Логотип Идель
Интервью

«Нет мозгов – нет проблем»

В последнее время как-то перестали громогласно обсуждать проблему «утечки мозгов» из страны. А сейчас эта тема если и обсуждается, то как-то втихую, без трагизма. Других проблем навалом? Или, может, процесс наконец-то остановлен?

В последнее время как-то перестали громогласно обсуждать проблему «утечки мозгов» из страны. А сейчас эта тема если и обсуждается, то как-то втихую, без трагизма. Других проблем навалом? Или, может, процесс наконец-то остановлен? 

 

Мой сосед Костя два года назад закончил КАИ с красным дипломом. Он был очень горд собой, потому что учился по-честному и, главное, любил выбранную им профессию. 

 

Но любовь оказалась без взаимности. Талантливому парню, которого пригласили (!) на одно из казанских предприятий поработать в научной лаборатории, предложили зарплату в 30 тысяч рублей. С перспективой ее увеличения до 35 тыщв ближайшие пять лет.

Костя офонарел – добро пожаловать в реальную жизнь, мальчик! – и пошел в таксисты. Теперь он зарабатывает 60 тысяч в месяц плюс сам формирует свой рабочий график. Считает, что у него все хорошо. Но тогда «откуда у парня испанская грусть»? Оттуда! Он все так же любит свой комп и все, что с ним связано. Он еще не до конца перегорел. Но уже потух – от невозможности реализоваться в Казани. А уехать по объективным причинам пока не может. Поэтому – крепче за баранку держись, шофер!

 

За последние 10 лет в бурно развивающихся отраслях (IT, инженерия, медицина, биология)количество ученыхи высококлассных специалистов, покинувших страну, составило почти 70 000 человек.И они продолжают уезжать. А за последние три года количество ученых в России сократилось на 30 000 человек.

 

В Татарстане 2021 годобъявлен Годом науки. Как правило, в рамках тематического года выделяются приличные бюджетные средства на укрепление, развитие, перспективы и так далее.

 

Не стал исключением и Год науки. Татарстан объявили «республикой с мощным научно-техническим потенциалом», выделилиогромные средства (за 10 лет местной науке дали18 млрд рублей), на одном из заседаний Президент РТ Рустам Минниханов рассказал, что татарстанские вузы на конкурсной основе получили право на создание научного центра мирового уровня, в котором работают над вопросами «рационального освоения жидких углеводородов планеты»: объем денежных средств только этого центра превышает 1 млрд рублей, а нана реконструкцию и техническое перевооружение приборной базы КФУ, татарстанского филиала РАН и КНИТУ- КАИ было выделено более 600 млн рублей, но уже из федерального бюджета… Вроде, есть поводы порадоваться: все у нас в этом плане ок.

 

Но вотминистр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин всерьез озабочен оттоком из Татарстана IT-специалистов. А все ведь понимают, что айтишники сегодня рулят?

 

Если в советские времена мозги «бежали» на Запад, то сегодня этот процесс несколько видоизменился: миграция мозгов происходит теперь внутри России. По словам того же Хайруллина, целых 24 российских региона обладают преимуществами по сравнению с Татарстаном в плане привлечения и удержания на месте IT-специалистов! Это и достойная зарплата, и налоговые послабления для тех, кто рискнул организовать свой бизнес в этой сфере, и реальные перспективы, стажировки в западных университетах и IT-компаниях, и другие пряники.

 

Несколько лет назад, когда республикой управлял Минтимер Шаймиев, вопрос сохранения высококвалифицированных кадров в татарстанской IT-отрасли обсуждали многократно. И главной причиной бегства молодых талантливых компью терщиков (их тогда называли) уже тогда называли крайне низкую зарплату.

 

Прошли годы... Проблема та же, но с современными очертаниями: ученые и просто талантливые ребята «утекают» на заработки в Москву, Питер, Самару, Якутск – туда, где свою радость от их присутствия доказывают соответствующим жалованием. 

 

Конечно, было бы нечестно обвинять власти в том, что, кроме декларации о своих намерениях поддержать местную науку, ничего в республике не делается. Вот, например, в Казани в конце года должен появиться новый технопарк для IТ-компаний. А на цифровизацию этой отрасли на ближайшие три года Татарстан потратит 4,5 млрд рублей.

В КФУ и прочих вузах открываются всякие лаборатории, молодые ученые пыхтят за пробирками, получают гранты и ответственно их отрабатывают, выступают на симпозиумах, публикуются в научных изданиях…

И в это же время в том же городе Костя– таксист, бывший перспективный студент, айтишник.

 

«Утечка мозгов – это стабильный процесс, который определяется притяжением высококвалифицированных кадров в известные исследовательские центры. В основном, увы, в западные. Сейчас важным фактором для развития науки является так называемая матчасть, то есть обеспечение научных исследований соответствующей современной материальной базой. Причемэто касается даже гуманитарных наук, так как сегодня исследуются большие массивы информации, обработка которых вручную невозможна. Перемещение кадров в страны, имеющие высокотехнологичные исследовательские центры, объективно. Это один из результатов глобализации. Но нынешняя проблема – не в перемещении кадров,так было и так будет всегда. Проблема –в необходимости и своевременности использования результатов научных исследований, достижений. Надо понимать, насколько применение на практике таких исследований актуально для нас: как, кем и где все это может быть применено. А сопоставляя уровень результатов научных исследований и потребности в их практической деятельности, можно сделать вывод не в пользу востребованности последних. Во всяком случае, в нашей стране», – считает доцент одного из институтов КФУ, пожелавший, как говорится, остаться неизвестным. Ну, в научном мире – свои заскоки. 

А, кстати, есть и такой взгляд на проблему: «Министерство образования решило проблему «утечки мозгов» за рубеж. «Нет мозгов –

 нет проблем»– решили в министерстве и принялись за реформы». 

 

Шутка, если что. Анекдот такой.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев