Реклама
Новости/Эксклюзив
Видео
  • февральский журнал "Идель"

ОПЕРНАЯ СТУДИЯ КАЗАНСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: прошлое и настоящее

В Казанской государственной консерватории с момента ее основания в 1945 г. и вплоть до 1990 г. на вокальном факультете существовал класс оперной подготовки. В 1993 г. была открыта Оперная студия, которая стала воплощением мечты основателя и первого ректора вуза, выдающегося композитора и общественного деятеля Назиба Гаязовича Жиганова.

За годы работы студии спектакли были представлены не только слушателям Казани и других городов Республики Татарстан, но также Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Ульяновска, Саранска, Йошкар-Олы. 

Состоялись постановки около пятидесяти музыкально-сценических произведений мировой и  отечественной классики, в их числе оперы: «Дидона и Эней» Г.  Пёрселла, «Любовный напиток» Г. Доницетти, «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» (вместе с немецким дирижёром Л.  Кремером) и «Похищение из Сераля» В. Моцарта, «Брачный вексель» и «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш.  Гуно, «Дитя и волшебство» М.  Равеля, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П.И.  Чайковского, «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Кащей Бессмертный» Н.А.  Римского-Корсакова, «Демон» А.Г. Рубинштейна, «Алеко» С.В. Рахманинова, «Мавра» И.Ф. Стравинского, «Любовь к трём апельсинам» С.С. Прокофьева, «Зори здесь тихие» К.В.  Молчанова и многие другие. 

Особо успешным для команды молодых исполнителей стал жанр оперетты, мюзикла и музыкальной комедии. Были поставлены «Фиалка Монмартра», «Сильва» и «Принцесса цирка» И. Кальмана, «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Цыганский барон» И. Штрауса, «Аршин мал алан» У. Гаджибекова и др. 

Важной частью работы Оперной студии стало возобновление сценической жизни целого ряда произведений татарских композиторов: опер Н. Жиганова «Алтынчәч» («Золотоволосая») и «Тюляк», музыкальных спектаклей «Наёмщик», «Милая Хафиза» С. Сайдашева, Дж. Файзи «Башмачки». Значительное внимание уделяется и творчеству молодых казанских авторов. 

В частности, состоялись премьеры оперы «Вий» Елены Анисимовой, рок-оперы «Алтын Казан» («Золотая Казань») Эльмира Низамова. Ныне оба композитора являются преподавателями кафедры теории музыки и композиции Казанской консерватории. В 2016 г. была поставлена опера «Береника» – дипломная работа выпускницы Ляйсан Абдуллиной. В этом можно усмотреть как художественную, так и просветительскую направленность деятельности Оперной студии, знакомящей публику с творчеством современных композиторов. 

В работе студии принимают участие студенты и их наставники, профессора факультетов – вокального, дирижёрско-хорового, оркестрового, народных инструментов. В постановках музыкальных спектаклей все участники становятся единым творческим коллективом. Процесс обучения непосредственно перетекает в сценическое действо. И это уникальный случай, когда студенты получают возможность попробовать силы в одной из возможных будущих реалий своей профессии. Энергия молодости захватывает всех – и участников, и слушателей-зрителей. Спектакли Оперной студии, проходя при аншлагах, вызывают широкий интерес, особенно у студенческой молодёжи Казани. 

С 2004 г. художественным руководителем Оперной студии является заведующий кафедрой музыкального театра, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, профессор Альфия Заппарова. Имея свой опыт руководства музыкальными коллективами (Альфия Ибрагимовна – хоровой дирижёр по образованию), она целеустремлённо и успешно работает над воплощением в жизнь весьма непростых творческих проектов. Несложно осознать одну из основных трудностей, заключающуюся в совмещении текущего учебного процесса студентов разных специальностей с их сценической деятельностью. Все годы работы на этой ответственной должности А.И. Заппарова каждый раз демонстрирует прекрасный результат многотрудного перевоплощения обучающихся в молодых профессионалов. 

Следует отметить, что премьеры Оперной студии обычно проходят на сцене ГБКЗ им. Сайдашева и в Малом зале Казанской консерватории. В обоих залах показ музыкальных спектаклей сопряжён с определёнными сложностями, поскольку это сугубо концертные площадки. В первом случае драматургическое действие с участниками в костюмах и минимальными декорациями осуществляется на первом плане, оркестр располагается на втором плане. Во втором – постановки идут в концертном варианте. Но, как показывает многолетний опыт, с этой спецификой режиссеры и молодые исполнители вполне справляются. 

Реклама

Одним из самых значительных достижений в работе Оперной студии последних лет можно считать постановку произведения классиков татарского искусства – композитора Назиба Жиганова и Наки Исанбета – оперы «Тюляк» (в основе либретто оперы – одноимённая поэма Исанбета). В опере несколько сюжетных линий. Действие разворачивается в двух мирах – реальном и фантастическом, которые связывает главное действующее лицо – Тюляк. События реального мира происходят в государстве тюрков – средневековой Волжской Булгарии. Жители Булгар (по сюжету оперы) – это Тюляк, хан Алимбек, его дочь Аембике, военачальник Сартлан, дружащий с врагом – монгольским ханом, и др. Фантастический мир – подводное царство, его владыка Су Иясе, дочь владыки СуСлу, завлекающая Тюляка в озеро Асылкуль. Трагически складываются судьбы героев оперы, почти все они гибнут. Тюляк спасает жителей Булгарии от завоевателей. 

Впервые опера «Тюляк» была поставлена в оперном театре Казани в 1945 г. Спустя годы Жиганов сделал вторую редакцию произведения, изменив название оперы – «Тюляк и Су-Слу». Композитор вспоминал об этом так: «Я подверг оперу коренной переработке, сделал новый клавир, заново оркестровал произведение, написал новые сцены. Почему я вернулся к этой трудоёмкой работе? Я люблю эту оперу. Эта древняя легенда, перекликаясь с фактами истории и жизни народа, зовёт к красоте, как категория философская, вбирает в себя извечную народную мечту о большом человеческом счастье и большом мужестве в защите его». 

Премьера второй редакции оперы состоялась в 1967 г. Первый показ этого произведения Оперной студией Казанской консерватории (2017) оказался фактически приурочен к 50-летнему юбилею постановки оперы Жиганова в новой редакции. В 1974  г. клавир оперы Жиганова был издан в Москве на русском языке. В музее композитора нашёлся рукописный вариант татарского текста, который нуждался в правке и уточнениях. В процессе подготовки Альфия Заппарова и доцент консерватории Гузель Сагитова (ныне – директор Татарского ТЮЗа им. Г. Кариева) проделали скрупулёзную работу по редактированию татарского текста. Опера Жиганова в постановке Оперной студии консерватории приобрела первоначальное название – «Тюляк» (при использовании музыкального текста второй редакции).

Молодой режиссёр студийной постановки оперы «Тюляк» Евгений Артамонов (г. Москва) предложил свою трактовку многослойного сюжета этого произведения. В общее повествование оперы «Тюляк» Артамонов вводит тему современных молодых археологов, исследующих территорию средневекового государства. В своих «раскопках» они открывают новый для себя мир и начинают участвовать в событиях прошлого. Такого рода режиссёрское решение, с одной стороны, отвечает веяниям современного театра и вместе с тем сохраняет историческую канву прошедших столетий. Но самое важное: сложная партия Тюляка распределяется в этом случае между двумя молодыми исполнителями – подлинным героем легенды и тем самым археологом, который вжился в его роль. То же относится и к другим действующим лицам оперы – хану Алимбеку, его дочери Аембике, дочери владыки Подводного царства Су Иясе. Их партии также поручены двум исполнителям. Приступая к работе над постановкой оперы Жиганова, художественный руководитель Оперной студии А.И. Заппарова и её коллеги понимали, что композитор создавал своё произведение, отнюдь не думая о его возможном исполнении силами студенческого учебного театра.

 Назовем всех молодых певцов, участвовавших в постановке оперы Жиганова: Тюляк – Ильдар Рахимов и Ильгиз Мухутдинов; хан Алимбек – Артур Исламов и Ильнар Давлетшин; Аембике – Айгуль Хайри и Айгуль Гардисламова; Су Иясе (владыка Подводного царства) – Ирек Фаттахов; Су-Слу (его дочь) – Сюмбель Киямова и Нурзия Сабитова; Сартлан (военачальник) – Руслан Закиров; Солтан Герей (сокольничий) – Айрат Ганиев; Янгураз (воспитатель Тюляка) – Ильнар Давлетшин.

 Все они прекрасно проявили себя и как вокалисты, и как актёры, несмотря на отмеченные ранее непростые условия сценической реализации музыкального действия. В постановке оперы также приняли участие хор Казанского музыкального колледжа  им. И.В. Аухадеева, театр танца «Сайдаш», студенты 1-2 курсов кафедры музыкального театра Казанской консерватории.

 Особо следует отметить оркестр, выполнивший свою весьма важную функцию в постановке оперы «Тюляк». Жиганов написал партитуру для симфонического оркестра. Но в спектакле Оперной студии был задействован иной состав. Основой коллектива стал оркестр народных инструментов консерватории «Tatarica» с подключением струнной и духовой групп симфонического оркестра консерватории. За дирижерским пультом – профессор, заслуженный деятель Республики Татарстан Р. А. Халитов. Такого рода соединение тембров в едином звучании – это давнишняя, ещё с дореволюционных времён, традиция татарских оркестров  (с оркестровкой, точнее переоркестровкой партитуры Жиганова успешно справился А. Шарафутдинов). В премьерном показе оперы «Тюляк» оркестр звучал весьма органично и убедительно.

 

Оперная студия с большим успехом представила премьеру в апреле 2017 г. в ГБКЗ им. С. Сайдашева. Позже постановка оперы «Тюляк» повторилась в Москве на сцене театра Российского института театрального искусства –  ГИТИС. В июне 2019 г. спектакль стал участником Международного фестиваля тюркских народов «Науруз» в Казани, показ состоялся под открытым небом на набережной озера Кабан. В День народного единства – 4 ноября – творческие коллективы консерватории представили оперу в рамках IV Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку». Гости фестиваля смогли увидеть спектакль на сцене Детского музыкального театра им. Н. Сац – опера шла на татарском языке с русскими субтитрами. 

Одним из главных достижений ушедшего года стала постановка сложнейшей и отнюдь не «студенческой» оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник». Опера была подготовлена в рекордные сроки (кстати, как самим композитором, так и нашими молодыми исполнителями). За непростой материал взялся режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств Украины Ринат Бекташев, который плодотворно сотрудничает с консерваторией не первый концертный сезон. Солисты, хор оперной студии и симфонический оркестр Казанской консерватории под управлением Алима Шахмаметьева с большим успехом представили одну из самых известных итальянских опер. Публика осталась под самым приятным впечатлением, оценив этот роскошный новогодний музыкальный подарок. 

Спектакли Оперной студии Казанской консерватории стали важной составной частью культурной жизни Татарстана. По существу, студия успешно выполняет функцию молодёжного оперного театра в большом городе с его многонациональным населением. В очередной учебно-театральный сезон ожидается, как обычно, освоение нового музыкально-сценического репертуара, яркие и высокозначимые премьеры.

автор: Лариса Бражник (доктор искусствоведения, профессор Казанской консерватории)

фото из архива Казанской государственной консерватории
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама
  • Финансовая грамотность
  • Финансовая культура
  • Коронавирус
  • Без долгов
  • Творидобро
  • Подпишись им выиграй!
  • Жилье
  • Куда звонить
  • мойтатарстан
  • инфографика стройтельство