Логотип Идель
Интервью

МАРАТ АХМЕТОВ: - Отец сказал: «Ты будешь учиться в этом здании!»

Казанская консерватория в этом году отмечает 75-летний юбилей. Ровесница Великой Победы славится не только своей историей, но и людьми, которые эту историю создавали, были ее свидетелями.

Казанская консерватория в этом году отмечает 75-летний юбилей. Ровесница Великой Победы славится не только своей историей, но и людьми, которые эту историю создавали, были ее свидетелями. 
Героем нашей нынешней беседы стал заслуженный деятель искусств Татарстана, профессор кафедры скрипки Марат Гакифович АХМЕТОВ. В стенах родной консерватории Марат Гакифович работает уже более 50 лет, за годы преподавательской деятельности он подготовил свыше 100 выпускников. Многие из них отмечены почетными званиями России и Татарстана. Музыкант неоднократно выступал на концертных сценах России и стран Европы. И сегодня он продолжает вести концертную и педагогическую деятельность в консерватории.

– Марат Гакифович, расскажите, как начался Ваш музыкальный путь! 

– На скрипке я начал учиться играть с шести лет, когда в 1943 году отец отвел меня в первую музыкальную школу им. П.И.Чайковского. Я был направлен в класс к Ольге Аполлоновне Соколовской, но уже в 1948 году стал обучаться у профессора Казанской консерватории Натана Владимировича Брауде. Здание консерватории на улице Пушкина реставрировал мой отец – инженер-строитель Гакиф Гарифович Ахметов. Однажды, когда мне было шесть лет, он подвел меня к дверям консерватории и сказал: «Ты будешь учиться в этом здании!». 

– Что больше всего Вам запомнилось из студенческой жизни в консерватории?

– Учился в консерватории с большим удовольствием и старанием, особенно запомнились концерты преподавателей: Натана Владимировича Брауде, Ирины Сергеевны Дубининой, Владимира Григорьевича Апресова. Душу греют теплые воспоминания от общения с Альбертом Семеновичем Леманом, с Юрием Васильевичем Виноградовым. 

– Каким был Ваш педагог Натан Брауде? 

– Натан Владимирович Брауде – это педагог высшей квалификации и прекрасный исполнитель.  Я обучался у него целых одиннадцать лет: в школе с 1948 года, в музыкальном училище, а затем пять лет в консерватории. Он любил поощрять меня сонатами Баха.

– Вам посчастливилось, еще будучи первокурсником консерватории, исполнить концерт Альберта Лемана перед московской публикой. Расскажите, как это было?

 – По окончании первого курса в мае 1957 года я принял участие в Декаде татарского искусства и литературы, которая проходила в Колонном зале Дома Союзов, где исполнил Концерт для скрипки с оркестром Альберта Лемана в сопровождении Всесоюзного оркестра радио и телевидения. Дирижировал Кирилл Клементьевич Тихонов. Я был первым исполнителем этого концерта. Выступление прошло достойно, публика приняла меня тепло.

На этом столичные выступления не закончились, чуть позже Вы участвовали во Всероссийском конкурсе скрипачей в Москве. Каково было выступать перед великими музыкантами?

– Да, в 1960 году я принял участие во Всероссийском конкурсе скрипачей. Для меня было большой честью выступать на сцене перед светилами того времени… В комиссии были Давид Ойстрах, Дмитрий Цыганов, Леонид Коган, Юрий Янкелевич. Мне присвоили звание дипломанта. Можно сказать, что этот конкурс открыл мне дорогу в аспирантуру Московской консерватории.

– И Вы поехали поступать?

 

– Да, сразу после окончания консерватории в 1961 году я поехал поступать в аспирантуру Московской консерватории. Так вышло, что я не был на консультациях, а сразу приехал на экзамены. И Дмитрий Михайлович Цыганов очень обрадовался моему приезду, он сказал: «А я думал, что Вы уже не придете к нам учиться». Так я поступил в класс профессора Дмитрия Цыганова, он в то время заведовал кафедрой скрипки в консерватории.

– Со студенческих времен Вы ведете активную концертную деятельность. С какими дирижерами  и оркестрами Вам довелось выступать? 

– В качестве солиста я неоднократно выступал в разные годы с разными симфоническими оркестрами и дирижерами Советского Союза и России. Исполнил Концерт №1 для скрипки с оркестром Белы Барток, дирижировал Илмар Лапиньш. С симфоническим оркестром Татарской филармонии исполнил концерт-каприччио Рафаэля Белялова под руководством Натана Рахлина, «Цыганскую рапсодию» Мориса Равеля в актовом зале консерватории исполнил под руководством венгерского дирижера Милоша Эрдеи. Концерт Альберта Лемана исполнял не только в Москве, но и в Саратове с симфоническим оркестром Саратовской филармонии. Ежегодно я выступаю с концертами в залах консерватории.

– Вы играли много сочинений татарских композиторов. С чьим творчеством связаны самые ранние воспоминания? 

– Я познакомился с музыкой Мансура Музафарова еще в детстве. В 1944 году меня пригласили в студию Казанского радиокомитета, располагавшегося на улице Горького, принять участие в концерте, который транслировался на фронт для солдат – выходцев из Татарии. Мы с мамой сидели около фонтана и ждали очереди, когда меня позовут выступать. Этот концерт транслировался вживую безо всяких репетиций и записей. И с тех пор многие татарские композиторы отдавали мне свои новые сочинения для премьерного исполнения, в том числе Загид Хабибуллин, Рустем Яхин и другие.

– На просторах интернета я нашла видеозапись Вашего выступления с Рустемом Яхиным, где Вы вместе исполняете его пьесу «Песня без слов». Помните, как это было? 

– Это мое первое исполнение этой пьесы. Яхин изначально написал ее для виолончели, но на этом инструменте ее так никто и не освоил. А для скрипки ее обработал Брауде. Я с большим удовольствием и наслаждением выучил это произведение, и до сих пор оно звучит в душе моей. Дома у меня хранятся ноты с дарственной записью Яхина: «Дорогому Марату, с верой в его большой талант, с симпатией к его личности». Это было 5 мая 1955 года…

– Вы выпустили свыше ста учеников. Общаетесь ли с ними сегодня?

 – Многие из учеников остались в Казани, в консерватории, например профессор Марат Набиевич Зарипов. Анна Гулишамбарова является художественным руководителем и дирижером камерного оркестра «Новая музыка». Сегодня бывшие ученики являются ведущими педагогами музыкальных училищ Поволжья. Многие работают за рубежом: в Америке, Германии, Аргентине, Словакии,  Италии, Канаде, Турции и на Тайване. Со многими я поддерживаю связь, иногда по телефону мы обсуждаем методические вопросы, а когда они приезжают в Казань, то всегда приходят в мой класс. 


– Я читала, что Вы часто выступали за границей. В каких странах Вы давали концерты?

 – Выступал с сольными концертами в Финляндии, Турции, Германии. В Германию ездил около тридцати раз, иногда даже по три раза в год вместе с братом Талгатом Ахметовым. Он был прекрасным пианистом и дирижёром, его богатый художественный репертуар включал классику, русскую и татарскую музыку. Талгат Гакифович также был хорошим человеком, доброжелательным ко всем окружающим и родным, но совсем недавно он ушел из жизни…

– Что исполняли для немецкой публики?

 – В программу концертов я включал не только немецкую классику, но и произведения татарских композиторов. Знакомил слушателей с татарской музыкальной культурой, ведь ее хорошо воспринимают не только в России, но и за рубежом. Мне не составляло труда самому вести концерты, так как я свободно владею немецким языком.


– А в каких городах Германии Вы выступали? 

– Мы выступали в Гамбурге, Ганновере, но центром всегда был город Любек.

– Откуда Вы черпаете силы и вдохновение? 

– Мне в жизни вообще очень везло! Концертная деятельность складывалась благополучно и последовательно. А благодаря супруге Ларисе Владимировне Бражник, вся моя жизнь обусловлена заботой и душой, которую она мне отдает.
 

Теги: казанская консерватория время, культура, журнал "Идель"

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев