Логотип Идель
Эксклюзив

«СОВЕТСКИЕ РУКОВОДИТЕЛИ ВЕЛИ СЕБЯ СКРОМНО»

Татарстан сегодня является одним из лидеров в России по многим социальноэкономическим показателям, культурному развитию. Лидерство Татарстана – это примета времени или свидетельство того, что республика смогла грамотно использовать наследие ТАССР? Что отличало руководителей советской Татарии от тех, кто стоит у руля республики в XXI веке? Ответить на эти вопросы мы попросили заведующего кафедрой конфликтологии Института социальнофилософских наук и массовых коммуникаций КФУ Андрея БОЛЬШАКОВА.

Татарстан сегодня является одним из лидеров в России по многим социальноэкономическим показателям, культурному развитию. Лидерство Татарстана – это примета времени или свидетельство того, что республика смогла грамотно использовать наследие ТАССР? Что отличало руководителей советской Татарии от тех, кто стоит у руля республики в XXI веке? Ответить на эти вопросы мы попросили заведующего кафедрой конфликтологии Института социальнофилософских наук и массовых коммуникаций КФУ Андрея БОЛЬШАКОВА.

Андрей Георгиевич, добрый день! В последние месяцы сразу несколько выходцев из Татарстана пополнили ряды федерального правительства. Такой карьерный рост во многом стал привычным. Размышляя об этом феномене, задалась вопросом: сильная «кузница кадров» – это примета времени или региональная традиция? 

– Безусловно, перемещения руководителей в Москву из Казани случались и в советское время, но во времена ТАССР карьера строилась несколько по иным канонам, чем сейчас. Например, первый секретарь обкома ТАССР Гумер Усманов, который уехал в Москву и занял там должность Секретаря ЦК КПСС в 1989-1990  гг., освободил свой пост для Минтимера Шаймиева. Это продвижение вверх было по партийной линии. 

Системной же «кузницей кадров» Татарстан стал уже в новой истории России. Времена изменились. Мобильность стала многоканальной, а не только партийной. Поэтому многие татарстанцы смогли войти в структуры федеральной и московской власти, продолжить свою академическую или творческую карьеру в Москве. Региональный имидж стал играть на социальное продвижение и карьерный рост. В этом плане татарстанский опыт, действительно, является региональной традицией или даже «школой». 

Но есть в этом и примета времени. Многие высокопоставленные деятели ТАССР, как и первые руководители Татарстана, были воспитаны в советское время и вели себя открыто и скромно в повседневной жизни, различных бытовых ситуациях. 

Например, Фикрят Табеев, личность международного значения, сыграл очень большую роль не только  в развитии ТАССР. В бытность послом СССР в Афганистане он проделал титаническую работу, налаживая дипломатические связи между странами. Так вот, мои старшие коллеги по университету рассказывали, как первый секретарь обкома ТАССР Фикрят Табеев выходил вечером прогуляться на набережную реки Казанки в сопровождении на почтительном расстоянии только одного телохранителя. Табеев спокойно встречался со знакомыми, разговаривал с гуляющими гражданами, которые не всегда узнавали в нем руководителя республики, но охотно говорили о своих нуждах и проблемах. Таким образом Фикрят Табеев узнавал информацию «из первых рук» и пытался помочь людям, если это было в его силах.

 А лично со мной произошел весьма забавный случай. В 1989 году я был студентом КГУ, и мне на паре по физкультуре предстояло бежать 3 км на время. Я пытался подготовиться к забегу, а потому тренировался на Черном озере и в Кремле. Надо сказать, что тогдашний казанский Кремль не был столь красив и ухожен, как сегодня, но был очень демократичен.  Нынешний Президентский дворец в то время не был даже огорожен забором, не было, естественно, и никакой охраны этой территории. 

Во время одной из своих тренировок, огибая садик, где был установлен памятник Ленину, я увидел впереди человека, который вышел из правительственного здания и оглянулся, услышав, что кто-то бежит рядом. Я поздоровался, он остановился и пожал мне руку. Потом я встречал его еще несколько раз. По всей видимости, он отпускал водителя и машину, и они его где-то ожидали на выходе из Кремля, а сам шел до ворот пешком. Время было уже достаточно позднее. О том, кем был этот человек, я не догадывался – Интернета-то тогда ведь не было. 

Каково же было мое удивление, когда, посмотрев выпуск новостей по местному телевидению, я понял, что моим знакомым был Мухаммат Галлямович Сабиров, который в то время возглавлял Совет Министров ТАССР, а потом стал Премьер-Министром Татарстана! 

В это время даже руководители республики могли позволить себе не задумываться об охране, хотя она наверняка была им положена…

– Сегодня Татарстан является примером благополучного сосуществования представителей разных национальностей и разных конфессий. Это современное достижение или так было и во времена ТАССР?

 – ТАССР была частью единой советской системы,  а жители республики – советским народом. Официально считалось, что нации в СССР развиваются за счет постоянного «расцвета и сближения». Но реальная картина межэтнических отношений была далека от идеала. И все же подчеркну: интернационализм большинства советских людей, живших в Татарии, вряд ли нужно подвергать сомнению. Победа в Великой Отечественной войне, послевоенное восстановление, всесоюзные гигантские стройки, полеты советских космонавтов в космос – все это было в то время на первом плане. Но ведь и состав людей, которые все это совершали, был интернационален. 

Большинство советских людей официально были атеистами, различные религии во времена СССР просто не признавались государством официально. Поэтому говорить о конфессиональном разнообразии в это время не приходится. 

После того как СССР рухнул, ситуация кардинально изменилась. Национальное и религиозное возрождение в Советском Союзе, а затем в Российской Федерации породило открытые конфликты на этнической и религиозной почве. Не избежал фактов этнического национализма и  Татарстан. Однако компромиссная политика руководства Татарстана позволила определить свои взаимоотношения с федеральным центром через подписание в 1994 году отдельного договора. 

Политика дружбы народов и мирного сосуществования разных конфессий – это заслуга уже современного руководства Татарстана. При этом не надо забывать о традиционном бесконфликтном существовании народов, населявших советскую Татарию. 

Конечно, в свое время были попытки заменить традиционный ислам в Татарстане его разновидностью салафитского толка. Но, к счастью, все эти ситуации, благодаря умелой работе руководства, не привели к массовому насилию. Сейчас же, как известно, главной болезненной проблемой являются вопросы, связанные с языковой политикой и развитием региональных языков. Но, уверен, и здесь власти республики смогут найти сбалансированное решение по вопросу изучения татарского языка в школах.

– Можно ли утверждать, что многие позитивные явления в жизни Татарстана основаны на достижениях ТАССР? 

– ТАССР достаточно быстро стала экономически развитой республикой благодаря промышленной индустриализации и отчасти коллективизации. Нашему сельскому хозяйству пришлось преодолевать много сложностей. Коллективизация, как и везде в стране, включала много насильственных действий со стороны советской власти. Но промышленность республики осуществила достаточно быстрый подъем, и планы первых пятилеток были перевыполнены.


Ну, а уж открытие нефтяных месторождений и добыча нефти позволили республике создать значительный экономический задел, который повлиял на развитие экономики уже современного Татарстана. Республика расширила ассортимент выпускаемой промышленной продукции, и этот верный ход дал возможность экономике быть устойчивой и вывести регион в лидеры.

 
– Какое место занимала ТАССР в РСФСР? Каков был вклад республики в «общий котел»? 

– База будущего экономического суверенитета Татарстана была заложена задолго до наступления перемен в истории страны. Особый задел был создан после начала добычи нефти в республике и развития нефтехимической промышленности. В ТАССР достаточно быстро развивались авиационная промышленность, автомобильная и другие. Но нефтяная отрасль была существенна не только для экономики РСФСР,  а, скорее, для всей советской экономики. Нефтедоллары позволяли решать многие нужды советского государства, в том числе, кстати, и в ширпотребе – товаров широкого потребления: обувь, верхняя одежда, домашняя утварь, мебель… 

Но вот что примечательно: в экономическом плане одна только ТАССР была гораздо мощнее, чем многие союзные республики Прибалтики, Кавказа, Молдавия. Это и помогло создать экономическую основу для требований властями республики в период перестройки представления ТАССР союзного статуса.

 Татарстан стал отстаивать свой суверенитет уже  в рамках Российской Федерации. Но идею полной  независимости Татарстана от России пропагандировали лишь некоторые националистические организации. Официальные власти и почти все население Татарстана настаивали только на экономическом суверенитете. 


– Руководители региона во все времена были известны и в Москве, и соседям Татарстана. Это и Мусин, и Табеев, и, конечно, Минтимер Шаймиев. Теперь – Рустам Минниханов. Чем, по-вашему, объяснятся такая многолетняя популярность татарских политиков? 

– Этнические татары – это один из государствообразующих народов России. Вторая по численности этническая группа в стране. Татары живут во всех российских республиках и краях. Поэтому не удивительно, что многие этнические татары занимали и занимают высокие позиции в российском обществе, что они известны в России и даже жителям других стран. Например, всероссийскую известность имеет врач-кардиолог Ринат Акчурин, который оперировал в свое время Бориса Ельцина, или популярный певец Ренат Ибрагимов.

 Особая роль принадлежит Минтимеру Шаймиеву, который долгие годы, занимая должность Президента Татарстана, существенно влиял на политическую повестку страны. 

Не менее известен на общероссийском уровне и современный Президент Татарстана – Рустам Минниханов. Его личный рейтинг является одним из самых стабильных среди рейтингов других региональных лидеров. 

 

Теги: Минниханов, 100 лет ТАССР, Татарстан

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев