Логотип Идель
Кем быть?

Наивный оптимист или умелый телепат?

Черная кошка перебежала дорогу – не к добру, не постучишь по дереву – отпугнешь удачу, а в пятницу 13-го вообще лучше не шевелиться… Дурных примет в народе масса. И хорошо, что нам известны не все, а то бы… Ну, а что бы?! Почему мы поддаемся влиянию суеверий? А главное, откуда берутся странные приметы? Этому посвящены целые исследования.

Черная кошка перебежала дорогу – не к добру, не постучишь по дереву – отпугнешь удачу, а в пятницу 13-го вообще лучше не шевелиться… Дурных примет в народе масса. И хорошо, что нам известны не все, а то бы…  Ну, а что бы?! Почему мы поддаемся влиянию суеверий? А главное, откуда берутся странные приметы? Этому посвящены целые исследования. Ильдар Абитов – один из тех, кто около 5 лет занимается исследованием суеверности, поэтому о влиянии примет на сознание и жизнь человека мы решили поговорить именно с ним. 

Ильдар Абитов – кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психологии личности КФУ

Что такое суеверие?

Суеверия – это отдельные верования, которые включают в себя представление о потенциально «опасных» или благоприятных ситуациях, и готовность совершить ритуальные действия, «защищающие» от негативных влияний или, соответственно, «увеличивающие вероятность» благоприятного развития событий. Суеверность, в свою очередь – это особое отношение человека к окружающему миру, которое проявляется в его представлениях о существовании сверхъестественных сил, влияющих на его жизнь. 

Какова природа возникновения суеверия? Какие есть причины этого явления?

Таких причин множество. Исследования показывают, что среди причин суеверности можно назвать родительское влияние, особенности самой личности, подверженной суевериям – такие, как уровень тревожности; подверженность страхам и впечатлительность; локус контроля, образы, транслируемые в современной культуре через кино и СМИ, образование и сформированность критического мышления, мировоззрение ближайшего окружения, а также столкновение с разного рода необъяснимыми событиями. Отмечено, что с возрастом влияние родителей на суеверность детей уменьшается и усиливается роль собственного жизненного опыта, размышлений и выводов под воздействием обретенных знаний о мире. По результатам проведенного нами исследования большую роль в передаче суеверных представлений играют женщины (матери и бабушки). Однако данное исследование не закончено. Многие авторы связывают суеверность со склонностью искать причины и следствия даже там, где их невозможно обнаружить, так как в качестве причины в этих ситуациях выступает случайность.

Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним либо только внешним факторам.

Сколько вы уже занимаетесь исследованием суеверности? Как проводите исследования и что они в себя включают?

Около пяти лет я работаю над этой темой. Сейчас мы проводим эти исследования совместно с моими коллегами при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Мы исследуем суеверность в различных группах (возрастные группы; студенты; национальные группы; дети и родители; конфликтующие между собой супруги; люди, страдающие хроническими заболеваниями; люди, страдающие невротическими расстройствами; женщины с нормально протекающей беременностью и с патологией беременности). Например, людям, страдающим невротическими расстройствами, мы предлагали оценить вероятность того, что сбудется один из астрологических прогнозов, якобы построенных по их дате рождения, которую мы узнавали заранее. Один из вариантов прогноза был благоприятным, второй – нейтральным, третий – предостерегающим. Испытуемые из этой группы чаще, чем здоровые испытуемые, считали более вероятным благоприятный и нейтральный прогноз. Это согласуется с результатами исследований профессора В.Д. Менделевича, который выяснил, что одной из особенностей, предрасполагающих к развитию невротических расстройств, является неспособность учитывать негативный вариант развития событий («наивный оптимизм»).

Как суеверия и приметы влияют на человека?

Суеверия и приметы сами по себе никак не могут повлиять на человека. Суеверность же, по-видимому, влияет по-разному. Ряд авторов рассматривают проявления суеверности и веры в паранормальное как потенциально адаптивное поведение, приносящее психологические выводы. В то же время многие авторы связывают суеверность с такими характеристиками, как тревожность, депрессивность, склонность к беспокойству, проявлениями невротических и психосоматических расстройств.

Почему люди так часто попадают под влияние суеверий?

Вероятнее всего, люди становятся более суеверными в ситуациях, которые вызывают у них сильные негативные эмоции (страх, тревогу), и в условиях дефицита информации. Ну, и, конечно, при отсутствии возможностей контролировать происходящее.

А как бороться со склонностью к суевериям? И возможно ли это?

 Не могу ответить на этот вопрос однозначно. Думаю, что все люди в какой-то мере склонны к суеверным представлениям. Например, мы часто ищем причины произошедшего в то время, когда события разворачивались случайным образом. Не думаю, что с суеверностью нужно бороться. Вероятно, можно развивать в себе другие ресурсы и способы, которые могут помочь в ситуациях высокого стресса и неопределенности. Например, развивать свои аналитические способности, тренировать способы преодоления стресса, такие как самоконтроль и планирование решения, учиться оказывать и получать поддержку от окружающих людей. Тогда суеверные представления и ритуалы могут стать менее востребованными. Но, думаю, необычные и стрессогенные ситуации всегда будут влиять на повышение уровня суеверности. Суеверность является побочным эффектом нашей социальности: суеверные представления и ритуалы распространяются по сетям наших контактов с окружающими, люди узнают друг от друга о верованиях и ритуалах и практикуют их, чтобы чувствовать себя частью важной для них группы, например семьи.

Можно ли себя заставлять не поддаваться суевериям и идти в свой страх? Или, если человеку так комфортно, не нужно сопротивляться?

Заставлять себя «не поддаваться суевериям» очень сложно, потому что через некоторое время после того, как какое-либо верование усвоено, ритуальное поведение становится «автоматизированным», не зависит от усилий нашей воли. Суеверность, обычно, предполагает выполнение определенных ритуалов или выбор для действия особого времени или условий. Чтобы «идти навстречу своему страху», нужно запастись какими-то другими ресурсами и способами снижения тревоги, вместо суеверных представлений. Это может быть опыт столкновения с такими ситуациями, советы человека, который имеет такой опыт, поддержка близких и друзей, лучшее понимание ситуации за счет ее внимательного изучения и т.д.

Эффекты суеверности дают человеку чувство безопасности, уверенность, позитивный настрой, состояние спокойствия и ощущение контроля над ситуацией. Значит, верить в приметы – нормально?

Если Вы имеете в виду норму психического здоровья, то суеверность не является симптомом психического расстройства, то есть проявлять суеверность – это нормально. Если Вы имеете в виду норму статистическую, то многие россияне верят в различные паранормальные явления и используют ритуалы, то есть проявляют суеверность. С этой точки зрения проявлять суеверность тоже нормально. Еще один важный момент. Я думаю, что на выраженность суеверности влияет ситуация, в которой человек находится, то есть суеверность – это изменчивая характеристика. Нет людей всегда суеверных в одинаковой степени.

Суеверность как-то связана с возрастными особенностями, полом и ситуативными факторами?

Женщины больше, чем мужчины, вне зависимости от возраста, склонны разделять различные суеверные представления и практиковать различные ритуалы, а также верить в предсказания. 
У лиц в возрасте старше 26 лет более выражена вера в возможность магического влияния на их жизнь и жизнь других людей, в возможность переселения душ и общения с ними, а также вера в предсказания, в том числе астрологические прогнозы. Мужчины более зрелого возраста более склонны верить в предсказания, чем молодые мужчины. Женщины старше 26 лет более склонны верить в сверхъестественные способности некоторых людей и возможность общаться с душами умерших, чем молодые женщины. Молодые женщины более склонны верить в предсказания и суеверия, чем молодые мужчины.

Есть ли у Вас статистика, сколько людей верят в суеверия и приметы?

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, с 2015 по 2019 год сократилось количество россиян, которые верят в паранормальные явления, такие как колдовство и наведение порчи (48% в 2015 году и 31% в 2019 году), спиритические сеансы, экстрасенсорные способности отдельных индивидов. Уменьшилось число россиян, которые верят в приметы (50% в 2015 году и 33% в 2019 году) и в астрологические прогнозы (31% в 2015 году и 15% в 2019). При этом в 2015 году всего 7% россиян не могли определиться в своем отношении к существованию людей, способных предсказывать будущее, судьбу. А в 2019 году неопределенный ответ дает 27% опрошенных. Существенно выросло количество россиян, которые не могут дать определенного ответа на вопросы о возможности лечения биополем (31% в 2019 г. против 12% в 2015 г.), о возможности передавать и принимать мысли на расстоянии, перемещать предметы усилием мысли (25% в 2019 г. против 8% в 2015 г.).

Русская этимология слова такова: «Слово «суеверие» состоит из «суе» – «напрасное», «пустое» и «вера», т.е. пустая, напрасная. 
Еще в далеком 2010 году сотрудниками Университета Кельна в Германии было проведено исследование. Его результаты убедительно показали, что личные талисманы способны значительно повысить уверенность в себе и, действительно, увеличивают вероятность успеха! То есть личный амулет или четырехлистный клевер, или даже просто скрещенные за спиной на удачу пальцы,  и вправду, могут помочь нам сдать экзамен или выиграть в решающем соревновании.

Теги: Наука молодежь Татарстан

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев