Новости/Эксклюзив
Видео
  • Вечные люди

РОССИЙСКОЕ ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ: сказка на ночь

31 марта в Казань должно было приехать ледовое шоу Этери Тутберидзе «Чемпионы на льду». Пока мы готовили эту статью, стало понятно, что коронавирус лишит нас возможности увидеть популярных российских фигуристов и, как минимум, половину мирового топа. Почему те, кто должен был приехать, так важны, чего вы лишаетесь, если не смотрите фигурное катание, и почему статья о спорте в журнале о культуре? Все ответы здесь. Российское фигурное катание (ФК) – одно из самых сильных в мире, и сейчас однозначно можно констатировать его новый взлет: сотни тысяч болельщиков, ожесточенные споры, гораздо более яростные, чем на футбольных ветках, путешествия на любимые турниры, подарки фаворитам и хорошие рейтинги просмотров. Для меня ФК ценно тем, что это соединение спорта и искусства. А в результате – создание единого произведения, где огромный многолетний труд слит с художественным образом (в лучших своих проявлениях). В связи с этим я не могу не вставить свои пять копеек о тех, кто стал Здесь и Сейчас символом фигурного катания, кто определяет мировые тренды, кто вдохновляет на создание разного вида творчества не только профессионалов данного вида спорта, но и болельщиков.

ЭТЕРИ ТУТБЕРИДЗЕ. Фигура тренера-режиссера, который полностью создает процесс тренировок. Тренер-автор, который к тому же рождает и определяет моду в мировом фигурном катании. Я не знаю никого, кроме Тутберидзе, кто бы так виртуозно «творил» индивидуальность для юных фигуристов. Этери Тутберидзе – снежная королева, строгий тренер, человек которого боятся и которым восхищаются, стратег, великолепно адаптирующийся к предложенным условиям и меняющимся обстоятельствам. При всём этом талантливый режиссёр, выверяющий «до мелочей» каждую программу, тренер, имя которого кричат на соревнованиях по фигурному катанию, и просто красивая женщина. Это все о ней. Ну и много разнообразных инсинуаций (разной степени бредовости), которые регулярно выдвигают боты и хейтеры всех мастей. Это ли не слава?! Фигурное катание меняется, это естественный процесс для любого организма или системы, только одним из двигателей этих изменений является Этери Георгиевна, и следить за этим весьма интересно. И здорово, что эти изменения не растягиваются на годы, а происходят прямо Здесь и Сейчас, на наших глазах.

ФАНАТСКИЕ ВОЙНЫ

 АЛИНА ЗАГИТОВА. Одна из самых популярных, талантливых и красивых фигуристок мира родом из татарской семьи Ижевска. За всю историю фигурного катания она одна из двух фигуристок в мире собрала «Большой шлем», то есть золото всех самых престижных наград в женском одиночном фигурном катании. Начала заниматься фигурным катанием в Альметьевске во дворце спорта «Юбилейный», где её отец играл за местный хоккейный клуб «Нефтяник». Сейчас занимается в Москве в группе Этери Тутберидзе. На Олимпийских играх в Пхенчхане в 2018 г. на золотую медаль претендовали сразу две российские спортсменки и обе из одного тренерского штаба:
Алина Загитова и Евгения Медведева. Женя старше, опытнее и титулованнее на тот момент, с большим фанатским клубом и славой одной из самых трогательных и захватывающих фигуристок. И Алина – 15-летняя «балерина в красной пачке», веселая, задорная и очень сильная. Все прыжки в ее программе стояли во второй половине программы (как правило прыжки.

Стараются ставить в самое начало, так как в тройных прыжках спортсмен испытывает перегрузку до 10 g, то есть в десять раз превышающую вес его тела! Говорят, что космонавты при спуске с орбиты выдерживают 4 - 6 g, то есть вдвое меньше). Во время Олимпийских игр даже у болельщиков пульс зашкаливает, а что говорить о спортсменах – для многих из них это самый главный старт в жизни. Я думаю, что о противостоянии Медведевой и Загитовой и о случившемся потом когда-нибудь снимут кино. Загитова выиграла золото, но многие в России посчитали ее этого золота недостойной (цензурных слов не подобрать). Дано: две талантливые спортсменки и не менее талантливый их тренерский штаб. Эта команда приносит нам три медали на олимпиаде. И большая часть болельщиков и фигурнокатательный бомонд в едином порыве начинает поливать их грязью. Не одну, так другую, не девочек, так тренерский штаб, а то и всех скопом вместе. Ещё Тэффи писала, что любовь русского человека проявляется именно в оскорблениях и указаниях на ошибки/недоделки и недоработки. Весь послеолимпийский сезон поклонники Загитовой переживали за девочку, которая научилась падать, научилась проигрывать, взрослела на их глазах после каждого обидного заголовка СМИ, где ее серебряную медаль на рядовом старте подавали как дно, с которого ей не подняться. Как противовес журналисткой вакханалии ее фан-клуб рос. К чемпионату мира 2018 нервозность достигла такого накала, что я лично не смогла смотреть женское одиночное в прямом режиме и о победе Алины узнала позже.

ЕВГЕНИЯ МЕДВЕДЕВА не заявлена в шоу с самого начала, но без упоминания бывшей ученицы Этери Тутберидзе не обойтись. Женя стала выразителем тонких программ на очень серьезные темы, а потом осознания, что эти чувства и эти мысли были отражением совершенно другого человека – ее тренера. Женя у Этери Георгиевны была волшебной. Она была зеркалом. Таким же прозрачным и звенящим. Отражая душу ЭТ, она могла сотворить сказку на льду. Причём не сотканную из реализма, а абсолютно символьную. Хрупкая девочка со своей почти эльфийской андрогинностью, погружала людей в музыку, рождая образы и заставляя погружаться во что-то своё, глубокое и неуловимое. Медведева казалась Сирано де Бержераком, а оказалась Кристианом – возможно, не плохим смелым малым, но звезд с неба не хватающим. И сам этот конфликт, не новый для литературы, стал предметом войны на просторах спортивного фигурного катания, превратив наше сообщество в предмет зависти для фанатов футбольных.

Уход Медведевой от Тутберидзе, в строжайшей тайне от самого тренера, но поддержанный и, возможно, сынициированный руководством Российской Федерации ФК, уход, в котором оказались замешаны, видимо, немалые деньги, для многих стал больше чем символом неблагодарности ученика к учителю. Сама эта ситуация стала возможной благодаря тому, что спортивная система взаимоотношений тренер – спортсмен нам досталась еще от Советского Союза. Тогда государство взяло на себя расходы за спортсмена, в том числе и оплату тренера, что, с одной стороны, открывает возможности для талантливых детей из небогатых семей, а с другой, открывает не меньшие возможности для панибратства чиновник – тренер, так как тренер, официально получающий очень маленькую зарплату, живет на субсидии, предоставляемые федерацией «за заслуги» (плюс отчисления с призовых спортсменов). Система эта очень закрытая, и трудно найти концы, но многие болельщики посчитали, что суперталантливая и независимая Тутберидзе, которая организовала целый конвейер самобытных и интересных чемпионок (Медведева, Загитова и медалистка олимпийских игр в Сочи Юлия Липницкая были только началом), потревожила осиное гнездо одним своим существованием. Уход Медведевой, любимой ученицы, сам по себе очень болезненный, стал, кроме того, спусковым крючком травли всего штаба Тутберидзе и оставшихся у нее учениц. А потом к этому «балу» подключились фанаты.

Мне все больше и больше кажется, что такого кризиса между Этери Георгиевной и Женей Медведевой не было бы, если бы не болельщики, причём все разом, которые и «за Женю», и «за Алину». Во многом вся эта фанатская вакханалия не дала возможности «сдать назад» и както разрешить ситуацию. Сейчас Евгения Медведева стала символом того, что уходить от Тутберидзе чревато последствиями, и единственный шанс увидеть ее на Чемпионате мира 2020 – это если бы она приехала туда комментатором. Оставшись богатой и знаменитой, для меня она перестала быть самым главным, что отличало ее от других фигуристок мира: ее программы ушли из мира искусства – в мир скользкого льда и денег. 

Реклама

КОМАНДА ТУТБЕРИДЗЕ: Сергей Дудаков (специалист по прыжкам), Даниил Глейхенгауз (хореограф), Сергей Железняков (хореограф вне льда, модерн), Людмила Шалашова (бывшая артиска Большого, благодаря которой появилось столько балетных программ на льду) и т.д. Все мы знаем, когда смотрим соревнования (или догадываемся), что тренерский штаб гораздо шире имени тренера, которое загорается на табло. Но как же редко этот тренерский штаб имеет индивидуальность! Не секрет, что ХХ век изменил понятие авторства, и сейчас в глобальных творческих проектах мы сталкиваемся с понятием команды гораздо чаще, чем с одним именем. Но для ФК это чтото новое. Это ни в коем разе не значит, что до Этери Тутберидзе не существовало командной работы. Но еще никогда мы не сталкивались в фигурном катании с пропагандой именно команды, где каждый со своей индивидуальностью и привносит что-то свое. Это позволяет одной команде создавать огромное количество очень качественных программ, которые должны учитывать множество специфических технических моментов, индивидуальность подготовки фигуриста и эмоционально подходящий художественный образ для более десятка топовых спортсменов, большинство из которых еще дети.

 

КАМИЛЛА ВАЛИЕВА родилась в 2006 г., фигурным катанием начала заниматься в Казани, когда ей было 5 лет. Сейчас она чемпионка мира среди юниоров, победительница финала гран-при среди юниоров, ее короткую программу «Девочка на шаре» отметила внучка Пабло Пикассо, и Камиллу называют одной из претенденток на медаль Олимпийских игр 2022 г. Еще пять лет назад фигуристок в таком юном возрасте знали только профессионалы и самые преданные болельщики ФК, сейчас Первый канал купил эксклюзивные права на трансляцию соревнований среди юниоров, и у Валиевой сотни тысяч просмотров. Программы Валиевой очень сложны не только в техническом плане (она делает прыжки в четыре оборота, которые не всем взрослым мужчинам удаются), но и своей второй оценкой за компоненты, у нее сложная современная музыка и интересные «взрослые программы».

ТРИ ДРАКОНА.

В мире, даже далеком от спорта, я думаю, известны имена Александры Трусовой, Анны Щербаковой и Алены Косторной. Уже в прошлом году выступавшие как юниоры ученицы штаба Тутберидзе порвали все рекорды и вызвали огромное количество споров в мире. Когда русские девочки стали выполнять прыжки в четыре оборота, пошли разговоры о том, что теперь их техническая непобедимость убьет красоту фигурного катания, потому что они еще слишком юные, чтобы уметь выразить эмоции на льду. Но давайте попробуем разобраться, что же они показывают, кроме прыжков ультра-си. Не секрет, что фигурное катание – довольно консервативный вид спорта, в нем годами отвергалась возможность допустить к соревнованиям музыку с вокалом, и неофициально считалось, что все, что выходит за пределы классической музыки, будет плохо воспринято судьями. Так долгие годы любителей ФК ждал набор Джульетт, Кармен и прочих нетленных женских образов, в которых нет ничего плохого, кроме одного: в культуре постоянно появляется что-то новое, что смотрят, читают и слушают молодые люди. В этом году Алена Косторная катается под музыку из довольно спорной молодежной саги о вампирах «Сумерки», Саша Трусова – под саундтрек из «Игры престолов» (о ее программе написал в своем инстаграм автор музыки Мэттью Беллами, вокалист группы Muse). Аня Щербакова под музыку Игоря Стравинского «Жар-птица» с авангардным балетом и в короткой программе под музыку из фильма «Парфюмер. История одного убийцы» с эмоционально очень сложным и тонким танцем. Прибавьте к этому огромную техническую мощь, где к таланту прилагаются не менее 10 лет труда и самоотречения.

И мы получаем интересную картину. Как правило, программы фигуристов отсылают нас к образам, уже созданным в искусстве, отработанным и принятым в кино, театре, балете и т.д. И только лучшие из лучших создают новые истории, образы или перепрочтения классики – как было с «Зимой» Алексея Ягудина, как с программами выдающегося японского фигуриста Идзуру Ханью, и теперь мы имеем целое направление в штабе Тутберидзе. Так программа Алены Косторной не идет за передачей образа довольно посредственной саги, она создает нам талантливую квинтэссенцию идеи взросления и выбора юной девушки. Программа Саши Трусовой не пересказывает сюжет «Игры престолов», она показывает нам хрупкую девочку, которая смогла приручить самых настоящих некиношных драконов. Ее пять прыжков в четыре оборота в одной программе – почти выход в космос, на наших глазах создается новая история спорта. И создается она через художественный образ, через идею преодоления и труда. И в такой подаче в образ королевы драконов нельзя не верить. Фигурное катание соединило в себе зрелищность гладиаторских боев с эмоциональной чувственностью театра. Но если современному театру, кажется, и не нужно, чтобы ему верили, то здесь эта вера – движущая сила всего фанатского движения. Возможно, все эти фанатские войны вокруг фигуристок Тутберидзе происходят потому, что нам очень не хватает человека в искусстве, понятных правил, труда и чести, в которые мы могли бы верить. И фигурное катание занимает новую нишу – там, где раньше царствовали театр и кино.

фото взяты из открытых источников
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама
  • "Гражданская война"
  • ЗУЛЕЙХА ХИСМАТУЛЛИНА. ДАЛЕКАЯ МУЗЫКА
  • Мио в Чужедальней стране
  • ФАНИС ЗИГАНШИН и вирус. Кто кого?
  • УСПЕЙТЕ ВЫПИСАТЬ ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ
  • Мантра: "убираем зажимы, дышим животом"
  • Буду резать, буду пить, стану милую гнобить?
  • «Полиционер»: Идеал на пути к мечте
  • ИЛСУР АЙНАТУЛЛОВ: «Когда я приехал в Казань, я вообще не знал русского языка»
  • ПОД НЕБОСКЛОНОМ ВЕЧНОГО ДЕТСТВА