Реклама
Новости/Эксклюзив
Видео
  • Вечные люди

Кто предпочтет голод ошейнику?

В Казанском государственном театре юного зрителя прошел предпремьерный показ спектакля по мотивам пьесы драматурга Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград». Постановка состоялась благодаря Рустаму Минниханову.
Казанская версия знаменитой пьесы «Лиса и виноград»  – выпускная квалификационная работа магистранта режиссерского курса Театрального института им. Щукина и выпускника актерско-режиссерской мастерской Владимира Меньшова и Веры Алентовой ВГИКа им. Герасимова - Александра Туманова, уточнили в минкульте республики.

К слову, работа над постановкой стала реальностью благодаря Президенту Татарстана: Рустам Минниханов оказал реальную поддержку в осуществлении планов артистов казанского ТЮЗа.

По мнению литературоведов, характерная черта драматургии Фигейредо  - «преданность идеям свободы». В основе его произведений, как правило, лежат античные сюжеты.  «Лиса и виноград» не стало исключением - идея свободы в произведении звучит все так же остро. К тому же эту пьесу можно уже смело причислять к великой классике: она идет в ведущих театрах страны.

«Пятый век до нашей эры, Эллада, город Самос. Богатый философ-софист Ксанф больше всего на свете ценит три составляющие собственного благополучия — роскошный дом, красивую жену и хороших рабов, он до смерти боится их потерять. Его жена Клея чувствует себя несчастной, их брак мог бы распасться, если бы не уродливый раб Эзоп, который не только приносит пользу тем, что забавляет всех баснями и выпутывает неудачливого Ксанфа из самых сложных ситуаций, — он ещё и «врачует» Клее душу, и ехидно посмеивается над нелепостью происходящего, несет бремя самого трагедийного персонажа, обреченного на гибель.

Ксанф – герой недалекого ума и неглубокой души, он обманывает, лицемерит и абсолютно равнодушен к чувствам других людей. Ксанф верит, что его рабу лучше оставаться рабом, ведь «для свободы он ещё не созрел». В сердце Ксанфа не происходит никаких метаморфоз, он живет жизнью вещей, он, возможно, и любит свою жену, но никогда не поймет её. Эзоп и Клея находят взаимопонимание с помощью басен, которые он рассказывает ей: «Волк встретил хорошо откормленную собаку и спросил её: «Кто тебя так хорошо кормит?» — «Мой хозяин, охотник», — ответила собака. «Да избавят меня боги от такой судьбы, — воскликнул волк, — я предпочитаю голод ошейнику».

Эзоп, вожделеющий свободы на протяжении всего действия пьесы, в итоге ее получает, но как он будет ею пользоваться? Он хотел посмотреть на всё глазами свободного человека, увидеть дворцы, выстроенные из золота, и посмеяться над богатством, увидеть огромные египетские гробницы и посмеяться над тщеславием камней, которые покрывают сгнившие кости бывших царей. Посмеяться над этим так же, как люди смеются над его уродством. Но быть свободным человеком гораздо опаснее и ответственнее, чем рабом. Свободных наказывают строже.

Реклама

Эзоп хочет умереть свободным и выбирает наказание свободных: «Лиса, увидев на высокой беседке кисть винограда, хотела достать его, но не смогла. Тогда она сказала: «Он ещё зелен». Отсюда – мораль: Вы – свободны! Всякий человек созрел для свободы, для того, чтобы умереть за неё! Я ещё зелен для любви, зелен для жизни… Но я свободен, свободен. Прочь с дороги! Где ваша пропасть для свободных людей?» , - рассказывает содержание пьесы арт-журнал «ОКОЛО».

«Тема воли и внутреннего рабства, по моему мнению, актуальна для всех времен и народов. В XX веке велась борьба за внешнюю свободу. Вопрос: «Что делать человеку внутренне несвободному, который пытается искать свободу внешнюю? Насколько важно понимать, что такое свобода, и для чего она? Свобода от чего и для чего?». Над постановкой я работал под руководством своего великого мастера, профессора и заведующего кафедрой режиссуры Театрального института имени Б.Щукина, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Михаила Фишмана-Борисова. Сложности возникли лишь в одном – со временем, потому что сейчас оно не простое. Могло сложиться и так, что спектакль и вовсе не состоялся бы. Пьеса большая, были нюансы в охвате заложенной темы. Мне кажется, артисты справились с задачей, осталось только играть», отметил режиссер постановки Александр Туманов.

В почти трехчасовой постановке в казанском ТЮЗе задействованы восемь актеров. За искусственными шрамами и сутулостью зрители сразу узнали народного артиста РТ Романа Ерыгина, натуралистично сыгравшего Эзопа. Роль напыщенного и суетливого Ксанфа исполнил заслуженный артист РТ Дмитрий Язов, его красавицу-супругу Клею сыграла режиссер и актриса театра, лауреат и педагог фестиваля «Созвездие-Йолдызлык» Лилия Ахметзянова, раба Ксанфа Эфиопа – заслуженный артист РТ Павел Густов. Роли Мели и Агностоса исполнили молодые перспективные артисты Полина Малых и Камиль Гатауллин.

«Я посчитал своим долгом поставить спектакль у себя на родине, в родной Казани. Дело в том, что в театральном я учился по целевому направлению, за возможность учиться в Москве большое спасибо Президенту Татарстана Рустаму Минниханову. Кроме того, для реализации моей выпускной работы я написал письмо министру культуры Ираде Аюповой с просьбой в оказании содействия в постановке «Лиса и виноград». Она дала положительный ответ, за что ей низкий поклон. Я признателен также и Рустаму Нургалиевичу. В это непростое время без его личной поддержки точно бы ничего не получилось», - добавил Туманов.

Планируется, что спектакль войдет в репертуар Казанского ТЮЗа.

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама
  • Подари подписку!
  • "Единый налоговый платеж" - ЕНП
  • "Кто такой самозанятый? Как стать самозанятым?Преимущества"
  • "Любишь кататься, люби и транспортный налог платить"
  • "Платим налоги - создаем будущее сегодня!"
  • Потребуй чек!
  • Пожар в парке горького. Фоторепортаж
  • Доблесть
  • Виртуальная АТС - MANGOOFFICE
  • Красная гвоздика