Логотип Идель
Интервью

Без Михаила Юдина Казанская консерватория была бы иной

Пролистывая старые фолианты в Отделе редких книг Казанской консерватории, на титульном листе большинства видишь синий штемпель: «Дар проф. М.А.Юдина Казанской гос. консерватории». Студенты нечасто обращают на него внимание, а напрасно. Ведь за ним – бескорыстие и душевная щедрость, профессиональная самоотверженность одного из тех людей, без которых Казанская консерватория была бы иной.

Пролистывая старые фолианты в Отделе редких книг научной библиотеки Казанской консерватории, невольно проникаешься чувством особого благоговения перед вековой мудростью книг, на страницах которых запечатлены творения и мысли людей, живших несколько сотен лет назад. На титульном листе большинства этих книг стоит скромный синий штемпель: «Дар проф. М.А.Юдина Казанской гос. консерватории». Студенты нечасто обращают на него внимание, а напрасно. Ведь за ним – бескорыстие и душевная щедрость, профессиональная самоотверженность одного из тех людей, без которых Казанская консерватория была бы иной.

Михаил Алексеевич Юдин принадлежит к числу тех, кого принято называть «отцами-основателями» Казанской консерватории. Он был одним из немногих музыкантов-профессоров в столице Советской Татарии тогда, в победном 1945-м, когда указом Совнаркома была основана консерватория. Первый декан теоретико-композиторского и дирижерско-хорового факультетов, первый заведующий кафедрой хорового дирижирования, он был инициатором организации при консерватории хоровой капеллы. Именно он пригласил для работы в Казань ставшего впоследствии легендарным Семена Абрамовича Казачкова.

Родился Михаил Алексеевич Юдин 125 лет назад, в Петербурге, 30 сентября 1893 года. Биолог по первому образованию, выпускник Петроградского университета, Юдин окончательно связал жизнь с музыкой осенью сурового 1918-го: идет гражданская война, власть большевиков в стране еще не утвердилась, а Михаил Алексеевич поступает в Петроградскую консерваторию, которую оканчивает в 1923 году. 

Продолжатель традиций школы Римского-Корсакова, Михаил Алексеевич много преподавал, работал в народных школах музыкального просвещения, в Государственной хоровой капелле, музыкальном техникуме, много работал с самодеятельностью, был инструктором и лектором политуправления Балтфлота. В 1926 году он получил приглашение на работу в Ленинградской консерватории, где преподавал вплоть до начала войны, получив в 1939 году звание профессора. 

Первую блокадную зиму Михаил Алексеевич с семьей провел в осажденном Ленинграде. Рыл окопы, дежурил в пожарной охране, и не переставая трудился – писал военные песни, работал со студентами, не эвакуировавшимися с консерваторией в Ташкент, продолжал работать в политуправлении Балтфлота. Весной 1942 года он, тяжело больной, вместе с семьей был эвакуирован в Казань: здесь жили родственники жены, и семья неоднократно отдыхала на Волге. 

По приезду в Казань Юдин сразу включился в работу Союза композиторов Татарии – он знакомится с творчеством татарских композиторов, пишет музыку на татарские народные темы, обработки для хора, песни и романсы на стихи Г.Тукая, К.Наджми, А.Ерикеева. Осенью 1942 года Михаил Алексеевич создал первую в истории татарской музыки кантату «Яш патриотлар» на стихи А. Файзи, в 1944 – оперу «Фарида» на либретто К.Наджми, к 25-летию ТАССР – кантату «Туган ил». Много выступал Юдин и как лектор-музыковед, в том числе в Казанском университете, был организатором просветительской работы – по его плану работал музыкальный лекторий Татарской филармонии, на страницах казанских газет публиковались его статьи о проблемах национального искусства, рецензии на концерты педагогов консерватории и очерки о гастролировавших в городе музыкантах. 

После войны для многих ленинградских коллег Михаила Алексеевича новость о том, что он решил остаться в Казани, в только что открывшейся консерватории, была неожиданной – как, променять работу в первой российской консерватории на Казань? Но для Юдина возможность создавать «с нуля», помогать становлению нового вуза оказалась намного важнее, чем соображения некоего «престижа» – не место красит человека!

С открытием Казанской консерватории М.А.Юдин стал ее первым профессором, деканом, заведующим кафедрой, вел целый ряд учебных курсов и щедро делился своим опытом с молодыми педагогами, у большинства из которых не было практики вузовской работы. 

В 1945 году Михаилу Алексеевичу было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств ТАССР», в 1946-м вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». 

Последним крупным произведением Михаила Алексеевича Юдина стала опера «Через огонь», написанная в 1947 году к 30-летию Октябрьской революции. Увы, здоровье его было подточено напряженной работой и тяготами военного быта. 8 февраля 1948 года, в возрасте всего 55 лет он скоропостижно скончался по пути с репетиции хоровой капеллы домой. Утрата была невосполнима… 

В 1947 году, за год до своей кончины, Михаил Алексеевич передал Казанской консерватории ноты и книги своей личной библиотеки, перевезенной из Ленинграда и собиравшейся долгие годы. В послевоенное время, когда с огромным трудом можно было достать элементарные вещи – дверные ручки или оконное стекло, этот дар нельзя было переоценить. Редкие издания XVIII-XIX веков из Европы, ноты, напечатанные в дореволюционной России, стали доступны для студентов и преподавателей молодого вуза, и вот уже 70 лет они служат Казанской консерватории.

Книги соединяют людей даже простым фактом своего существования, физически связывая поколения, продлевая, насколько возможно, то, что мы называем культурой – мы словно через века соприкасаемся с людьми, которых давно нет. Но память о них хранится на страницах книг, в бумажной пыли, среди восьмушек и четвертных нот в фолиантах, которые хранятся на полках Отдела редких книг библиотеки Казанской консерватории и на титуле которых стоит полувыцветший овальный штемпель – «Дар проф. М.А. Юдина Казанской гос. консерватории»…


 

Галерея

Теги: Симфоническая музыка музыка консерватория

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев