Логотип Идель
Интервью

АЗАТ ГАЛИМОВ: «Талант без труда – ничто!»

Я был знаком с Семёном Ароновичем Ротницким, который с 1948 по 1960 был директором и старшим преподавателем Казанского художественного училища. Он писал мой портрет в 84 года, по 4 часа стоя, в три сеанса. Я уставал, позируя, а он работал. Умер Семен Аронович в 1986 году на открытии своей персональной выставки. Подошёл к микрофону и упал. Как солдат на посту... Вот с кого нужно брать пример молодым художникам. Быть честным с собой и не поддаваться модным тенденциям, если они тебе не близки. Даже ради заработка...

Азат Галимов - художник из Татарстана с питерской душой. Он пишет в жанре реализма, красочно и, вместе с тем, узнаваемо и правдоподобно изображает улицы российских и европейских городов.  И, конечно, Казани. На днях в центре «Эрмитаж-Казань» открылась его выставка «Между Западом и Востоком». Название экспозиции обусловлено месторасположением Казани: как известно, наша столица находится между двумя культурами, можно сказать, двумя мирами. Наш корреспондент поговорил с художником о его творчестве, мировоззрении, о том, что его радует и огорчает в жизни, что является источником вдохновения.


-Азат, как Вы пришли в живопись?

-Я родился в Татарстане, в Буинском районе, но, когда еще был в раннем детском возрасте, мои родители уехали на заработки в Инту, на шахтерский север. Я там рос и воспитывался до 5 класса. Видимо, поэтика белых северных ночей сформировала меня как художника: именно неброская красота севера стала для меня эталонной. Развлечений для детей там, на холодном севере, не было, мы себя занимали чем могли. И, возможно, поэтому я и начал рисовать. У нас была хорошая преподавательница из Ленинграда, она нам много рассказывала про свой любимый город, про музеи, архитектуру, великих художников. Ее рассказы очень действовали на детские души. Когда родители вернулись в Зеленодольск, я поступил там в Первую художественную школу, которая существует и по сей день. Следующим этапом было реставрационное отделение Волжского училища. В 1979 я переехал в Ленинград для продолжения учебы: Высшее Мухинское училище, ныне Академия Штиглица, закончил по специальности художественное конструирование, но всю жизнь занимался только живописью, потому что только к этому лежит душа.
 -Знаю, что Вы предпочитаете изображать городские пейзажи. Какие же города по-Вашему, помимо Санкт-Петербурга, наиболее живописны?
-Городской пейзаж меня вдохновляет, пожалуй, больше всего. Рукотворная красота вызывает огромное уважение к мастерам прошлых лет, которые оставили нам это наследие. Наверное, этим обусловлена тщательность проработки архитектурных деталей в моих работах. Петербург мне близок – это северный город, строгий и прекрасный в своём величии. Также мне близка Венеция, но не яркая летняя, с ее всепоглощающим солнцем, а зимняя, спокойная и тихая. Именно зимой я там и работал. Я бывал в разных городах многих стран. В каждом из них есть много схожего и много своих особенностей. Все города живописны, просто нужно найти свой мотив, который наиболее близок тебе, твоему понятию красоты. Можно попасть в любой уголок мира и найти там что-то своё, то, что трогает душу.

 -Не секрет, что для того, чтобы картина получилась удачной, важно проникнуться духом города, который изображаешь. Какими способами Вы это делаете? Может, ходите в местные заведения, парки, клубы, где общаетесь с жителями?

-Художник во время работы отрешается от внешнего мира, от его воздействия. Общение с местным населением хорошо в минуты отдыха, но когда ты переходишь на натуру, то сосредотачиваешься на своём внутреннем мире и пытаешься ощутить взаимосвязь с изображаемым местом. Можно долго стоять и просто смотреть, ловить перемену состояния природы, пока не почувствуешь, что вот именно этот момент тебя трогает, вдохновляет. Природа очень переменчива, свет наполняет все пространство и меняет его. Плотность облаков, рассвет, закат – все изменяют натуру до неузнаваемости. Художник должен найти созвучие в своей душе с тем, что он видит и попытаться переложить это на холст. Тут нужно не просто умение, но и особенное эмоциональное состояние. Это очень трудно объяснить, но всем творческим людям, думаю, это знакомо.
 

 -У вас нет желания вернуться в Казань?
-Я живу в Петербурге уже 41 год, и я абсолютно питерский человек и куда бы я ни приехал, всегда скучаю по городу, который давно уже стал мне родным. Казань очень хороша своим уютом, чистотой, очень давней историей и своим разнообразием. Тесное смешение двух культур - это очень российская история, которая может послужить многим странам примером. Я Казань очень люблю, мне здесь спокойно и уютно. Она напоминает детство и родительский дом. Нужно сказать, что я давно не был здесь, больше ездил по всему миру. Когда вернулся прошлой осенью, был просто поражён изменениями. Центр города стал очень ухоженным, видно, какую огромную работу проделали реставраторы. Казань не уступает европейским городам по красоте, поэтому я буду сюда возвращаться снова и снова, чтобы поработать над новыми и старыми видами. Казань уходящая, деревянная меня тоже привлекает. Это уходящая натура и нужно успеть ее запечатлеть.

 -Какие у Вас любимые места в Казани? Считаете ли вы город творчески просторным для художника? Что может сделать Казань еще лучше?

-В Казани меня привлекает исторический центр. Именно здесь лучше всего ощущается дыхание истории. Конечно, это даёт большое поле для творчества. Главное, чтобы художники имели такую возможность. Вы понимаете, что в наше капиталистическое время творческому человеку трудно отрешиться от обыденности, от необходимости зарабатывать. Это счастье, когда художник востребован и может своим творчеством зарабатывать себе на жизнь, не идя на компромиссы, чтобы угодить потенциальному покупателю. Было бы очень хорошо, если бы государство могло поддерживать творческих людей более активно. Это могло бы привлекать в профессию больше молодежи.


 -Есть ли у Вас кумиры среди художников?


-Все мои кумиры и учителя из прошлого - представители русской школы реализма и французского импрессионизма. На днях мы с коллегами посетили ваш Государственный Музей изобразительных искусств. Там представлены работы большинства из них.

 -Сейчас общество разделилось на противников и сторонников современного искусства. К какому лагерю относитесь Вы? По Вашему мнению, есть ли будущее у современного искусства?

-Современное искусство… Вопрос в том, что считать искусством вообще. В последнее время за него выдаются подделки, призванные вызвать шок, скандал и хайп, как сейчас выражаются. К сожалению, в арт-бизнесе «погоду» делают торговцы, которые используют художников для личного обогащения. Их не интересует искусство как таковое - их интересуют только деньги. Сейчас такого «искусства» очень много не только в изобразительном цехе, но и в театральном, например. Все наслышаны, я думаю, об этих скандалах. Но бывает современное искусство и очень интересным по технике, пластике и языку. Мне оно нравится, если задевает эмоционально, не оставляет равнодушным. Я в этом вопросе согласен с Андреем Кончаловским, который говорит о том, что не хочет искусство ПОНИМАТЬ. Я тоже считаю, что произведение призвано  вызывать чувства, трогать эмоционально. А вот что кого трогает, зависит только от самого человека. Поэтому и искусство такое разное, потому что люди разные. И это нормально.

 -Недавно в Казани, как известно, проходил пленэр, на котором художники из разных уголков России писали Казань, отображая ее красоту с самых неожиданных ракурсах. Расскажите о впечатлениях, оставшихся после мероприятия.

-Пленэры был грандиозный, проделана очень большая работа. Огромная благодарность за это Альберту Шиабиеву (член Союза художников РТ – прим.ред.). Все было прекрасно на этом мероприятии: и программа знакомства с городом, и техническое сопровождение работы художников, и размещение, и досуг после работы, и заключительная выставка участников. Все было на самом-самом высоком уровне. Редко так бывает. Художники очень интенсивно работали, город всем очень понравился, несколько человек даже не уехали после пленэра, а остались поработать ещё. В связи с карантином у меня получилась накладка  - пленэр практически совпал с подготовкой персональной выставки, поэтому не удалось полноценно поработать, пришлось отвлекаться на организационные вопросы. Но то, что я успел написать, хочу доработать позже и обязательно представлю на суд зрителей.

 -Знаете ли Вы кого-нибудь из молодых талантливых казанских художников?


-Казанских художников знаю плохо, в первый раз участвую в пленэре в Казани, и то мы приехали своей питерской группой, вместе и работали.

 -Что Вы посоветуете начинающим художникам?

-Любому начинающему художнику могу посоветовать только очень банальную вещь - работать каждый день, обязательно! Отпуск, не отпуск- это нашего брата не касается. Где бы ты ни был, бери кисть и пиши все, что видишь. Талант без труда - это ничто! Знаю многих талантливых ребят, которые очень хорошо начинали, а потом мало работали, не развивались и закисали. Нужно много ездить, набираться впечатлений, работать с сильными коллегами, постоянно совершенствуясь. Пока художник работает, он не стареет. Я был знаком с Семёном Ароновичем Ротницким, который с 1948 по 1960 был директором и старшим преподавателем Казанского художественного училища. Он писал мой портрет в 84 года, по 4 часа стоя, в три сеанса. Я уставал, позируя, а он работал. Умер Семен Аронович в 1986 году на открытии своей персональной выставки. Подошёл к микрофону и упал. Как солдат на посту... Вот с кого нужно брать пример молодым художникам. Быть честным с собой и не поддаваться модным тенденциям, если они тебе не близки. Даже ради заработка...

 

Теги: художник Питер Галимов

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев