Новости/Эксклюзив
  • «Экият-LAB»: перезагрузка произошла В Татарском Государственном театре кукол «Экият» сегодня завершила свою работу вторая кукольная театральная лаборатория «Экият-LAB».
    18
    0
    0
  • La Primavera зажигает звезды В рамках программы «Звезды на Завтра» в Казани состоялся концерт воспитанников музыкальных школ Татарстана. Все юные участники гала концерта прошли прослушивание и выдержали большой конкурс.
    23
    0
    0
  • "Мир-после": хоть трава не расти? В январе в одном из онлайн-кинотеатров состоялась премьера проекта «Мир после», участники которого пытаются понять, как изменится наша жизнь в ближайшем будущем.
    28
    0
    0
  • Регистрация ребенка на расстоянии В Казани в этом году в пилотном режиме запустят новый суперсервис «Рождение ребенка».
    47
    0
    0
Видео
  • Новый выпуск журнала «Идель»

1990-е – 2010-е В КУЛЬТУРЕ ТАТАРСТАНА. ПОДВОДИМ ИТОГИ

Какими они были, ключевые события и явления в новейшей истории культуры республики? Что коренным образом повлияло на мировоззрение творческих татарстанцев? Мы попросили наших экспертов вместе с нами «вспомнить все» – и составить «культурную» ленту поворотных моментов в истории за последние 30 лет.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ:
АЙРАТ БИК-БУЛАТОВ, журналист, доцент КФУ
АЛЕНА КАРИМОВА, поэт и переводчик
ГУЗЕЛЬ ФАЙЗРАХМАНОВА, искусствовед
НИЯЗ ИГЛАМОВ, театровед, завлит камаловского театра
МИЛЯУША АЙТУГАНОВА, директор «Татаркино»

Галерея «АРСЕНАЛ», открыта художником Ильгизом Гимрановым в 1987 году. За три года существования галерея стала «клубом общения», идейным художественным центром притяжения «неофициального» искусства со всего Татарстана, дала свободу в творчестве многим художникам-авангардистам.

Роман Аяза ГИЛЯЗОВА «В ЧЬИХ РУКАХ ТОПОР?» (1988-1989) о трагедии порядочного человека, интеллигента, который пытается следовать зову сердца в условиях тоталитарной системы. В 1990-е годы писатель создает произведения, ставшие образцами современной татарской литературы. Вклад Гилязова в развитие татарской литературы в глубоком раскрытии философских основ татарской истории и национального характера. 


Спектакли Фарида БИКЧАНТАЕВА – сами по себе значимые культурные явления. Главный режиссер Татарского академического театра им. Г. Камала и Заслуженный деятель культуры РФ – Фарид Бикчантаев – начал свою деятельность в 1989 году. С тех пор режиссер поставил более 40 спектаклей в разных театрах республики. С его приходом в театральной жизни Татарстана появилась новая эстетика, потребовавшая изменения принципов актерского существования. А постановки «Бичура», «Ромео и Джульетта», «Прощайте» и «Чайка» дали начало новому современному татарскому театру.

В клубе «ПРОМЕТЕЙ» в начале 1990-х годов было создано около полутора десятков видеоинсталляций. Работы коллектива в эти годы участвовали на многих фестивалях электронного и видеоискусства в Австрии и Голландии, Франции и Германии, Польше и Чехии. Эксперименты Булата Галеева дали новый виток развитию медиаискусства и видеоарта.


Пьеса «ЗУЛЕЙХА» Гаяза ИСХАКИ в 1992 году, после семидесятилетнего заточения, вновь была поставлена на сцене театра им. Г. Камала. Исхаки – известный деятель татарского национального движения, идеолог, а также незаслуженно забытый татарский писатель рубежа XIX–XX веков. Всю свою жизнь подвергался гонениям. Главной целью и смыслом жизни писателя была защита культурно-национальной независимости татар. С 1923 года и вплоть до «перестройки» все его произведения были запрещены.


Живописец и дизайнер Евегний ГОЛУБЦОВ, создав свою своеобразную постмодернистскую манеру в начале 1990-х годов, оказал влияние на творчество многих татарстанских художников. Благодаря Евгению Голубцову, в 1993 году в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан состоялась первая выставка авангардного искусства, представленная в совершенно новых современных формах. Произошла попытка приблизиться к современному художественному языку.

Появление Зули КАМАЛОВОЙ и МУБАЯ Зуля Камалова – певица из Удмуртии, татарка по происхождению – записала свой первый альбом в 1997 г., через несколько лет после переезда в Австралию. В 2007 г. ее альбом «3 ночи» был удостоен премии Австралийской ассоциации индустрии звукозаписи. Песни были исполнены на татарском, русском и английском языках. Мубай (Ильдар Мубаракшин) – исполнитель альтернативной татарской музыки. Используя в своем творчестве национальные татарские мотивы, Мубай придает им новое звучание через кантри- и соул-мотивы. Благодаря творчеству этих исполнителей, татарская эстрада и в целом музыкальная среда обогатилась, приобрела совершенно новое звучание и внушительное количество зарубежных слушателей – ценителей качественной музыки.

Театральный фестиваль «НАУРУЗ» был возрожден в 1998 году. Главной целью фестиваля является укрепление межтеатральных связей и взаимное обогащение театральной культуры тюркских и других народов. За время своего существования фестиваль стал одним из крупнейших и наиболее авторитетных фестивалей национальных театров. 

В 2000 году в Лондоне выходит «ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТОЛОГИЯ ТАТАРСКОЙ ПОЭЗИИ» в переводах Равиля Бухарева (писатель, историк, переводчик, поэт, автор статей по истории и культуре татарского народа в периодических изданиях Канады, Англии, Индии, Германии, Венгрии, Италии, Турции). С 1992 г. на радиостанциях БиБи-Си, «Свобода», «Голос Америки» Бухараев вел передачи, посвященные истории, культуре и современности татарского народа.


Создание спутникового телеканала ТНВ в 2002 году. Все, кто считает Татарстан своей исторической родиной, получили возможность быть в курсе событий татарского мира, а также слушать родную речь и знакомиться с новинками национальной культуры. Кроме того, Татарстан таким образом интегрировался в мировое информационное пространство.

Становление игрового национального КИНО. Фильм Ильдара Ягафарова «Куктау», снятый в 2003 году, стал первой полнометражной картиной на татарском языке. Появился стимул для создания новых работ, таких как «Зулейха» и «Боркетлэр» («Орлы») Рамиля Тухватуллина, «Бибинур» Юрия Фетинга, «Курбан-роман» Салавата Юзеева, «Рудольф Нуриев. Рудик» Фарида Давлетшина, «Ак чэчэклэр» («Белые цветы») Рената Аюпова, «Неотосланные письма» Рустама Рашитова, «Халима» Юлии Захаровой, «Мулла» Рамиля Фазлыева, «Байгал» Ильдара Ягафарова, «Водяная» Алексея Барыкина и др.

Казанский международный фестиваль МУСУЛЬМАНСКОГО КИНО. Начиная с 2005 г. Казань стала центром притяжения для кинематографистов мира. Ежегодно более 50 государств становятся участниками крупнейшего в России кинофорума. Для многих режиссеров исламских стран Казанский кинофестиваль – это «окно» в Россию, а для наших представителей отрасли – «окно» в мировой кинематограф.

Литературно-джазовый фестиваль «АКСЁНОВ-ФЕСТ» проходит в Казани  с 2007 года. В тот год фестиваль был приурочен к празднованию 75-летия писателя Василия Аксенова, родившегося в Казани. За все годы существования фестиваля в нем приняли участие многие именитые писатели, поэты и музыканты. Среди них: писатель Михаил Веллер, джазмен Алексей Козлов, музыкант Андрей Макаревич, поэтесса Анна Русс, прозаик Денис Осокин и т.д.

Реклама

Прозаик, сценарист и режиссер Салават ЮЗЕЕВ в 2007 году выпускает фильм «121» о Габдулле Тукае. Фильму сразу же приписали жанр – «татарский сюрреализм». Позднее был снят фильм «Курбан-роман» по роману Ильдара Абузярова. Он попал в лонг-лист всероссийской кинопремии «Золотой Орел». Салават Юзеев является автором более 50 фильмов, и, несмотря на споры и критику, его работы совершенно точно повлияли на развитие татарстанского кинематографа. 


Музыкальный рок-фестиваль «СОТВОРЕНИЕ МИРА» впервые состоялся  30 августа 2008 года. Президент фестиваля – Андрей Макаревич. Фестиваль, четыре года подряд проходивший в Казани на площади Тысячелетия, собрал множество разных национальностей и музыкальных жанров на одной сцене. Организаторы фестиваля были уверены, что в условиях межэтнических и религиозных противоречий нужно искать пути взаимопонимания, в том числе и через сцену. «Сотворение мира» набирало до 300 тыс. зрителей.

«КЛУБ 20/21» возник в 2009 году (под руководством кандидата искусствоведения Гузель Файзрахмановой) как совместный проект Центра Современного Искусства (Нижний Новгород) и музея-заповедника «Казанский Кремль». С момента создания в рамках «Клуба 20/21» состоялось множество выступлений ведущих российских критиков, художников, кураторов современного искусства, были проведены выставки актуального искусства на территории музея-заповедника «Казанский Кремль». Деятельность клуба направлена на популяризацию современного искусства.

«ТЕАТР НА БУЛАКЕ» 6 января 2010 г. представил свой первый спектакль «Зима» (по пьесе Евгения Гришковца). Театр задумывался как площадка, позволяющая молодым коллективам ставить свои экспериментальные постановки. За все время существования коллектив театра участвовал в организации различных мероприятий республики, поддерживал многочисленные детские благотворительные акции. 


Открытие в 2010 г. факультета кино и телевидения в Казанском государственном институте культуры позволило вырастить новое поколение кинематографистов и телевизионщиков, которые сегодня успешно влились в отрасль. Это Ильшат Рахимбай, Рустам Рашитов, Юлия Захарова, Айдар Габдрахманов, Амир Галиаскаров. Их киноработы стали уже историей новейшего татарстанского кинематографа.


Центр современной культуры «СМЕНА» начал свою работу в 2013 году. Помимо выставок современного искусства, коллектив «Смены» организовал двенадцать книжных фестивалей и три Международных фестиваля дебютного документального кино «Рудник».

Открытие музея-заповедника «ОСТРОВ-ГРАД СВИЯЖСК» Среди достопримечательностей острова огромное количество культовых православных сооружений. Одно из них – Успенский монастырь, включенный в 2017 г. в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо этого, с 2014 г. на территории острова ежегодно проходит Театральная лаборатория «Свияжск АРТель», целью которой является поиск нового художественного языка через преодоление традиций и условностей академического театра. За время существования в лаборатории приняли участие известные режиссёры Штефан Кэги, Массимо Фурлан, Роман Феодори, Дмитрий Волкострелов, Всеволод Лисовский, Тимур Бекмамбетов и др. 

«ЗУЛЕЙХА ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА» – роман татарской писательницы Гузель Яхиной – был опубликован в 2015 году. Роман рассказывает о тяжелой судьбе Зулейхи из далекой татарской деревни и выживании переселенцев в 30-е годы ХХ столетия. Роман получил положительные отзывы от критиков, однако неоднозначную реакцию от обычных читателей. Но, несмотря на это, мало кто может отрицать, что его появление стало ярким событием в татарстанской и российской культурной жизни.

 

Рустем САБИРОВ в 2016 году выпускает сборник «ВЕРЕТЕНО». В книге присутствуют элементы триллера, трагикомедии и бытового фарса, всего 12 произведений. Рустем Сабиров – писатель, прозаик, член Союза писателей Татарстана. Автор таких книг, как «Прощание с ангелом» (1991), «Странные истории» (1998), «Конец лабиринта» (2001), «Беглец» (2007). В 2004 г. за книгу «Конец лабиринта» он был удостоен Казанской литературной премии им. М. Горького.


НОВАЯ ВОЛНА ТАТАРСКОЙ ПОЭЗИИ. Творчество молодых татарских поэтов в последнее время занимает достойное место в культурной жизни республики. Несмотря на заметное отличие от предшественников разнообразием форм, стиля и поднимаемых тем, нынешних поэтов также волнуют вопросы самоидентичности и сужение сферы бытования татарского языка. Одни из самых полюбившихся – Юлдуз Миннуллина, Луиза Янсуар и Рузаль Мухаметшин – ведут разнообразную творческую жизнь, активно публикуются и уже отмечены престижными премиями. 


ФОНД «ЖИВОЙ ГОРОД»  был создан в 2013 году Дианой Сафаровой, Артемом Силкиным и Инной Ярковой. Фонд уже воплотил в жизнь множество знаковых проектов, которые стали событиями в сфере искусства не только Казани, но и всей России, прочно закрепив Татарстан на культурной карте страны. Сегодня Фонд объединяет множество творческих команд и ежегодно, при поддержке ряда партнеров, организует десятки событий в сфере театра, танца, выставочной деятельности, музыки, кинематографа и литературы.

Хореографический спектакль «АЛИФ», премьера состоялась 12 июля 2017 года. Создатели спектакля – режиссер Туфан Имамутдинов, хореограф Марсель Нуриев, композитор Эльмир Низамов и танцовщик Нурбек Батулла – посвятили его татарскому языку, который в 1927 г. был переведен с арабской графики на латиницу. Спектакль привлек внимание не только татарстанской, но и зарубежной публики. За этим завораживающим действом следили зрители Франции, Румынии, Азербайджана, Мехико, а сам Нурбек Батулла был удостоен главной театральной премии страны – «Золотой маски». 


7 декабря 2018 года состоялось открытие ГАЛЕРЕИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. Являясь самым крупным выставочным центром современного искусства Татарстана, галерея является экспериментальной площадкой для синтеза изобразительного искусства, видео и перформанса.  С момента открытия, в галерее прошло большое количество выдающихся проектов, среди которых: выставка «Inverso Mundus» арт-группы «AES+F», мультимедийная инсталляция «Павел Филонов» и т. д.

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама
  • Сфотографировать «АЛТЫН КАЗАН»
  • Снег...
  • Ретроспективный проект галереи «ТАТМЕДИА», представляет новогодние обложки популярных изданий ТАССР 50-90-х годов XX века
  • НОВЫЙ ГОД ПО-СОВЕТСКИ
  • «И НА ИЗЛЁТЕ ДНЯ И ГОДА СТОИТ ПОД СНЕГОМ ЧЕЛОВЕК…»
  • НЕМЕРКНУЩИЙ СЛЕД
  • АЛЕКСЕЙ РОМАНОВ группа «ВОСКРЕСЕНИЕ» 2020
  • Мир шкодников и их родителей
  • ДАЙТЕ ПЯТЬ!
  • ДМИТРИЙ ПОЛОСИН музей, ролики, свобода