Кому на Руси жить хорошо?
«"Горе народам, которые побивают камнями своих пророков!"- говорит писание. Но русскому народу нечего бояться, ибо ничем уже не ухудшить несчастной его судьбы»
«"Горе народам, которые побивают камнями своих пророков!"- говорит писание. Но русскому народу нечего бояться, ибо ничем уже не ухудшить несчастной его судьбы»
А. И. Герцен
Русская литература XIX века задается тремя вопросами: «Кто виноват?», «Что делать?» и «Кому на Руси жить хорошо?». Так или иначе, все три вопроса остаются открытыми, вечно актуальными. Если ответ на первые два вопроса должен быть качественным, то ответ на последний — количественным, о чем говорит местоимение «кому» в его начале.
Поэма Некрасова написана более 140 лет назад. Magnum opus о путешествии семерых крестьянских мужиков, находящихся в поисках счастливого человека на Руси, где крепостное право едва было отменено. Сюжет поэмы — попурри из рассказов представителей разных статусов и сословий: от пьяного мужика до губернаторши. Мужики предположили следующие версии ответа на поставленный перед ними вопрос: помещику, чиновнику, попу, купцу, министру, боярину и царю. Их предположения не оправдались. У Некрасова действительно счастливым оказывается лишь солдат, вернувшийся с войны и отмеченный «даром Божьим» — Гришка. Каждая из историй поэмы призывает к одному: перестать терпеть, —действовать, действовать по правде, действовать искренне — только в таком случае возможно человеческое счастье.
Более чем 140 лет жилось хорошо на Руси, в том или ином её виде: при монархии или республике, с президентом или императором — всем по-своему хорошо (и по-своему плохо). Прапрабабушки скажут, что хорошо жилось царю и генералу от инфантерии; прадедушки — вождю социалистической революции или пионеру; мои ровесники — программисту или акционеру условного “Газпрома”. Но я бы с этим поспорил.
Вновь завяжем вечный спор о том, «кому живётся весело, вольготно на Руси». Осознанное начало жизненного пути каждого так или иначе связано со школьной скамьей. Хорошее среднее образование и школа в частности — один из аспектов успешного будущего не только для отдельно взятого человека, но и для страны в целом. Об этом 30 лет назад писал А.И. Солженицын, 170 лет назад — А. И. Герцен. Отвечая на вопрос «Кто виноват?», Герцен утверждает — плохое образование и царизм.
Обратимся к учителям. Хорошо ли живется на Руси рядовому учителю? Уверен, что нет. Обучить одного ребенка — колоссальный труд, что говорить про целый класс. Ведь классы, как и школы переполнены. Быть учителем сейчас — отважное и смелое решение, которое принимают единицы. Молодой, искренне заинтересованный в просвещении учитель — редкость. Молодой учитель, не отказавшийся от призвания после первых зарплатных квитков — исключение.
Может, хорошо живется ученикам? Человек — вечный ученик. Третий еврейский царь Соломон говорил: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». «Таланту нужно помогать, а дурак сам себе дорогу проложит», — гласит поговорка. Хорошо живется такому ученику, который живет в неведении и, следовательно, вне печали, тогда как другого неизбежно ждет вечная скорбь и разочарование.
Живется ли весело, вольготно на Руси служивому военному, который вернулся с войны живым? «И когда кто-нибудь вспоминал о войне, он топил свою совесть в тяжелом вине», — такие строки мы услышим в песне. Любая песня — отголосок эпохи. И Некрасов в поэме отдает должное роли песни в народном сознании.
Быть может счастлив на Руси чиновник, о котором все говорят? Вероятно, что и он несчастлив. Тяжёлая ноша — вечный обман, обременённость хоть и вольготной, но бюрократизированной, часто унылой работой. Чиновник, мелкий или крупный, занимающий должность с десяток лет, становится далек от народа. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», — так писано в Конституции.
Счастлив ли фермер на пастбище? Тяжела и его соха. Экологические бедствия, неурожай и непредсказуемая погода, конкуренция с агропромышленными гигантами, искусственно выращенные фрукты и овощи — все во вред нашему фермеру.
Вольготно ли на Руси писателю или музыканту? Несчастлив и он. О, какой тернистый путь написать, а после — издать свой труд. Еще хуже — не быть услышанным. Ведь «о чем невозможно говорить, о том следует молчать». Ужасная участь заготовлена интеллигенции на Руси: в лучшее случае — пароход, в худшем —…
Немногие счастливы на Руси и сейчас. А для счастья нужно все тоже, что и 170 лет тому назад — искать счастье в малом, действовать во благо общего дела, ценить нашу быстротечную жизнь. Пусть наша Русь и убогая, но и обильная, и бессильная, но и могучая, и всесильная. Какая бы ни была, все равно наша, Матушка-Русь.
Теги: литература, творчество, журнал "Идель", проза, поэзия, жизнь
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев