Реклама
Новости/Эксклюзив
Видео
  • Переход на цифровое ТВ

Дань времени и моде

Интернет заполнен объявлениями о проведении различных семинаров, мастер-классов, лекций со лозунгами «У меня есть все, что надо для успешного человека, приходи – и ты станешь везунчиком» или «Помогу начать бизнес с нуля, подниму ваш доход до миллиона рублей» и тому подобное. Но на самом ли деле все так просто? Посетил мастер-класс или тренинг, хоп – и ты миллионер? Попробуем разобраться в терминах и понять, чем они различаются.

КОУЧ — это человек, который посредством непрерывного сотрудничества помогает клиенту найти ответы на все вопросы внутри себя самого. Его основная роль — выработать у клиента понимание, каким образом он может реализовать поставленные задачи. Коуч помогает в достижении профессиональных либо личных целей. В классическом понимании представитель этой профессии не должен влиять на принятие решений клиентом. Его задача – организовать процесс таким образом, чтобы человек сам добился желаемой цели.

 В отличие от тренера, коуч должен быть силен в психологии, поскольку сферой его работы является разум и подсознание. Это психолог, мудрец, человек, в котором сочетается жизненный опыт с фундаментальными знаниями. Именно поэтому многие становятся тренерами и консультантами, а вот стать настоящим коучем удается единицам. Слишком велика ответственность и цена ошибок. Поэтому велик риск попасться в руки шарлатану. Подыскивая для себя или своей компании коуча, желательно уделить внимание этому не меньше, чем при выборе стоматолога или адвоката.

Семинар (от лат. seminarium — рассадник, переносное — школа) —  один из основных видов учебных практических занятий, состоят в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. Используются и как самостоятельная форма тематических учебных занятий, не связанных с лекционными курсами. 

Тренинг (от англ. train — тренировать, обучать, воспитывать) —  систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга. Различают тренинг делового общения, тренинг продаж, перцептивный тренинг, поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг и др. 

Мастер-класс (от англ. master – лучший в какой-либо области, class – занятие, урок) — занятие в форме семинара или в форме тренинга, проводится экспертом (мастером) в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.

    Проводит мастер-класс опытный специалист (учитель/мастер/эксперт), который передает участникам уникальную, проверенную на собственном опыте методику, доказавшую свою эффективность. В процессе мастер показывает приемы работы, дополняя их комментариями, раскрывая профессиональные секреты из практики.

Вы замечали, что об успехе рассказывают «профессионалы» молодого возраста?  У многих из них нет практического опыта, но они считают себя специалистами! Сегодня коучинг, тренинги, мастер-классы превратились в бизнес, где происходит большой круговорот денег.  Многие из так называемых личных тренеров на самом деле не начинали свой бизнес, не работают в крупных компаниях и не знают жизнь изнутри. Единственное, что они могут предъявить, – это обладание некими методиками и инструментами, с помощью которых они обучают других.


И БЕЗ ПРАКТИКИ СТАЛИ СПЕЦИАЛИСТАМИ 

Отсутствие практики не мешает консультантам писать брошюры и трактаты, в которых говорится о передовых методах менеджмента, о правилах управления и рецептах успеха.
Почему людей привлекают мастер-классы и тренинги? Все скрыто в названиях, например: 500 лучших идей для действенной рекламы, 147 премудростей для менеджера, 50 способов достичь успеха, 22 беспроигрышных правила маркетинга, 7 дорог к эффективности. Вроде бы такие названия способствуют наглядности, но на самом деле пронизаны тем же самым формализмом и стремлением к упрощению. Здесь хорошо работает психология.

НЕТ ПОЛЬЗЫ, НО ЕСТЬ ТРЕНИНГИ 

Какие же недостатки есть у такой формы образования? Во-первых, на обучающих уроках даются стандартные советы и рецепты. Советуя точно применять их, менеджеры не учитывают частные обстоятельства и специфику бизнеса, не вырабатывают индивидуальных, подходящих именно для этой ситуации решений. Действуют как роботы.

Реклама

Во-вторых, тренинги создают у тех, кто в них участвовал, ряд иллюзий, мешающих объективно воспринимать себя и реальные ситуации.  

В-третьих, те, кто прошел мастер-классы, лекции и т.д., начинают думать, что знание определенных терминов автоматически повышает их профессионализм. 

Компании принимают на руководящие должности людей, прошедших определенное количество тренингов. Эти люди получают хорошую зарплату и свысока смотрят на других сотрудников, однако часто показывают свою неспособность быть креативными, вырабатывать нестандартные решения. В современном обществе есть такая тенденция: если человек посетил много обучающих тренингов, мастер-классов и лекций, значит, он многофункциональный специалист. Даже если у человека нет от природы качеств лидера или организатора, но он прослушал определенный перечень курсов, тренингов, значит, он – руководитель. Нет курсов и тренингов за спиной – значит, на руководящую должность претендовать не можешь… 

Однако вывести закономерность между наличием определенных знаний, полученных на тренингах, и лидерскими, управленческими способностями невозможно. Это подтверждают результаты исследования, проведенного Спенкером Стуартом, Томасом Неффа и Джеймсоном Цитрином. Изучив характеры, образование и пристрастия основателей и руководителей крупных компаний, исследователи констатировали: среди успешных бизнесменов и руководителей – люди с самыми разными чертами характера и набором знаний,  и рождены они под разными знаками Зодиака. 

Мы делаем вывод, что тренинги, мастер-классы, лекции и т.д. не подменяют личностные качества и не восполняют недостающие навыки человека. Итог: тренинги не подменяют личностных качеств и не восполняют недостающие навыки. В лучшем случае они лишь помогают раскрыть то, что есть в человеке, в худшем – блокировать это. Главный способ обучения и развития – личный пример руководителя. Он должен быть мастером своего дела, личностью и ценить личность в других.

Журнал «ИДЕЛЬ» провел опрос «Есть ли польза от обучающих уроков, стоит ли платить огромные деньги ради успеха, который тебе обещают?»

ЭНЖЕ ЗАКИРОВА, 41 год, преподаватель иностранных языков: 
–  Конечно, польза от тренингов есть, иначе они не были бы так востребованы. Но есть и такие, которые абсолютно бесполезны и вредны. На мой взгляд, частой причиной этого являются сами тренеры, они ведь тоже люди… Они могут оставаться в зоне своей компетентности, и если хорошо получается командообразование, то неважно, что заказан тренинг продаж или публичных выступлений, тренер принимает этот заказ и проваливает тренинг.

 Еще одной причиной бесполезного тренинга становится неспособность тренера немедленно реагировать на изменения в ходе обучения. Составляя подробный микродизайн тренинга, детально проговорив его с заказчиком, тренер не всегда решается отклониться от намеченного плана. Однако в ходе тренинга реакция участников может сильно отличаться от той, которую ожидал ведущий. Если используемые в процессе обучения приемы не увлекают участников, не вызывают у них нужной ответной реакции, тренер должен немедленно изменить тактику. Чтобы добиться нужного эффекта, ожидаемого заказчиком, нужно уметь применять совершенно другие формы и методы по ходу тренинга. Я знаю случаи, когда участники тренинга не приходили на второй день. Уверена: профессионализм – не слепое следование предварительному плану, а эмоциональная и интеллектуальная гибкость.

АЛЬБЕРТ ИБРАГИМОВ, 21 год, студент-маркетолог, читатель журнала «Идель»: 

– Большую часть тренингов я бы отнес к категории шоу-бизнеса. Эмоций много – толку мало. О полезности тренинга можно говорить, если его проводит человек с большим практическим опытом в том, о чем он рассказывает. Допустим, известный специалист на пенсии делится секретами мастерства. Либо успешный бизнесмен проводит мастер-классы, чтобы задать стандарты в отрасли. Хотя бывают исключения: например, португалец Жозе Мауриньо. Он не смог стать профессиональным игроком – не хватило необходимых навыков. Несмотря на это, сегодня он является одним из самых востребованных тренеров. Разобраться в полезности тренинга просто. Почитайте книги или статьи тренера. Если найдете в них что-то для себя новое, можете смело посетить его тренинг. А вот если не найдете или у тренера нет книг и статей, то от общения с таким тренером я бы воздержался.

ЛЯЙСАН ВОЛОЖКИНА, 35 лет, тренер по развитию бизнеса: 

– Если тренер теоретик и непрофессионал, от мероприятия пользы не будет. Только человек, разбирающийся в тонкостях бизнеса, имеющий опыт работы, понимающий специфику бизнеса и учитывающий особенности конкретной аудитории, может провести тренинг качественно. Информация из уст любителей или теоретиков может сильно навредить. Мы часто выступаем с докладами на семинарах и конференциях и не раз сталкиваемся с непрофессиональным подходом в этой сфере – нельзя знать все обо всем. Также необходимо помнить, что тренинг лишь тогда будет эффективным и принесет пользу, когда теория подается не в чистом виде, а в приложении к тому виду деятельности, которой занимается компания. 

К чему приведет такое обилие обучающих уроков, остается загадкой. Но одно мы с уверенностью можем сказать: пока вы сами не захотите стать лучше или сделать свой бизнес прибыльным, никакие мастер-классы, лекции, семинары вам в этом не помогут. Не забывайте: все в наших руках!
 

Иллюстрации из открытых источников  

Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама
  • Куда звонить
  • мойтатарстан
  • инфографика стройтельство
  • .
  • Татарстна
  • иду на чемпионат
  • инфографика
  • WS
  • Баннер ТМ
  • Цитаты из журнала