Реклама
Новости/Эксклюзив
Видео
  • Переход на цифровое ТВ

Открывая мир

Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья – второй дом, где ребята получают не только образование, но и всестороннее развитие. Школы учат, помогают находить друзей и свое место в жизни, получать основы будущей профессии. Наш корреспондент Камилла Захарова побывала в гостях в трех казанских школах и познакомилась с замечательными преподавателями и учениками.

ГБОУ «КАЗАНСКАЯ ШКОЛА №172 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 Школа №172 – единственное в Казани коррекционное образовательное учреждение для слепых и слабовидящих детей (открыто в 2001 г.). На сегодня здесь обучаются 154 чел., 20 из которых – дети надомного обучения. Обучающиеся находятся в разных нозологических группах: слепые, слабовидящие, незрячие дети с умственной отсталостью. Это предъявляет дополнительные требования к организации образовательной работы. Для каждой из категорий создаются отдельные классы по 9 человек, но есть классы как по 5, так и по 12 учеников. Обучение в школе организовано с I по XI класс, по окончании которого выпускники получают аттестаты государственного образца, а многие из них благополучно поступают в казанские ВУЗы и техникумы.

 Учебный процесс в школе реализуется на основе таких инновационных подходов, как работа на специальной тифлотехнике, применение информационных компьютерных технологий, коррекционная подготовка. При демонстрации какого-либо наглядного материала на уроке каждый ребенок имеет возможность выйти к доске, потрогать и ощутить доступным ему способом предмет. Дидактический материал, который раздается по партам, представляет собой яркие иллюстрации без мелкой детализации. «По возможности учителя используют на уроках выпуклые дидактические изделия для того, чтобы ребенок мог не только рассмотреть, но еще и закрепить материал на тактильном уровне», – объясняет директор школы Елена Владимировна Шепынева. 

Как правило, педагогический состав в школе меняется крайне редко. Сейчас здесь работают 36 учителей. «Если человек приходит, то остается здесь надолго, потому что влюбляется в нашу школу и детей. Я очень довольна коллективом, тут есть мощный «костяк» людей, с которыми я начинала работать, еще будучи учителем начальных классов. Мы держимся вместе, поддерживаем друг друга», – говорит директор. 

Одной из основных задач, которые ставит перед собой школа, является раскрытие потенциала каждого ребенка. Она сотрудничает с детской музыкальной школой №13, а также с Адаптивной детской спортивной школой для детей с ограниченными возможностями. Такая школа существует на базе Дворца водных видов спорта. 
Учреждение вносит большой вклад в развитие обучающихся и их дальнейшую социализацию. В первую очередь, на базе учреждения дети могут реализовывать свои творческие способности, выступая на спортивных соревнованиях, различных фестивалях и конкурсах.

 Одна из учениц, многочисленными достижениями которой гордится не только школа, но и вся Казань, – незрячая вокалистка Олеся Машейко. В 2018 г. она участвовала в проекте «Голос. Дети», где на прослушиваниях поразила своим талантом судей и многомиллионную зрительскую аудиторию, а впоследствии дошла до финала телешоу в команде Валерия Меладзе. Увлечение музыкой и вокалом для девочки – это вся её жизнь. «Зимнее вдохновение», «Путь к Вифлемеевской звезде», «Хрустальное сердце мира», «Вдохновение», «Созвездие – Йолдызлык», «Добрая волна» – всех фестивалей, конкурсов и проектов, в которых она принимала участие и побеждала, не счесть. 

Еще одна яркая звездочка школы (выпуск 2019 г.) – юная певица Виктория Кайнова. В этом году вместе с Олесей они продемонстрировали вокальные номера с казанским камерным оркестром «La Primavera» на гала-концерте благотворительного проекта «Мы вместе!» Спеть под оркестровку «La Primavera» Виктории посчастливилось и на своем Последнем звонке в школе. Грандиозное выступление стало настоящим подарком для детей и родителей 172 школы. 

Еще один важный фактор социализации ребят – наличие профориентационной работы в школе. Она начинается с работы классных руководителей, тифлопедагогов, психолога и учителей-предметников на отдельно взятых занятиях. Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий. Обучающиеся IX-XI классов ежегодно участвуют в таких учебных практиках всероссийского уровня, как чемпионат профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», в 2018/2019 учебном году в дистанционных мероприятиях проекта по финансовой грамотности, а также в мероприятиях всероссийских открытых уроков портала ранней профессиональной навигации «Проектория». В этом учебном году выпускница XI класса И. Баймуратова стала победительницей чемпионата профмастерства «Абилимпикс» в номинации «Фотография».

ГБОУ «КАЗАНСКАЯ ШКОЛАИНТЕРНАТ им. Е.Г. ЛАСТОЧКИНОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» 

Казанская школа-интернат им. Ласточкиной – единственное в Казани образовательное учреждение для детей с нарушениями слуха. Оно начинает свою историю еще с XIX века. В январе 1886 г. купец И.Я. Павловский открывает первое в Казани училище для глухонемых, которое с 1995 г. носит имя известного российского сурдопедагога Е.Г. Ласточкиной, посвятившей обучению глухих детей всю свою жизнь.

Реклама

 Структура учебно-воспитательного комплекса учреждения включает в себя школу-интернат, дошкольное отделение и круглогодичный образовательно-оздоровительный лагерь «Ласточка». Дошкольное образование предполагает подготовку глухих и слабослышащих детей в возрасте от 3 до 7 лет, которые затем за 10 лет обучения в школе-интернате получают основное среднее образование, а за 12 лет – полное среднее. Всего в учреждении сейчас обучается 179 учеников и 42 воспитанника дошкольного отделения. Учатся здесь по пятидневке. Вторая половина дня весьма насыщенна: коррекционные занятия, кружки и спортивные секции, общешкольные воспитательные мероприятия, самоподготовка. Но режим дня соблюдается строго.

 «Миссия нашей школы – создание для успешной социальной адаптации обучающихся с нарушением слуха благоприятных условий посредством внедрения новых образовательных технологий и индивидуализации учебно-воспитательного процесса», – рассказывает директор школы-интерната им. Ласточкиной Миляуша Набиулловна Гафарова. На данный момент под ее руководством в школе трудятся 44 воспитателя и 68 педагогов. Основное внимание в своей работе они уделяют формированию и коррекции звуковой стороны речи на основе развивающегося слуха ребенка. Для этого широко используется звукоусиливающая аппаратура разных типов, информационно-коммуникационные и игровые технологии, а также верботональный метод. Помимо учебы, у воспитанников есть возможность заниматься в соответствии со своими наклонностями и интересами, то есть тем, что их увлекает. В школе функционируют 15 кружков и 3 игровые комнаты, установлены столы для игры в бильярд и настольный теннис. 

Школа-интернат им. Ласточкиной гордится достижениями своих воспитанников, призеров и победителей таких конкурсов и фестивалей, как «Возьмемся за руки, друзья», «Как взмах крыла», «Пасхальная радость» и многих других. В 2017 г. по итогам Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья» учреждение вошло в пятерку лучших школ России для детей с ОВЗ, а в ноябре 2018 г. стало дипломантом XIV Открытого республиканского конкурса на соискание премий Правительства РТ за качество. Также воспитанники приняли участие в региональном чемпионате по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс 2018», где заняли 1,2,3 места по компетенциям «Парикмахерское искусство» и «Фотограф-репортер». В феврале 2019 г. на базе школы провели I республиканский конкурс чтецов «Радуга звуков» для детей с нарушением слуха. Ребята демонстрируют не только творческие и интеллектуальные способности, но и спортивные. Среди них есть чемпионы мира, Европы, России и республики Татарстан. Совсем недавно несколько из них заняли призовые места на III Всероссийской летней спартакиаде инвалидов в Марий Эл.


По словам Миляуши Набиулловны, главная задача коллектива школы – это обеспечение качественного образования, способствующего формированию личности социально-адаптированного, физически, творчески и интеллектуально развитого, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире выпускника с ОВЗ. «Решение этой задачи будет способствовать успешному развитию школы и позволит сформировать ее имидж, с помощью которого мы сможем прослеживать динамику, сравнивать показатели своей деятельности с достижениями других организаций, чтобы понимать свои сильные стороны и выявлять области для улучшения», – подчеркивает директор. 

ГБОУ «КАЗАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №4 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 Школа-интернат №4 – образовательное учреждение для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью и последствиями детского церебрального паралича (основано в 1966  г.). На сегодня по адаптированным образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, согласно требованиям ФГОС, здесь обучается 189 детей из 8 районов республики и города Казани.

 В школе работает большой коллектив из 100 сотрудников: 51 педагог, 14 медиков, остальные – административно-хозяйственный персонал. Педагогические работники прошли переподготовку, практически каждый педагог, помимо основного педагогического образования, имеет профессиональную переподготовку в области дефектологии и олигофренопедагогики. «Прежде всего, чтобы работать в таком учреждении, нужно иметь большое сердце и любить детей. Знания, однозначно, должны быть у каждого педагога, потому что дети у нас непростые, особенные, чтобы их научить, нужно иметь особые навыки и знать индивидуальные особенности каждого ребенка, его психологию», – считает директор учреждения Зульфия Бариевна Габидуллина. Здесь царит доброжелательная, семейная атмосфера, к каждому ребенку относятся, как к своему. «Основная задача учреждения – педагогическая, психологическая, медицинская и социальная реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Благодаря работе педагогического и медицинского коллектива школы-интерната, есть динамика у детей», – говорит она. 

Много лет руководство работает в тесной связи с родителями учащихся. Ежедневно более 40 родителей целый день находятся в школе, сопровождают детей и помогают им. «Родители переживают за ребят, думают, как дать им больше, чем здоровым детям, и открыть им мир так широко, насколько это возможно», – подчеркивает заместитель директора по воспитательной работе Лилия Аминшовна Тегенева, сын которой тоже учился здесь.

 Гордость школы-интерната – уникальный школьный музей «Мужество», основателем и бессменным хранителем которого является заслуженный учитель РТ, учитель русского языка и литературы Генриетта Лукинична Кобякова. Начав работать в школе, где учатся особенные дети, она поняла: им необходимы примеры того, как многого могут добиться люди с ограниченными возможностями, если у них есть стремление и воля. В основе экспозиции музея – герои, которые, несмотря на свои недуги, сумели преодолеть себя: Ш. Карапетян, Н.  Островский, Ф. Достоевский, Д. Байрон, З. Туснолюбова и многие другие. Всего в музее собран материал о судьбах 500 человек. 

В школе проходит множество мероприятий и интересных встреч, отмечаются все календарные праздники. Организуются они при помощи ученического актива. Учащихся никогда не заставляют помогать, на все у них своя инициатива. Например, дети активно участвуют в озеленении территории: их руками посажены многие деревья и кустарники, растущие вокруг школы. «Большой плюс в том, что наши дети не говорят: «Я же инвалид». Они считают себя совершенно такими же, как и другие дети, и так же себя ведут», – говорит Зульфия Бариевна. Ребята принимают активное участие в спортивных соревнованиях и конкурсах, привозят дипломы и грамоты.

 Наверное, нет ни одного казанца, который не слышал бы историю ученика школы-интерната №4 Алексея Романова, родившегося без кистей рук и одной стопы. Ему была предначертана непростая судьба…
Однако ничто не помешало ему научиться виртуозно играть на фортепиано и покорить своими выступлениями всю страну. В 2019 г. талантливый пианист окончил школу. «Сейчас Алексей выступает за рубежом, стал писать музыку. Когда в последний раз приходил, сказал, что очень благодарен школе. Несмотря на то, что ему пришлось испытать в жизни, он – очень светлый мальчик, который остался хорошим, воспитанным, а самое главное, открытым к людям», – рассказывает директор. Стоит отметить, что выпускники школы поступают в ВУЗы, а затем по окончании учебы находят работу. Некоторые снова возвращаются в школу уже в качестве сотрудников. Учитель истории и обществознания Герман Юрьевич Анисимов устроился на работу в школу-интернат №4 сразу после окончания педуниверситета в 2009 году. С приходом молодого учителя дети сразу увидели в нем родственную душу и потянулись к нему. Их беседы, начинающиеся еще на уроке, не стихают на переменах и даже по дороге в столовую. Поговорить с Германом Юрьевичем посчастливилось и нам. 

«У них очень много энергии и вопросов. Порой от этого устаешь, но, раз они интересуются, значит, им нравится, как я доношу до них информацию», – рассказывает он о своих учениках. Были случаи, когда ребята приходили уже после сдачи ЕГЭ, вступительных экзаменов в институты и рассказывали, как им пригодилось то, что они обсуждали с учителем. Молодой педагог признается, что работает в школе не ради денег. «Мы хотим давать детям нравственное, патриотическое воспитание, развивать их гражданскую позицию. 
Стараемся привить им стремление поддерживать друг друга, чтобы они не оставались равнодушными к чужой беде», – говорит он.


 «Я видел школу с двух сторон – со стороны ученика и со стороны учителя – и могу сравнивать эти периоды ее истории», – подчеркивает Герман Юрьевич. Благодаря своей работе, он узнает для себя много нового в молодежной среде. Ему интересно современное поколение: дети сейчас больше открыты миру и по-другому рассуждают. Историк убежден, что в работе нужно постоянно совершенствоваться и идти в ногу с поколением. «Наша школа, – говорит он, – хорошо оснащена, с помощью мультимедийной техники я показываю ученикам презентации. Что я заметил: у современного поколения клиповое мышление. Детей нужно заинтересовать в течение пяти минут, им не подходят слишком большие отрывки текстов». Герман Юрьевич пытается разнообразить методы поступления информации, учит ребят анализировать и систематизировать ее. На уроках они постоянно спорят о тех или иных исторических фактах и даже играют в специальную игру под названием «Суд истории», где «судят» исторических деятелей.

 В старших классах ребят начинает волновать их будущее после окончания школы. Как им найти свое место в жизни? Смогут ли они реализовать себя и свои потребности во взрослом, часто жестоком мире? Подобные вопросы задают своему учителю и старшеклассники школы-интерната №4, а Герман Юрьевич старается всячески подбадривать их и внушать уверенность в себе.

фото из архива школ
 

Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама
  • Творидобро
  • Подпишись им выиграй!
  • Жилье
  • Куда звонить
  • мойтатарстан
  • инфографика стройтельство
  • .
  • Татарстна
  • иду на чемпионат
  • инфографика