Логотип Идель
Интервью

«Как это делается?» – «Библионочь» с Ильёй Славутским

Накануне в Центральной городской библиотеке Казани состоялась творческая встреча с народным артистом Татарстана, самым популярным актером и режиссером театра имени В.И. Качалова.

Накануне в Центральной городской библиотеке Казани состоялась творческая встреча с народным артистом Татарстана, самым популярным актером и режиссером театра имени В.И. Качалова.

Акция «Библионочь-2019» приурочена к Году театра в России, поэтому публике была представлена программа под названием «Весь мир – театр», а участие в ней Ильи Славутского было вполне закономерным – вся его жизнь неразрывно связана с театром. «Для меня, как для человека театрального, книга – святая вещь, потому что театральное искусство без литературы не существует. Любые спектакли и театральные проекты так или иначе связаны с литературой. И, как правило, все хорошие спектакли получаются на основе драматургии, прозы и поэзии», – отметил спикер в самом начале встречи.

Специально для того, чтобы прочитать публике что-то новое и интересное, актер принес с собой в библиотеку книгу чешского писателя и драматурга Карела Чапека «Как это делается?». Это цикл ироничных произведений о том, как снимается кино, создается газета и ставится пьеса в театре. Раздел «Как ставится пьеса» по праву можно назвать путеводителем по закулисью театра в комедийном ключе. 
«Когда я читал его в детстве, мне было просто смешно и здорово, а когда я вернулся к нему в сознательном возрасте, уже зная, что такое театр и работая в нем, для меня он стал гораздо ближе и все ближе становится. Я не перестаю удивляться, насколько автор был “в теме”, как модно сейчас говорить. Настолько глубоко он понимал, что такое театр», – отметил артист.

Сюжет произведения, которое  исполнил Илья Славутский для участников акции «Библионочь-2019», довольно прост – это история о муках драматурга, который отдал свою пьесу на постановку в театр. Самое интересное начинается после ее утверждения: распределяются роли, режиссёр предлагает свою трактовку, а автор ужасается происходящему и пытается сохранить первоначальный замысел. После этого начинаются нескончаемые репетиции, с трудом состоявшийся генеральный прогон и, наконец, премьера. Все это сопровождается многочисленными комическими ситуациями: актеры волнуются и путают реплики, оставляют реквизиты не на тех местах, ссорятся с режиссером и многое другое.

Талантливое актерское чтение Славутского все слушали, затаив дыхание. После было ощущение, что ты побывал за кулисами и стал свидетелем того, как происходит становление спектакля от распределения ролей до его премьеры. Слушателей волновал вопрос: на самом ли деле в театре все происходит так, как описано в книге?

«Я должен совершенно ответственно вам заявить, что это безумно точно. Это очень похоже на правду. Я бы сказал, это почти все правда. Конечно, приукрашенная и содержащая в себе вещи, устаревшие технически. Например, сейчас больше не существует суфлера, но в принципе, по сути и ощущениям это абсолютная правда», – объяснил артист. Поскольку театр – живой организм, такие форс-мажоры являются неизбежными и случаются все время. В театре как в жизни: все может измениться даже от взгляда партнерши, которая посмотрела на актера по-другому. Также артисты могут забыть слово и моментально заменить его синонимом, а зритель даже и не заметит подмены.

В течение вечера Илья отвечал на самые разнообразные вопросы. Один из них – какая профессия ближе для него, актер или режиссер? По мнению спикера, это две очень разные профессии, и ключевое отличие между ними заключается в том, что режиссер – это целое, а актер – всегда часть. Он считает, что актер в этом смысле более безответственная должность. Он играет и получает удовольствие от того, что придумал и поставил режиссер.

Славутский утверждает, что умеет переключаться с роли режиссера на роль актера и наоборот. Удивительным образом он научился разграничивать у себя в голове эти две профессии. «Большее удовлетворение и честолюбие мне приносит режиссура, потому что я понимаю, что это сделал я. Это невообразимое удовольствие, когда ты понимаешь, что вот оно вдруг ожило и стало чем-то. Люди смеются и плачут именно над тем, что придумал ты. Это ни с чем не сравнимо», – признался он.

«Режиссер – героическая фигура. Он подчиняет своей воле несколько сотен человек и несет ответственность за все и всех: за каждый поворот головы актера, за каждую пылинку и за все элементы спектакля в целом. Если он проходит удачно, зритель хвалит актеров, а если что-то идет не по плану, всегда виноват режиссер. «В этом есть великая несправедливость – когда хорошо, зрителям кажется, что артисты здорово играют. Но они не знают, что для этого режиссер месяц добивался от актрисы А, чтобы она правильно сказала фразу. Когда вы видите написанную картину, вы же не знаете, сколько художник страдал и сколько подбирал краски. Вы видите готовый результат, но сколько за этим стоит боли и крови вы не представляете», – отметил Славутский.

Также Илья Славутский рассказал о ряде должностей в театре, предполагающих наличие образования, но не обязательно специального. Одна из таких должностей – билетер. На этой должности лежит большая ответственность – билетеры решают вопросы удобства зрителей и отвечают за их безопасность. «В театре нет должностей для развлечения. Это серьезный каждодневный труд от первого до последнего человека. Все работают ради одной цели – чтобы каждый вечер зрители приходили в зал и видели чудо-спектакли», – рассказал он.

Илья Славутский сообщил, что билеты на премьеру нового уникального проекта театра имени В.И. Качалова «Зимний трамвай» раскупили буквально за несколько часов. Она состоится 2, 4, 10 и 25 мая. Несмотря на то, что сейчас режиссер активно занят работой с актерами, он успевает самостоятельно искать реквизиты для проекта. Шапки, пальто, ботинки – эта и другая повседневная одежда нужна для того, чтобы по итогу собралась настоящая картинка. 

Последний вопрос, который был задан режиссеру, связан с качествами, которые необходимы хорошему актеру. Он считает, что актер должен быть талантливым, умным, знать жизнь, интересоваться литературой и кинематографом. Попадая в театр, человек должен заниматься самообразованием, и если он не делает этого, то это неминуемо ведет к проблеме. Например, если артист играет биолога, он обязан знать, как резать лягушку. Да, возможно он и не будет этого делать, но понимать, что это такое, он должен. Также театр не терпит такого качества, как равнодушие. Чтобы работать в театре, нужно всей душой любить его. Именно тогда рождается чудо, о котором пишет Карел Чапек, считает Илья.

В финале творческой встречи состоялся розыгрыш пригласительного билета на спектакль «Пять вечеров». Счастливой обладательницей билета стала студентка Алия Саетгараева.
Напомним, ежегодная акция «Библионочь» проводится по всей России с 2011 года. Это единственное время, когда множество библиотек открыты для посетителей в вечернее и ночное время. Участники акции: литературные музеи, культурные центры, книжные магазины и библиотеки готовят выставки, проводят тематические экскурсии, мастер-классы и встречи с известными писателями. Акция проходит с целью поднять интерес молодого поколения к художественной литературе.

фото и видео Камиллы Захаровой

Теги: литература театр Качалова актеры библионочь

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев