Реклама
Новости/Эксклюзив
  • Памятник журналистам В Нурлате планируют установить стелу в честь журналистов всех времен.
    18
    0
    0
  • Программа: как не сойти с ума Для охраны психического здоровья россиян нужен федеральный проект. Об этом на совещании рабочей группы Комитета Госдумы по охране здоровья по законодательному сопровождению и мониторингу реализации национального проекта «Здравоохранение» заявил депутат Госдумы РФ от РТ Борис Менделевич.
    21
    0
    0
  • С миру по нитке Почти 9 млн рублей передали татарстанцы на благотворительность через портал госуслуг Татарстана за девять месяцев 2020 года.
    60
    0
    0
  • Казанку отдали французу Один из лучших ландшафтных архитекторов Франции Мишель Пена разработает проект ландшафтного развития территории вдоль ул.Сибгата Хакима от моста Миллениум до Кремлевской (Ленинской) дамбы включительно. На этом участке появятся новый парк и набережная.
    66
    0
    0
Видео
  • Вечные люди

Андрей Кузьмин: Главная задача СМИ – не опуститься до уровня фейка

Генеральный директор АО «Татмедиа» прошел большой трудовой путь. Начинал, как и положено профессионалу, с «земли» - работал простым корреспондентом в новостной телепрограмме. Руководил самой рейтинговой аналитической программой на городском телеканале. И вот теперь Кузьмин –ответственный за развитие медиаотрасли Татарстана. 

 

ШКОЛА «ЭФИРА»

В СМИ я пришел еще в начале 90-х, когда стал ведущим радио «Европа Плюс» во время учебы в Санкт-Петербурге. В Казань я вернулся по семейным обстоятельствам, затем после неудавшейся, слава богу, пробы на радио ГТРК «Татарстан», пришел на телеканал «Эфир» по приглашению Ильшата Аминова, тогда – руководителя программы «Город». Я немного растерялся, хотя мне уже тогда нравились ведущие этого канала Яна Валиди и Айгуль Мирзаянова, они были интересными и динамичными, совершенно не похожими на персон государственных телеканалов. Я пришел, попробовал – вот, до сих пор пробую себя в разных ипостасях.

Самое первое мое интервью, на которое я выехал, это был конфликт жильцов с управляющей компанией. Мы поехали снимать с покойным Володей Селиверстовым – классным оператором. На этих съемках с одной стороны была толпа орущих жильцов, с другой – бледный управляющий, который тоже что-то пытался им доказывать. Володя мне подсказывал, у кого взять интервью. Перед этим мне примерно рассказали, как делать конфликтные сюжеты. В итоге мы записали две кассеты, из этого нужно было что-то удобоваримое. Я представил, что это спектакль, где есть начало, развитие, кульминация и катарсис. У меня получился хороший такой спектакль на сорок минут. Программа «Город» шла пятнадцать минут, поэтому мне было велено сократить сюжет до двух минут. Я сутки сидел и с ощущением, что режу своего ребенка, кромсал сюжет. Это ведь глобальный человеческий конфликт! Потом я смотрел эту передачу, которую вела Яна. И две минуты! Я был очень разочарован. Но меня зацепил момент, когда всю суть можно пересказать коротко. В 1995 году я начал работать в качестве ведущего. Нас было четверо – Айгуль Мирзаянова, Яна Валили, Эдуард Хайруллин и я. Иногда к нам присоединялся Аминов, но как директор он все меньше и меньше выходил в эфир. В те времена все было демократично и свободно, можно было попасть на ТВ с очень приблизительным пониманием того, что происходит в жизни. Поэтому мне повезло. Потом со временем мы начали вырабатывать свою стилистику, ориентироваться на конкретных людей за чертой экрана. Потом пошли прямые эфиры.

В 1997 году я возглавил еженедельную аналитическую программу «Республика». Мы создали некую палитру – новости были из разных городов Татарстана, потихоньку пошла аналитика. У нас не было за плечами кондового советского ТВ – мы всего этого не знали и все делали «с колес». И была, действительно, свобода – над нами не довлела партия, какая-то цензура. Мы резвились, как собачки на лугу, это было очень весело. И вот этим мы заразили всю публику. Времена были такие – люди начали дышать, воспринимать все новое.

И второй момент – мы рассказывали о жизни простых людей на понятном им языке. Поэтому и «Эфир», и «Город» стали популярными, и до сих пор эта популярность держится. И эти же принципы мы стараемся внедрять на новом нашем телеканале «Татарстан-24». Этим же принципам мы обучаем наших журналистов в разных городах республики, которые объединены нашим телеканалом. И даем палитру новостей на всю республику и для всей республики.

В школе «Интерньюс» в Москве я обучался три месяца по направлению руководства «Эфира». Там преподавали ребята, которые уже знали, как снимать сюжеты. То есть мы получали навыки и по технологии самой съемки, и по сути подаваемых событий – что это должно быть просто, честно, открыто. Нас учили писать тексты для ТВ, которые строились совсем иначе, чем для газет. Поэтому когда к нам приходили люди после журфака, мы их учили заново. Если хочешь быть популярным на ТВ, излагать надо очень просто: как можно меньше деепричастных оборотов, украшалок. Плюс я еще два месяца был в Америке и посмотрел вживую, как это происходит. Там мы посмотрели технологию работы и полностью поменяли подготовку и выдачу материалов в эфир. Мы ввели систему продюсирования, чтобы журналист, выехавший на съемку с камерой, не получил от ворот поворот и смог отработать оперативно. Еще у нас было двойное ведение, и только потом оно появилось на центральных каналах. Кстати, в Америку не особенно охотно приглашали с государственных каналов. Мы же посмотрели Нью-Йорк, Солт-Лейк-Сити, Лос-Анджелес, Сиэтл. Это шикарнейший город, похож на Казань. И я с большой болью в сердце смотрел в 2001 году, как падали башни-близнецы, на которые мы залезали.

Из Америки мы вынесли многое. Но самое главное – мы вынесли некий дух свободы, то, что мы в наши молодые годы мы попали в струю обновления, неких демократических перемен, подъема – и экономического тоже. Мы понимали, что мы значимы. Нас узнавали на улице, и я этого стеснялся. Эта известность многим, к сожалению, людям с нестойкой психикой и моральной организации оказала медвежью услугу. На эту тему отлично высказался Познер: «Если в течение шести месяцев по телевизору показывать лошадиную задницу, ее начнут узнавать на улице». В профессии ведущего еще есть один парадокс – с виду невзрачный персонаж на экране может преобразиться, внушать доверие зрителям. Поэтому, если кто-то хочет в телевизор, но переживает из-за своей внешности, нужно идти и пробовать - это прикольная и классная профессия.

Сейчас еще более динамичное время, оно спрессовывается – если ты сейчас за десять секунд не зацепил, то все – внимание переключается. Особенно у молодого поколения – миллениалов. Технология со временем не меняется, просто добавляются какие-то технические штучки. Все минимизируется, нужно четко и ярко расставлять звуковые и эмоциональные акценты, чтобы зацепить, дойти до зрителя.

 

ОПИРАТЬСЯ НА ЭКСПЕРТОВ

Если говорить об организации труда, самое главное – в первое время выстроить свою работу. Потом все само работает, просто нужно периодически «смазывать шестеренки». Но здесь иногда требуется большое напряжение. Этому, наверное, нельзя научиться со стороны – понимать потенциал человека, который с тобой работает. Я чуть со смеха не умер – люди по тысяче долларов заплатили, чтобы попасть на коуч-семинар одного знаменитого российского журналиста, он начал рассказывать, как нужно здороваться за руку, с какой силой жать – какие-то благоглупости доносить до людей, я решил, что меня разводят. А людей начинаешь различать, когда много общаешься по работе. Журналистика тем и примечательна, что за день можешь пообщаться с десятками незнакомых людей. И ты от каждого набираешься, каждый тебе что-то приносит.

Вообще, когда не было интернета, подспорьем в работе журналиста были люди, эксперты в своей сфере. Чтобы получить информацию, нужно было идти в библиотеку или к специалисту. Тратишь целый день на то, на что сейчас уходит минут пять: погуглил – и тебе все на ладони. Перед тем, как выехать на сюжет, мы очень мощно прорабатывали вопрос. И журналист тот ценен, у которого большая база консультантов. Базу контактов никто не отменяет и сейчас: если ты хочешь разбираться в обстановке, ты должен выслушать несколько компетентных мнений.

Никогда нельзя считать себя умнее собеседника. И нельзя ни в коем случае нести отсебятину. Поэтому я всегда старался быть над схваткой, предоставлял слово другим людям. И нельзя считать идиотами людей, которые тебя смотрят. Задача журналиста – просто донести до них информацию и дать им возможность самим делать выводы. Единственное, что я себе иногда позволял – некий филологический стеб, игру слов, это уже каждый в меру своей воспитанности и начитанности делает.

Не навреди – это главный принцип и в нашей работе. У журналиста не должно быть своего мнения – он проводник. Он должен предоставить людям четкую взвешенную, продуманную информацию. Мы говорим о новостях. Аналитика сейчас исчезла, на ТВ пошли другие жанры. Если хочешь аналитику, заходишь в интернет и смотришь блогеров или компетентных в узких отраслях людей. Люди сейчас сами выбирают.

Мне сейчас жалко нашу молодежь, детей. Потому, что на них обрушился информационный поток, в сотни раз превышающий тот, который на нас в свое время падал. Сейчас нам остается только приучить их к информационное гигиене. Не заходите на сомнительные сайты. Определите для себя источники информации. Ищите то, что нужно.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СМИ

Реклама

Мы государевы люди. Я уже давно на госслужбе. Поэтому наша задача доносить до людей информацию о деятельности правительства и президента, муниципалитетов и обеспечивать обратную реакцию людей на наши материалы, на наш продукт. Это выражается в доверии людей к нам. Наш продукт должен быть удобоваримый, оперативный, честный, красиво и хорошо упакован, написан хорошим языком – русским, татарским, чувашским. Это не только телевидение, газеты, радио, но и сайты, соцсети и прочие средства. Поэтому мультимедийность – это главный тренд, который мы в последние годы разрабатываем.

Власть в Татарстане, слава богу, дает много информационных поводов. И они положительные. Нам есть, о чем рассказывать, мы избалованы – в некоторых регионах никогда не проходили и не пройдут такие федеральные и международные мероприятия, а для нас это естественно. Преобразовать событийный продукт, который нам предлагает власть, в продукт информационный и донести его до населения – это наша основная задача. Я считаю, что мы с ней справляемся. Потому, что ИА «Татар-информ» стабильно входит в четверку самых упоминаемых СМИ в Татарстане. А его татарская версия – это вообще сейчас номер один. Очень мощный рывок был сделан за последние два года в плане телевидения – наша идея с объединением информации со всех муниципальных районов и передача их сюда через «Татарстан-24» и обратно в районы с уже республиканской палитрой – это хороший продукт, который постепенно завоевывает сердца наших зрителей во всех городах и районах республики.

Как бы ни говорили о печальной ситуации с печатной продукцией, у нас падение тиражей идет в общемировых и общероссийских рамках – порядка семи-десяти процентов в год. Но это падение ожидаемое и прогнозируемое. Есть несколько причин, они на слуху. Во-первых, это проникновение других источников информации (интернет). Молодежь не читает газет, не смотрит телевидение и не слушает радио. Во-вторых, политика Почты России – повышение тарифов, что повлияло на покупательский спрос, ввиду слабой платежеспособности потребителей. Еще одна причина – естественная убыль людей, которые подписывались на печатную продукцию. Но, тем не менее, в районах газета остается главным источником получения информации.

 

СМИ В ИНТЕРНЕТЕ

У каждого печатного СМИ есть сайт. У районной газеты может быть две тысячи подписчиков, а на сайт заходит по пять тысяч читателей в день. В лидерах «Челнинская газета» – у нее десятки тысяч уникальных посетителей. Она входит в десятку самых посещаемых сайтов республики. Мы ставим задачу идти туда, где люди. Поэтому мы продвигаем нашу информацию в соцсетях, создаем собственные аккаунты. И совокупное число подписчиков ресурсов «Татмедиа» в соцсетях порядка полутора миллионов! Мы нарастили эту цифру за два года, и она продолжает расти. В 2016 году количество подписчиков было пятьсот тысяч, сейчас втрое больше. Людям интересна та информация, которую производят журналисты на местах. Поэтому количество потребителей не уменьшается. Я констатирую увеличение и не воспринимаю критику о том, что газеты и журналы не нужны. Они производят информацию, которая нужна людям. Люди за нее голосуют, заходя на сайт. Если в Мамадыше не будут оперативно и честно рассказывать о том, что у них происходит в городе, люди не будут к ним заходить на сайт, не будут сидеть в соцсетях и читать их новости.

Так как жизнь очень серьезно динамизируется, информация воспринимается в коротком формате. Не зря сейчас популярны сорокасекундные ролики в том же Ютубе. Да, аналитика тоже должна присутствовать – у нас для этого есть «События недели», где публикуются большие аналитические материалы, и их тоже читают.

На сайты многих печатных СМИ выставляются материалы и фотографии из бумажной версии. У нас есть критерии оценки успешности филиала, и посещаемость сайтов – один из главных критериев. Есть прекрасный пример: татарский женский журнал «Сююмбике». У них было 150 - 200 заходов в день. Бились-бились, главный редактор провела мозговой штурм, поняла необходимость этого – и теперь у них больше двух тысяч уникальных посетителей ежедневно. За полгода они в десять раз увеличили показатель, просто переместив акцент работы редакции на сайт. Работа журналиста усложнилась. Но без этого никак. И кто этому не придает значения – в проигрыше.

Бумажные версии газет и журналов до конца не исчезнут, но их тираж серьезно съежится. Те, кто читает бумагу, останутся. Это другой формат восприятия. На отдыхе или в самолете хочется именно пошуршать страницами, чем вычитывать мелкий шрифт в гаджетах.

 

ВСЕ ИЗ СЕМЬИ

Моим родителям за семьдесят, и отец спокойно сидит в «Одноклассниках», пишет какие-то посты, создает рисунки – очень активно этим занимается. Несколько лет назад застал картинку: он сидит у монитора и празднует с друзьями по скайпу – один в Новосибирске, другой в Москве – нормально!

А мои дети прекрасно читают бумагу. Это вопрос воспитания – как к этому относятся родители. И сын, и дочь много читают – и по программе, и вне программы. Я осилил «Войну и мир» в классе девятом. И то с третьего или с пятого захода. А сын ее перечитал четыре раза. Он любит классику. Хотя сам он учится в КФУ на ВМК, будущий программист. Этому нужно приучать с детства. Детей сначала нужно научить учиться, это годами воспитывается. В детстве все же немного шалопаи, и без жесткой палочной дисциплины не обойтись. Сын у меня с золотой медалью закончил школу, подтвердив результаты ЕГЭ. Дочка сейчас тоже круглая отличница. Потому, что мама сначала стояла с палкой рядом. Меня отстранили от занятий с сыном в третьем классе: он принес задачку, я в нее честно вникал, даже исправил ему что-то в тетрадке. На следующий день он принес тройку и было сказано – папа, ты больше не занимаешься учением детей. С тех пор мы на какие-то философские темы общались с ним. Дочка тоже и в интернете сидит, но она читает русских авторов.

Новое поколение не знает Чехова, Бунина, Толстого, Достоевского. А когда ты это читаешь, у тебя в голове откладываются слова, построение фразы. Это набор духовных впечатлений, которые складываются от прочтения таких книг. Ты становишься богаче, интереснее. Поэтому гаджеты – враг номер один. Умение получить удовольствие от неторопливых культурных памятников перебивается быстрыми и моментальными вспышками информационными. Человек, который привык пролистывать за минуту десятки месседжей, с трудом заставит себя сесть и почитать «Преступление и наказание» Достоевского.

Слава богу, у нас есть пласт культуры, который нас, россиян, делает высокодуховными людьми.

Татарстан – многонациональный национальный регион России со своим богатым наследием, в том числе и языком. Я честно пытался выучить язык, занимался с преподавателями. Мотивация серьезная, я понимаю язык – все-таки десять лет рядом с Президентом Татастана. Но говорить пока так и научился, нет пока методики, которая быстро обучит. Я считаю, что нужно владеть языком региона, в котором живешь и работаешь.

В завершении хочу сказать: уровень доверия людей к СМИ традиционно высокий, поэтому они как источник информации никогда не умрут, люди им будут доверять. Главная задача СМИ – не опуститься до уровня фейка.

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама
  • "Единый налоговый платеж" - ЕНП
  • "Кто такой самозанятый? Как стать самозанятым?Преимущества"
  • "Любишь кататься, люби и транспортный налог платить"
  • "Платим налоги - создаем будущее сегодня!"
  • Потребуй чек!
  • Пожар в парке горького. Фоторепортаж
  • Доблесть
  • Виртуальная АТС - MANGOOFFICE
  • Красная гвоздика
  • Мотоблок, ТВ, планшет и другие призы за подписку