-
В Татарстане начнется масштабная вакцинация населения от коронавируса В Татарстане начнется масштабная вакцинация от Covid-19.
-
Татарстан за труд Татарстан всегда активно участвует в пилотных проектах, реализуемых Минтрудом Росси, и показывает отличные результаты
-
Снова метель Из-за метели второй раз за неделю для автобусов закрывают трассы в РТ.
-
Сотрудники МЧС напоминают о мерах безопасности при купании в праздник Крещения Господня В ночь с 18 на 19 января православный мир отмечает праздник Крещения Господня или Богоявления.
-
ТУКАЙ, ДОШЕДШИЙ ДО БЕРЛИНА Как тигры воюем – нам бремя не бремя, Как кони трудимся мы в мирное время
-
Алты яшьлек бала кыйналып үскән... Фатирга кергәч, күршеләр коточкыч хәл күрә.
-
АНАТОЛИЙ ЛУППОВ: «Мне повезло: я больше смеюсь, чем плачу» В этом году Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова отмечает 75-летие. К счастью, мы имеем возможность общаться с людьми, которые стали свидетелями и творцами истории главного музыкального вуза республики.
-
Количество борцов увеличивается... Победители и призеры соревнований были награждены медалями и грамотами соответствующих степеней и денежными призами спонсора соревнований.
-
Вечные люди
КОРАН, который видел Тукая

Мой отец, писатель Рафаил Тухватуллин, еще в 1961 году записал по памяти рассказ двоюродной сестры своей мамы Сарбижихан апа: «В 1907 году Тукай, проходя комиссию в солдаты, остановился в деревне Кушлавыч. Он уже в то время был известным и любимым народом поэтом. Жители ближайших деревень старались позвать его в гости. Вот и мой папа однажды с большой радостью привел его в гости на чай. Мы выставили на стол всякие угощения, в том числе мед в сотах. Мы, девушки, стараясь не показывать лицо, носили к столу те или иные угощения, а сами незаметно разглядывали Тукая. Тукай разговаривал с папой, а сам почему-то все время смотрел на самовар. Потом, когда он ушел, и мы стали убирать со стола, то очень сильно удивились. Оказывается, Тукай, обмакивая спичку в растаявший воск, написал на самоваре следующие стихи:
О, красавица, не ленись почаще смотреться в зеркало!
Смотри на свое лицо, какое оно румяное и белое!
Оказывается, Тукай незаметно разглядывал нас в зеркале самовара и посвятил нам эти стихи…»
Гораздо позже на основе этой истории Рафаил Тухватуллин написал красивый рассказ «Путешествие в Кырлай», и этот рассказ был опубликован в книге «Моя душа в моих книгах». История имеет интересное продолжение. В прошлом, юбилейном для моего отца, году я принимал участие в литературных вечерах в Арске и Новом Кинере. В Новом Кинере одна женщина стала расспрашивать меня о моих родственниках. Это была учительница татарского языка Миляуша Зарипова, проживающая в деревне Новый Кишет.
Она сообщила, что у нее хранится старый коран, принадлежащий нашему роду. Оказывается, отец двоюродной сестры моей бабушки Сарбижихан (она ее назвала Сарбинохал эби) был муллой. Жили они по соседству от семьи Миляуши Зариповой. Когда единственный сын Сарбинохал әби погиб на войне, у нее помутился рассудок, и вскоре она умерла. После нее осталось чемодан старых книг. Много книг, в том числе один коран, взяла себе мама Миляушы. Все книги, за исключением корана, мама Миляушы передала собирателям старинных книг из Голландии. А Коран она сохранила и готова была подарить мне как семейную реликвию. Я очень хотел, чтобы она передала мне этот Коран на юбилейном вечере папы в Альметьевске, но делегация из Арского района не смогла туда приехать.
И вот недавно состоялось долгожданное событие: на съемках телевизионной передачи «Литературное сокровище» («Әдәби Хәзинә») в деревне Новый Иябаш Миляуша апа перед телекамерой в присутствии школьников передала мне этот Коран. Причем произошло это возле места, где стоял дом, в котором в 1924-м году родился Рафаил Тухватуллин. Это был очень волнующий момент. С этим Кораном я собираюсь выступать на различных литературных вечерах, в том числе в школах, в библиотеках, в музеях. Со временем, может быть, передам в музей, связанный с именем отца. Время покажет.
Архив журнала (ноябрь 2015)
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа