• Госархив РТ переехал в Столбище В новое здание перевезено более 220 тыс. коробок с архивной документацией, включая аудиовизуальную.
    382
    0
    0
  • «Древняя жизнь» начнется в Татарстане Завтра в Музее естественной истории Татарстана откроется выставка «Древняя жизнь» из фондов Вятского палеонтологического музея.
    388
    0
    0
  • Волонтер звучит гордо Жители Казани могут присоединиться к волонтерам, которые доставляют лекарства больным коронавирусом. Ежедневно необходимо более 70 добровольцев для работы во всех районах города, сообщили в Комитете по делам детей и молодежи Исполкома Казани.
    382
    0
    0
  • "Поэт и Музыка" В Нижнекамске пройдет концерт международного фестиваля «Поэт и Музыка».
    387
    0
    0
  • Сеанс хиромантии к юбилею Президента Шаймиева

Как отмечали Новый год тюркский народ

У татар, как и у жителей Средней Азии, Ирана и Афганистана, Новый год приходился на весну. 21, 22 марта в день весеннего равноденствия отмечался Науруз («новый день» в переводе с персидского) и приходился он на начало посевной. В XIX веке татары отмечали праздник в течение 10 дней: ходили по домам и напевали «наурузы» – частушки и прибаутки, как правило, читали шакирды, за это они получали угощения или монеты. 

Дверь откройте, мы идём!

Песню звонкую поём.

С нас молитва, с вас арбуз!

Праздник к нам пришел – Науруз!

Частушки Науруза до нас дошли благодаря просветителям XIX века Шигабутдину Марджани и Каюму Насыри, которые их собирали и записывали для потомков. Они были разнообразными, адаптированными к местностям, в которых исполнялись.

Празднование требовало широты, чтобы народ мог собраться и разгуляться. В тающих сугробах особо не попляшешь: грязно и холодно. Поэтому народные гуляния постепенно сместились к более теплому сезону, ближе к посевной. Так появился «Сабантуй», о котором теперь известно во всем мире.

А осенью и зимой, когда закрома полны, принято было ходить в гости к друзьям и родственникам. Ритуал так и назывался – «Кунаклашу» («гостевание»). У татар это было связано еще и с обычаями соседних христиан, которые в этот период проводили ярмарки, приуроченные к большим церковным праздникам, в том числе и к Рождеству.

Реклама

Каз өмәсе (дословно – гусиное сборище) – одна из осенне-зимних традиций. Өмә проходило по большим поводам: стройка сруба, уборка урожая, заготовка дров, чтобы сделать это быстро и всем миром. Молодежь ходила на них с большой охотой, потому что это был повод повеселиться, поиграть. Каз өмәсе любили особо. На них общипывали гусей, заготавливали вяленое мясо и набивали пухом подушки, а также готовили угощения для тех, кто помогал. Кстати, гусиное сало было лекарством – средством от обморожения. 

Гусь – ритуальное блюдо. Пара гусей откладывалась на свадьбу, если в семье был совершеннолетний ребенок. Блюдо из пары гусей считалось главным угощением свадебного стола. А гость, приносивший гуся в качестве гостинца, считался самым почетным.

Особенно ждали Каз өмәсе девушки. Эти сборища были одним из главных способов найти себе пару. На них они демонстрировали свои навыки в хозяйстве, а также таланты в пении и танцах, в играх и забавах, в которых проявляли ловкость, находчивость и чувство юмора. А для тётушек, наблюдавшх за тем, как девушки резвятся, это была возможность увидеть, насколько будущая невестка хорошо воспитана и какой у нее нрав.

Зимой Новый год казанские татары особо не отмечали, но у крещеных татар и мишар такая традиция была.

Кряшены называли его «Нардуган» и отмечали с 25 декабря по 5 января. Праздник сопровождался карнавальными ритуалами. Мишаре называли его «Раштуа» или «Роштва» (от слова «Рождество»). В эти дни принято было переодеваться так, чтобы тебя никто не узнал, ходить с песнями-прибаутками по домам, а также гадать.

До конца XIX века татары-мусульмане не отмечали Новый год 1 января, поскольку летоисчисление велось по мусульманскому календарю. Но ситуация начала меняться с того момента, как григорианское летоисчисление стало в России официальным. И традиция празднования Нового года в татарских семьях упрочилась лишь после Октябрьской революции.

(по материалам книги Рауфы Уразман «Татар халкының йолалары йәм бәйрәмнәре», 1992)

рисунок Аделины Бирюковой

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама
  • Телефон доверия
  • Мемы. Январь
  • Необычные предметы
  • МЕМЫ
  • ТАТАРСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ В МЕМАХ
  • Как в Казани прошел первый день с QR-кодами?
  • Две путевки в санаторий за подписку
  • Пушкинская карта
  • До 1 декабря необходимо заплатить имущественные налоги
  • ВИЧ-инфекция: Важно знать!