Логотип Идель
Эксклюзив

ТЕАТР, НАУКА И ВЕРА В СЕБЯ

О премьере спектакля, выживании частного театра в период пандемии и о том, как по-новому смотреть на человечество в этот непростой год, мы поговорили с создателями Камерного театра «Театр.Акт»: Ангелиной Миграновой и Родионом Сабировым

О премьере спектакля, выживании частного театра в период пандемии и о том, как по-новому смотреть на человечество в этот непростой год, мы поговорили с создателями Камерного театра «Театр.Акт»: Ангелиной Миграновой (А) и Родионом Сабировым (Р)

НАУКА И ТЕАТРАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

 А: В 2018 году нас пригласили в театрально-научную лабораторию «Аннигиляция» Творческой лаборатории «Угол», кураторами которой были Олег Лоевский и Дмитрий Волкострелов и Инна Яркова. Когда мы согласились, мы даже представить не могли, в какую авантюру ввязываемся, что нас эта тема не отпустит как минимум еще два года.

 Р: Можно сказать, мы заразились тогда «бациллой» наук. Это оказалось потрясающе — изучать научные факты, на которые люди потратили свою жизнь, стали в чем-то первооткрывателями. 

А: И мы подумали, что театр, действительно, может быть платформой для популяризации науки, театр дает возможность науке прозвучать, а мы можем быть посредниками между наукой и зрителями. Если в «Аннигиляции» мы занимались точными исследованиям, тем, что уже доказано, то в лаборатории, которую мы провели только что в Доме Актера, мы размышляли больше о ментальной сущности. 

Р: У нас было три приглашенных лектора на лаборатории: кандидат психологических наук Марина Гаралёва, старший преподаватель кафедры морфологии и общей патологии Роман Урсан и заведующей кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики КГМУ Эдуард Якупов. Кроме научных лекций, были актерские тренинги, мы писали тексты и в итоге создали эскиз спектакля. 


С 11 по 15 ноября в Доме Актера  им. М. Салимжанова прошла Х Творческая Лаборатория «Свободная сцена». Тема Лаборатории: «Исследование человеческого познания и разума», а руководителями стали как раз Ангелина и Родион. В течение пяти дней в Доме Актера проходили тренинги, лекции, семинары и репетиции эскиза спектакля, показ которого стал итогом лаборатории. «Тема, которую мы выбрали, оказалась очень абстрактной и сложной. У нас был герой, который сам изъявил желание поучаствовать в предложенном нами эксперименте. Это был бесценный опыт и, однозначно, этот эксперимент мы будем продолжать. Надеемся, что эта работа сложится в дальнейшем в спектакль», — говорит Ангелина Мигранова.


А: Многое становится понятным, когда ты изучаешь мир исходя от «первородности», — через науку о человеке.

 Р: Нам интересны коллаборации театра и науки. Если в театре итогом становится создание нового художественного решения, то в науке ты становишься автором содержания. Поэтому это опыт более рискованный, более абстрактный, но и более интересный.


БУДУЩЕЕ И САМОИЗОЛЯЦИЯ

 Р: Наверно, у любого человека сейчас есть страхи, потому что неизвестно, чего ждать дальше… 

А: Какая-то паника внутренняя, конечно, есть…

 А: Мы живем в обществе и видим, что происходит с нашими знакомыми, и слышим новости, и понятно, что мы переживаем за близких. Больший страх не за себя, а за тех, кто рядом.


Р: Но самоизоляция стала и временем новых возможностей, мы стали изучать искусство в целом. Все началось, конечно, с ютюба, лекций, мастер-классов. Потом пошли книги. Мы вдвоем двигались отдельно, но в одном направлении и потом делились друг  с другом тем, что узнали. Это был огромный поток информации, но это было очень здорово.

 А: И потом у нас был фотоаппарат, и мы начали снимать, пока театр был закрыт. Потом мы сняли фильм и заняли с ним третье место на конкурсе, это стало большим бонусом и поддержкой. Появилась вера в себя. 

Р: Фотография стала для нас не столько новой сферой деятельности, сколько одним из способов фиксации времени и себя. Мы ответили на вопрос, хотим ли мы зарабатывать на этом, и поняли, что нет. 

А: Главная идея, которая нас сейчас вдохновляет – это объединение людей и гармония.

 Р: В пандемию у нас произошла переоценка ценностей: то, что мы считали важным, вдруг стало ненужным. Проблемы оказались надуманными, а мечты мелкими.

 А: Мы ощутили катарсис, который нас перенастроил. Необычно, что этот катарсис «пошел» от минуса, – от состояния брошенности, никому ненужности.

 Р: Поэтому и спектакль сейчас мы делаем о гармонии, о том, что всё едино. 


КОНТАКТ 

А: Мы сейчас готовимся к премьере спектакля, он будет называться «Контакт» по пьесе Ивана Вырыпаева «Ufo». Эта пьеса одна из самых востребованных сейчас в России. 

Р: Мы готовим его давно, не один год. Хотели выпустить до карантина, но пандемия поломала все наши планы. Шесть месяцев театр не работал, и это стало для нас серьезным испытанием. 

А: Хотя сейчас есть и положительные моменты: нас поддержали Фонд «Живой город» и Союз театральных деятелей РТ. Поддержали не только нас, а несколько независимых театров, это целая программа по Республике. Благодаря им, мы купили новую технику, которая была давно необходима: колонки, проектор, микрофоны, цифровой пульт и так далее. Для кого-то, может быть, ничего особенного, но для маленького театра это очень затратно. Нашему театру уже 9 лет, и мы давно мечтали купить проектор, чтобы работать с видео, и наконец-то наша мечта осуществилась. 

Р: И мы поставили перед собой задачу – выпустить спектакль, который станет событием прежде всего для нас, отказавшись от наработанных схем в попытке создать то, что еще не делали раньше. 

А: «Контакт» хотелось бы сделать не бытовым спектаклем, он о том, что может людей воодушевить, о том, что может вселить надежду. Во все времена люди хотят быть счастливыми, спокойными и уверенными в завтрашнем дне, но сейчас это обостренная потребность. Этот спектакль дает стремление идти к самому себе, погрузиться в определенную атмосферу. 

Р: Каждый в этом спектакле, надеюсь, найдет что-то свое. Мы хотим, чтобы зритель пришел и на 1,5 часа отдохнул душой, вырвался из мира проблем и страдания, побыл наедине с собой и набрался сил. Это такой отдых через работу над собой, через прохождение определенного пути. 

А: Как человечество мы стали технически развитыми, но не стали жить лучше или спокойнее, не стали больше наслаждаться жизнью. 

Р: Нам важно вернуться к самим себе, но мы – театр, и не менее важно провести к самим себе зрителя. Остаться наедине с собой. Вот мы были на почте, и там стоят бабушки, считают мелочь, и видно, что для них важна каждая копейка. Исторически у большинства народов почитался возраст и опыт. Даже в стае волков есть иерархия, в которой уважают возраст. Что делать с той ситуацией, когда люди за свою жизнь не заслужили спокойной старости? Не только пожилые, но и люди среднего возраста остаются «не у дел». Что делать с этой стремительной трансформацией человечества и представлений о человеке, что делать  с понятием справедливости?

UFO Предыстория: Вырыпаев задумал фильм про очевидцев НЛО. Он прочитал множество свидетельств и из огромного потока выбрал 14 человек, истории которых показались ему действительно интересными. Эти люди живут по всему земному шару, с каждым из них Иван говорил несколько дней и записывал все это на камеру. Чтобы оплатить все эти не самые близкие поездки, Вырыпаев попросил денег у знакомого олигарха. И тот оплатил ему эти расходы, киносценарий был создан, но ни один из продюсеров не решился его взять в производство. Тогда появилась пьеса из серии монологов о невероятном, о сокровенном, о тишине, гармонии, об осознании себя частью вселенной.

Фото Юлии Калининой и из архива "Театр.Акт"

Теги: время, культура, журнал "Идель"

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев