Логотип Идель
Интервью

«Казань достойна стать городом великих скульптур»

В Казани проходит выставка скульптур «Внутренний мир», автором которых является Адель Халиуллины. Он молод, но уже успел создать немало интересных работ. Мы поговорили с ним о его развитии в данной сфере, о состоянии современного искусства и о том, каких памятников или скульптур не хватает Казани.

В Казани проходит выставка скульптур «Внутренний мир», автором которых является Адель Халиуллины. Он молод, но уже успел создать немало интересных работ. Мы поговорили с ним о его развитии в данной сфере, о состоянии современного искусства и о том, каких памятников или скульптур не хватает Казани.

-Адель, расскажите нашим читателям немного о себе. Как вы пришли в данную сферу искусства? Какие были трудности на этапе его освоения и почему вы выбрали именно этот жанр?

-Мой отец всегда увлекался скульптурой, занимался этим для себя, а потом получилось так, что он познакомился с Баки Урманче и стал его последним учеником. Конечно, потом он забросил это занятие, занялся строительством, однако остались любовь к этому делу и различная литература. Я тоже тянулся к пластилину, который всегда был у отца, он поощрял это, с самого детства я был увлечен лепкой, уже в 7 лет пошел в художественную школу, потом в художественное училище, педагогический институт на факультет дизайна, поехал в Санкт-Петербург, был на подготовительных курсах в Санкт-Петербургской художественной академии имени Штиглица, занимался непосредственно со скульпторами-преподавателями, помогал им в некоторых вещах, параллельно работал на реставрации, делал все, что связано с лепным декором, реставрировал Эрмитаж, Морской Никольский собор, различные музеи, было очень много интересных объектов, участвовал и во внутренней, и во внешней отделке. Потом я решил, что нужно развивать самого себя и продолжил путь как самостоятельный скульптор. Вернулся в Казань в 2012 году, в 2013 организовал свою мастерскую, начал принимать заказы. Что касается сложностей, то они возникали при оформлении бумаг, документов, но мне в этом очень помогает жена, она юрист и часто берет на себя бюрократическую часть, без нее мало что получилось бы. Также очень сложно было накопить средства и решиться уехать в Питер, ведь здесь у меня уже была стабильная работа, а там ждала неизвестность. Да, там было все классно, скульптура шла хорошо, меня все хвалили, но в то же время приходилось вставать в 6 утра и ехать из общаги в другой конец города на реставрацию, а возвращаться ближе к ночи, однако грела мысль о том, что я делаю что-то полезное, интересное.

-Вы сразу пришли в эту область или были другие варианты?

- Как я уже сказал, я учился в художественной школе, с 11 лет начал работать, мой педагог брал меня на «шабашки», еще мы делали рекламу на трамваях   - раньше ее рисовали вручную. Но пришел я именно к скульптуре. Помню сюжет из своего детства, как мы сидели с друзьями возле моего дома, на бревнышках, и обсуждали наши увлечения, в этот момент я почувствовал себя отстраненным, ведь у каждого из них было что-то свое, кто-то силен в математике, в других науках. Я сидел, в руках у меня опять же был кусок пластилина, увлекся и слепил динозаврика, остальные увидели его и просто обалдели от того, насколько хорошо я это сделал. Тогда-то я и понял, что если никакие другие науки мне не даются, мне нравится ощущать объем в пластилине, передавать его, то нужно идти именно по этому пути.  Родители поддерживали меня, отец дал деньги на поездку в Питер, подгонял меня и поощрял мою идею стать скульптором.


- Какие работы вам нравится выполнять больше всего и почему (скульптуры людей, животных, других объектов)?

-Я люблю больше всего то, чем занимаюсь в конкретный момент. Если я делаю скульптуру животного, даже мифического, то больше всего я люблю именно это. Если я леплю портрет человека, то в момент работы я ощущаю, что это и есть мой любимый жанр. Вот сейчас, например, мы совместно со скульптором-камнерезом работаем над мемориалом для одного человека. У него умерла жена от рака. Он очень ее любил и захотел увековечить ее образ в камне. Это женщина была красивой и яркой. Для скульптора важно передать ее такой, какая она была на самом деле. Самое сложное и самое ценное заключается в том, чтобы заказчик - человек, который видел ее каждый день своей жизни -  подошел к статуе и сказал: «Да, это Она».

-Как называется направление в искусстве скульптуры, которого Вы придерживаетесь?

-Я делаю все: и круглые скульптуры, когда нужно слепить, допустим, человека, и рельефы, подобные формату 3D, когда поверхность, на котором изготавливается работа, плоская, а сам объект лепки выпуклый. Все зависит еще и от заказов. В работе я не придерживаюсь отдельного формата, мне интересно брать любые заказы. За эту универсальность, наверно, меня и любят заказчики. Стоит упомянуть, что я придумал свою технику изготовления, которая позволяет максимально быстро и дешево выполнить работу. Обычно скульпторы лепят фигуру из мягкого материала и только потом переводят его в твердый, однако это все стоит больших денег. А я сразу же использую твердый материал, гипс, сначала налепливая большой объем, а потом механически дорезаю его. Это намного удобнее.
Однако если затрагивать творчество для себя, то я достаю образы из своего внутреннего мира. Я много увлекаюсь философией и психологией, поэтому довольно часто я изображаю глубинные внутренние состояния человека. Причем, когда идея движет мною и не отпускает, я беру подручные материалы и сразу же создаю из них скульптуру.

-Что является источником вашего вдохновения? Есть ли кумиры или, возможно, вас впечатляют конкретные произведения искусства? Кто для вас эталон в жанре скульптура?

-Для меня источники вдохновения – это импульсы к жизнеутверждающему порыву, это люди, которых я встречаю, то, как ощущаю себя я сам, как воспринимаю эту жизнь. Например, колоссальный поток вдохновения со мной случился, когда у меня родилась дочь - Афина. Можно сказать, я вдохновляюсь самой жизнью. Мои кумиры – Бурдель, французский скульптор, который был учеником Родена, но вскоре стал творить самостоятельно, Анна Семеновна Голубкина и, конечно же, Баки Урманче. Что касается конкретных произведений искусства, то из классики мне очень нравится Бельведерский торс, Ника Самофракийская, а из современных произведений искусства меня восхищает скульптура «Расширение» скульптора Бредли, изображающая девушку, из которой сквозь трещины льется свет, и складывается ощущение, будто она сейчас взорвется.

-Почему вы создали работы, которые сейчас экспонируются на выставке и которые отражают не просто эмоции, а дают ощущение некоторой несовершенности? Зачастую ваши коллеги придерживаются обратного - передать в скульптуре что-то идеальное. Что вас вдохновило на создание именно таких работ?

-Мне очень близка японская концепция «ваби-саби». Зачастую в самом неприметном и простом выражена большая красота и глубокий смысл. Важна не завершенная идеальность, а именно движение к этому развитию, само стремление. Несовершенство – это и есть сама жизнь. У меня есть скульптура «Путь к себе», где человек идет по ступеням к самому себе. Этот путь -  самый главный для каждого из нас. «Путь» сначала проходит через двери сердца, дальше идет к разуму и потом уходит в бесконечность.  Нога человека, стоящая снизу, выглядит едва сформированной, зато другая, стоящая на верхней ступеньке, более завершена и выглядит увереннее. Смысл в том, что человек с каждой ступенькой становится лучше и сильнее. Взять хотя бы олимпийских чемпионов. С каждым годом они становятся выносливее, так же развивается и все человечество. Мы никогда не придем к совершенству, зато всегда будем в движении, и именно в этом весь смысл.

-Что вы хотите сказать миру через свои работы? Несут ли ваши произведения какой-либо смысл или вы делаете то, что навеяно просто настроением?
-

Мне кажется, что вместо оставления бесконечных вопросов и погружения человека в безысходность, искусство должно помогать людям, отвечать на их вопросы. Оно должно быть о человеке и для человека. Я, прежде всего, стараюсь сделать не только внешне красивую скульптуру, но еще и в максимально сжатом и доступном виде заложить в нее как можно больше смысла. И только жизнеутверждающего. Чем дольше человек смотрит на скульптуру, тем больше смысла для себя обнаруживает.
Моя задача, чтобы человек узнавал в моих работах самого себя, свои чувства, эмоции. Чтоб они придавали ему сил, мотивировали к жизни, к переменам, говорили с ним о том, что жизнь  - самое главное и ценное, что есть у него.

 -Что такое в вашем понимание современное искусство? Нравится ли оно вам лично?

-На самом деле, в большинстве случаев – нет, а в каких-то отдельных своих проявлениях – очень даже. Я замечаю хорошую текстуру, передачу образа, внешней формы, есть люди, которые действительно в совершенстве передают внешность человека, выполняют отличные работы, это восхищает и увлекает. Не нравится потому, что сейчас возникло очень много непонятных мне вещей, например, перфомансы. Я не осуждаю их создателей, однако мне это совсем не близко, я привык передавать абстрактные чувства в материале, и чтобы это было понятно людям.

-Не так давно Третьяковская галерея закупила инсталляцию художника Монастырского «Ветка», которая у художников – классицистов вызвала негативную реакцию. Данная инсталляция выглядит как издевательство над здравым смыслом, а объяснения автором ее смысла явно натянуты. В общем, ни смысла, ни эстетики в этой «Ветке» нет. Как вы относитесь к подобным вещам?

-Однажды в Санкт-Петербурге я ходил на лекцию философского факультета, где как раз объясняли, что да как устроено в подобном искусстве. Рассказчик так хорошо это объяснил, что все поняли смысл, но в то же время я понимаю, что, если всем этим заниматься, все это изучать, нужно много ходить по галереям, нужно понимать, что хотят сказать художники, при этом возникает вопрос, должен ли художник вообще объяснять смысл своих работ? Лично я не погружаюсь в это искусство, мне оно не интересно, но если кому-то нравится этим заниматься, то почему бы и нет?

-Искусство какого исторического периода нравится вам больше всего?

-Мне очень нравятся рельефы Древнего Египта, Греции, особенно когда у них был самый пик развития, во время которого создавались потрясающие вещи. Возрождение, Микеланджело, Давид – все это прекрасно, особенно сейчас, когда все можно увидеть на фотографиях в интернете, к счастью, это доступно. Меня поглощает искусство любого периода, очень сложно выделить какой-то определенный.

-Как думаете, в наш век, когда инновации все больше вторгаются в нашу жизнь, есть ли будущее у искусства?

-У искусства будет будущее до тех пор, пока есть будущее у человека, ведь именно он придумал искусство, и без него он не сможет жить. Поэтому конечно да, у искусства есть будущее.

-Тяжело ли работать, когда нет вдохновения? Как вы с этим справляетесь?

-Да, бывает очень трудно. Однако я придерживаюсь философии, что если вкладывать любовь во все, что делаешь, то с каждым разом получается все лучше. Если тебе нужно сейчас что-то сделать, но ты не хочешь, не нужно проклинать это занятие, либо вообще уйди, либо продолжи с хорошим настроем и заставь себя это полюбить. Это очень помогает по жизни, ведь очень много времени в свой жизни мы делаем то, что совсем не хотим делать, но если это время мы превратим в любовь, то все изменится в лучшую сторону.

-Что бы вы посоветовали начинающим скульпторам?

-Искать, всю жизнь искать: свой стиль, язык. Лично я до сих пор ищу, развиваюсь и понимаю, что мои будущие работы в любом случае будут отличаться от тех, которые я делаю сейчас.

-Что самое необычное вам приходилось лепить?

-Как-то раз мне сделали заказ на швы для студентов медицинского университета, нужно было обучить их зашивать органы, и меня попросили сделать для них своеобразные макеты, это было необычно. Еще я изготавливал очень много черепов, которые потом соединили в стену, кажется, это было для квеста в стиле «Игры престолов».

-Каких скульптур, памятников, инсталляций не хватает Казани? Что бы вы хотели создать для нашей столицы?

-Конечно же, моих скульптур. И вообще я заметил, что у нас очень мало скульптур, посвященных именно внутреннему состоянию человека, нет мотивирующих, оригинальных скульптур и арт-объектов. В основном в городе стоят памятники известным деятелям или просто декоративные фигуры. Нужно это исправлять. Самые известные города мира украшены яркой, концептуальной скульптурой. Статуя Свободы, Скульптура «Расширение» в Нью-Йорке, «Голова Франца Кафки» в Праге и т.д. Казань тоже достойна стать городом великих скульптур. Чтоб благодаря таким скульптурам люди со всего мира узнавали наш город и вдохновлялись.

Выставка Аделя Халиуллина «Внутренний мир» проходит в мультимедийном парке «Россия – моя история» и продлится до конца лета

 

Теги: выставыка скульптура

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев