у частной медицины есть свои недостатки. Если оказание помощи в государственных клиниках регламентировано стандартом ОМС, то в частных пациенту стараются по максимуму предложить спектр медицинских услуг, даже то, что ему не нужно. В данном случае я посоветовала бы тщательно подходить к выбору клиники, читать внимательно отзывы на различных форумах-агрегаторах, заходить на сайты клиник, чтобы знать о возможностях клиники. Более того, когда вы выбираете платные услуги, тщательно читайте договор прежде, чем его подписать. Особенно, если это касается  предстоящей операции и манипуляций с вашим телом.

Кстати, о хирургических вмешательствах. Современная хирургия Татарстана – это уже не то, что было десять лет назад. Поэтому не стоит бояться. Большинство операций строится на минимизации доступа, применении эндоскопических и малоинвазивных технологий. Эра кровопролитных оперативных вмешательств уходит в прошлое. Мы меньше находимся на больничной койке, а значит, меньше выпадаем из социальной жизни. Да и на теле у нас остается меньше рубцов. К сожалению, рубцы остаются в душе пациента. Даже самая крутая высокотехнологичная виртуозно выполненная операция нивелируется, если по отношению к пациенту не проявили доброжелательности и не окружили его должной заботой. Последние пять лет в Татарстане внедряются мировые стандарты качества, в Казани проходят глобальные научно-практические конференции от американской клиники, которая считается законодателем системы качества, сервиса и особенного отношению к пациенту. Обучаются руководители государственных и частных клиник, но судя по опыту, только последние, действительно новые методы и меняют сознание своего персонала. В госклиниках остался все тот же системный принцип по отношению к пациенту – «чем строже, тем лучше»). Приведу личный пример.

За год мне пришлось перенести две небольшие операции (из-за травмы) в государственной и частной клинике. Палаты, оснащение были схожи, но отношение диаметрально противоположное. В одном случае ты – человек, в другом – статистическая единица… В госклинике безо всяких слов приветствия и объяснения в палату вкатывается каталка двумя медсестрами. Одна из них, не глядя на меня, бросает: «Раздевайтесь догола и ложитесь под простыню» – «В смысле? Совсем?» – «Сказано же, что голая». Обе медсестры укоризненно посмотрели на меня, не моргая. Я смогла только сказать: «Вы хотя бы отвернитесь…» Дальше – путешествие на каталке в лифте, где сотрудница везла меня до операционной вместе со всеми пассажирами, останавливаясь на каждом этаже, потому что «в лифте же есть место». Права человека или пациента? Нет, о таком не слышали! В операционной медсестра встретила очередной претензией: «Почему на волосы резинку не взяли и обручальное кольцо не сняли?» Только появление прекрасного доктора-хирурга вернуло мне веру в людей и успех операции.

Операция в частной клинике. Подробно и внимательно со мной общался анестезиолог, мне объяснили все, что будет со мной происходить. Дали рекомендации. Развеяли мои страхи. Подбодрили. Ко мне обращались по имени!

Я описала два этих случая с позиции обычного пациента не для того, чтобы сказать, что частная медицина лучше. Но на своем опыте не раз убеждалась, что отношение к пациентам в добротных частных клиниках совершенно другое, человечное. И, поверьте, это не только потому, что мы платим. В госклиниках иногда мы платим даже больше, чем в кассу частников. Все дело – в системе качества, которая должна начинаться в головах медработников не только со стороны врачей, а со стороны каждого сотрудника, кто пришел работать в здравоохранение, будь то гардеробщик, буфетчик или лифтер. Все эти люди – парамедики, сопровождающий персонал. И если человек не готов уважать и любить людей, то лучше поискать другую работу.

За много лет работы в медицине я давно уже привыкла к тому, что почти ежедневно ко мне обращаются родные, друзья, знакомые и просто мало знакомые люди с просьбой посоветовать им хорошего врача. Кстати, это еще раз подтверждает тот факт, что больному человеку важен именно врач, а не место его работы, поэтому пациенты придут за специалистом в любую клинику. По призванию и долгу службы я общалась и общаюсь с огромным количеством врачей и хорошо научилась отличать хорошего специалиста от плохого. Делюсь с вами своим опытом, или, как сейчас модно говорить, «лайфхками».

Как распознать хорошего врача:

– Хороший врач никогда не старается вам понравится. У него нет такой задачи. Это не актер, и он всегда, в любое время дня и ночи, уверен в своих профессиональных навыках и знаниях. Улыбка до ушей и беседы не по делу – вещи, за которыми часто прячутся специалисты, которые просто опасаются за свое место в клинике и поэтому ждут положительных отзывов от пациентов.

– Хороший врач никогда не ставит диагноз с первых минут консультации пациента. Медик, который действительно хочет вам помочь и вылечить, если это не критический случай, может совершенно спокойно вам сказать «давайте понаблюдаем», «мне нужно почитать или посоветоваться».

Хороший врач подробно расскажет о вашем состоянии и предупредит обо всех рисках, связанных с лечением или его отсутствием. После встречи с таким врачом у больных, как правило, не остается вопросов относительно своего состояния.

Хороший врач всегда понятно и внятно говорит. Вы должны понимать, что говорит вам специалист. Обилие специальной терминологии в речи медиков часто является не признаком профессионализма, а желанием спрятать за сложными словами свою неуверенность. Особенно это касается врачей, работающих с детьми.

Хороший врач, если он видел вас уже несколько раз, должен вас помнить. Понятно, что врачи каждый день контактируют с огромным количеством людей и не могут держать в голове имена всех пациентов и каждое произнесенное теми слово. Но, если вы наблюдаетесь у одного специалиста долгое время, а он до сих пор листает вашу историю болезни с самого начала, чтобы вспомнить, кто вы вообще такой, – это тревожный звоночек.

Хороший врач всегда вас слышит и всегда задает много уточняющих вопросов, которые могут вам показаться даже странными. Так он собирает для себя историю болезни. Более того, доктор может уточнить некоторые симптомы у ваших родственников.

– Хороший врач всегда работает в команде. Если ему будет нужно мнение узкого специалиста, он вас к нему непременно направит, а не будет пытаться действовать в одиночку. Если такой врач усомнится в своих выводах, он проконсультируется с коллегами, не переживая при этом за свою репутацию.

Хороший врач никогда не будет вам навязывать лекарственные препараты определенной фирмы. К тому же, он всегда в курсе фармацевтических новинок и с легкостью ответит вам, чем они могут отличаться.

Хороший врач любит хороших пациентов. Прежде, чем критиковать врача, желательно убедиться, что вы – хороший пациент: дорожите временем своего специалиста, не ставите себе диагнозы самостоятельно, выполняете все предписания и не запускаете болезни.

 

За много лет работы в медицине меня всегда удивляла и поражала одна вещь. Почему люди так поздно обращаются за помощью к врачу? Тянут до последнего, терпят, пока не становится хуже. Любой мало-мальски начинающий доктор скажет вам известную фразу: «Заболевание легче предупредить, чем его лечить». Я бы еще добавила «дешевле будет». Возьмите за правило раз в год сдавать анализы и проходить профилактические осмотры у узких специалистов. Быть здоровым намного легче, чем кажется. Десять тысяч шагов в день, самая простая зарядка утром, минимальное количество сахара за день, стараться не курить и есть самую простую пищу. Поверьте, в наших силах научиться любить  себя, а не жалеть.

Теги: идель медицина здоровье журнал идель

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев