Логотип Идель
Интервью

«КУДЕСНИЦА НЕМЕРКНУЩИХ ПОБЕД, ПОСЛУШНИЦА НЕУЛОВИМЫХ ГРАЦИЙ»

Солистка татарского балета Айсылу Мирхафизхан выросла в театральной семье, всегда много читала, отличалась артистизмом и музыкальностью. В 11 лет ее отдали в Казанское хореографическое училище, после окончания которого в 2011 году она была приглашена в прославленную труппу ТГАТОиБ им. М. Джалиля. Здесь она оттачивала свое мастерство в кордебалете, постепенно став второй солисткой, создавала образы, отмеченные изяществом, юмором, лирическим драматизмом.

Солистка татарского балета Айсылу Мирхафизхан выросла в театральной семье, всегда много читала, отличалась артистизмом и музыкальностью. В 11 лет ее отдали в Казанское хореографическое училище, после окончания которого в 2011 году она была приглашена в прославленную труппу ТГАТОиБ им. М. Джалиля. Здесь она оттачивала свое мастерство в кордебалете, постепенно став второй солисткой, создавала образы, отмеченные изяществом, юмором, лирическим драматизмом.


Танцовщица – ученица народных артистов РТ И. Хакимовой, В. Бортякова, Л. Мухаметгалеевой и С. Хантимировой. Каждый из этих мастеров внес огромный вклад в творческое воспитание будущей артистки. До сих пор Айсылу прислушивается к мнению своих педагогов. А «балетная мама», как в шутку и любя называет Айсылу Санию Хантимирову, ее самый строгий критик. 

– Айсылу, выбор в пользу балета в твоей жизни – случайность или закономерность?

 – В детстве мне нравились многие профессии, хотелось быть то поваром, то ветеринаром, то учительницей, то врачом. Я ходила в многочисленные кружки, музыкальную школу, пела, танцевала, везде успевала, была отличницей и маминой гордостью. Моя мама – профессиональная драматическая актриса, она прекрасно понимала, что необходимо творчески развиваться во всех направлениях. Я ходила заниматься хореографией в детскую студию ансамбля «Казань», осваивала и классику, и народные танцы, овладела степом. Где-то в 6 классе стала уставать от столь плотного графика... Однажды я пришла домой заплаканная и заявила маме, что бросаю школу. Был конец сентября, и мама позвонила в хореографическое училище, чтобы мои данные посмотрели опытные педагоги. Повезло: меня пригласила на просмотр сама Нинель Юлтыева, тогда художественный руководитель хореографического училища. Я была принята и зачислена в 1/5класс. Мне было 11 лет, и педагоги спросили: «А вдруг не сможешь учиться?» Я твердо знала, что у меня все получится. 

– За что ты благодарна профессии? 

– Наша профессия удивительна тем, что в ней ежедневно можно бесконечно совершенствоваться и видеть свой результат. Танцовщик должен каждый день становиться чуточку лучше. Как писал Льюис Кэролл, нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте. А чтобы куда-то попасть, нужно бежать еще быстрее. Чтобы чего-то добиться в хореографии, нужно работать сверх своих возможностей, прикладывать огромные усилия, воспитывать волю и характер. Балерины очень выносливые. Я благодарна своей профессии за то, что она постоянно заставляет двигаться вперед. Приятным бонусом, если сюда можно применить этот термин, для актера всегда является уникальная возможность проживать на сцене несколько жизней: сегодня ты – цыганка, завтра – мать Джульетты, послезавтра – злая фея или сама Джульетта и т.д. Это сложно, но интересно. Перевоплощение – потрясающая вещь! 

– Что в работе самое сложное? 

– Специфика состоит в том, что здесь всегда есть место критике и аналитике. Сложно все делать заново, с «чистого листа», как говорится, превозмогая боль и усталость, потому что здесь все условно и зыбко. Если сегодня что-то не получилось, необходимо постоянно это делать заново через силу, через «не могу больше». Почти все балерины – самоеды, стремятся к идеалу, плачут, если что-то не получается, но снова выходят на сцену и дарят зрителю волшебство танца. Сложно постоянно работать над собой и верить в себя, но это вечная тема…. 

– Максимилиан Волошин однажды сказал, что танец – это такой же экстаз тела, как молитва – экстаз души. Ты согласна? 

– Танец – это действительно молитва, в нем есть что-то сакральное. Чтобы прийти к такому пониманию, артисту необходимо совершенствовать тело, изучить его возможности. Это следующий уровень сознания. Это полная свобода в танце, когда не думаешь о лишнем и просто живешь на сцене в единении с музыкой. Это, конечно, высшее мастерство. К этому я стремлюсь. 

– Эффективность результата зависит от работоспособности? 

– Безусловно! Можно добиться всего, если иметь желание, упорство и систематический подход к делу. Необходимо ежедневно работать над собой. Пропустишь пару дней, обленишься – результат тут же сказывается в работе. 

– У артистов балета есть профессиональные секреты? В чем ваш? 

– По-моему, в этом мире секретов уже не осталось (смеется), всем все известно. Нужно просто действовать. 
В чем больше всего нуждается артист балета? 

– Ему всегда нужно танцевать. Жду гастролей, потому что ежедневно испытываю адреналин, сцена лечит, сцена помогает, держит на плаву. Всегда есть ощущение нужности зрителю. Когда много танцуешь, приходит вдохновение, легкость, экстаз, упоение, радость. 

– У вашего сердца и души есть привилегии в музыке?

 – Обожаю Шопена. Проверенная годами классика очень близка моему сердцу. 
Вдохновение – это божественное проявление?

 – Вдохновение дает крылья. Это, как говорят, «небесная искра в подарок» от Творца. Вдохновение приходит от музыки. Если слышать и слушать музыку, то можно найти правильную линию образа.
В голову приходят новые нюансы или нужное состояние именно от музыки. Музыка направляет, она же и вдохновляет. Нельзя упускать мгновение, когда приходит вдохновение. Обожаю танцевать под сильные произведения великих композиторов. Иногда, когда танцую, аж мурашки по коже. 
– В балете есть конфликт мечты и действительности?

 – Есть. Это когда ты мечтаешь о достижении совершенства, а в действительности тебе еще работать и работать. И чем больше достигаешь, тем больше нарастает этот конфликт. 

– Расскажите о конкурсе, в котором вы принимали участие. Что он дал вам с профессиональной точки зрения?

 – Я являюсь лауреатом Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов в номинации «Характерный танец». Проходил конкурс в Москве под руководством легендарного Ю.Н. Григоровича. Получить медаль от столь компетентного жюри, в состав которого входили такие известные мастера российского и мирового балета, как В. Гордеев, А. Петухов, М. Леонова, Н. Цискаридзе и другие, для меня, конечно, огромная честь. Конкурс – это прежде всего длительная подготовка, а также расширение кругозора, свежее дыхание, возможность поучиться у коллег. А также новые знакомства и новые друзья. Это здорово. 
Путь балерины как путь самурая: дорога вечного воздержания. Вы срывались хотя бы раз?

 – Если вы имеете в виду дисциплину, то я ей жестко подчиняюсь, не могу себе позволить грубость по отношению к старшим. Крайне редко возражаю балетмейстерам или педагогам, стараюсь запомнить все замечания, внимательно изучаю партию, не упуская деталей. Балет в русском понимании и воспитании – это всегда ДИСЦИПЛИНА. 
Многие говорят: «Театр – это мое государство». Вы согласны? 

– Для меня театр – это очень личное, я считаю его не государством, а храмом, в котором все направлено на благо и служение красоте. Когда творишь на сцене, приближаешься к Создателю, а это приносит умиротворение и гармонию. 
Профессия балерины очень сложная. Не жалеешь о выборе? Чем бы хотела заниматься в будущем?

 – Я счастлива на сцене и никогда не жалела о выборе профессии. А что касается будущего, сейчас я стараюсь максимально впитывать в себя все новые знания и навыки, которые будут являться фундаментом моей будущей профессии после завершения карьеры балерины. Мне интересны театр, драма, музыка, живопись, психология и многое другое. Я получаю удовольствие от процесса учебы и, наверно, всегда буду любознательной ученицей.
 

 

архива журнала "Идель" (сентябрь 2017)

Теги: балет, культура, Джалиль, театр оперы, казань, татарстан, творчество,жизнь

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев