Логотип Идель
Интервью

Шутить изволите?

Юмор – это оружие безоружных. Порой через шутку можно сказать намного больше. Утрировать злободневное или легко и иронично шутить о насущном. Юмористы – люди с отменным артистизмом, умением тонко подмечать детали и мастерством видеть смешное там, где шутка не уместна. Можно ли научиться шутить? И где смеяться точно нельзя? Об этом рассказали татарские пародисты Рифат Зарипов и Алсу Фаракшина.

Юмор – это оружие безоружных. Порой через шутку можно сказать намного больше. Утрировать злободневное или легко и иронично шутить о насущном. Юмористы – люди с отменным артистизмом, умением тонко подмечать детали и мастерством видеть смешное там, где шутка не уместна. Можно ли научиться шутить?  И где смеяться точно нельзя? Об этом рассказали татарские пародисты Рифат Зарипов и Алсу Фаракшина.

Рифат Зарипов – юморист, певец, татарский пародист, 33 года. Исполняет собственные татарские песни, танцует, делает пародии на своих знаменитых коллег «по цеху». Родом из Оренбургской области. Окончил Казанский государственный институт. Поклонник Салавата Фатхетдинова.

Вырос на «Мунча Ташы»

Я всегда был шебутным ребенком, любил всех подкалывать и прикалываться. В детстве мечтал стать певцом, никогда не думал о карьере юмориста. Мне нравилась сцена, я с интересом изучал жизнь артистов, то, как они ведут себя, что говорят, как держат микрофон, как одеваются. Было интересно абсолютно все, поэтому много читал и смотрел про известных людей. Интерес к выступлениям появился еще в школе: все школьные мероприятия всегда вел я. У нас даже была своя юмористическая команда, с которой мы ездили по соседним районам и показывали концерты: сами придумывали программы, повторяли сценки из популярных юмористических шоу. Я рос на «Мунча Ташы» (татарский театр эстрады – прим. ред.), отчасти, наверное, это и повлияло на мой выбор профессии юмориста.

Могу точно сказать, что чувство юмора – качество врожденное. Как говорится, «рожденный ползать летать не может»! Чувство юмора либо есть, либо его нет. Это же отчасти темперамент человека. Но человек без чувства юмора – это очень тяжелый человек. У нас у каждого и без того много неприятностей, поэтому важно не зацикливаться на плохом и относиться к жизни с юмором.

В своих монологах на сцене я полностью импровизирую, шутки придумываю на ходу, тексты не заучиваю наизусть. У меня есть только скелет выступления, а дальше только импровизация.

Мама – главный рецензент

У меня есть запретные, так сказать, темы для шуток. Я никогда не буду шутить, например, на тему секса и разных издевательств. Не понимаю, когда над кем-то смеются. Вот если выходишь на сцену и высмеиваешь человека, который сидит в зале. Да, остальным, может быть, смешно. А этому человеку каково? Я не говорю, что шутить над человеком не нужно, просто у всего должны быть границы. Шутки шутками, но нужно оставаться человечным – это главный мой принцип. И каждый раз, когда ставим концерт, думаю: если бы моя мама сидела в зале, мог бы я позволить себе эту шутку? 

Но зато у зрителя всегда заходят типичные жизненные ситуации, бытовые, которые происходят в каждой семье. Человек смеется, потому что он видит себя в этой шутке, ему это тоже знакомо. А мы, юмористы, не открываем людям Америку, мы просто показываем ситуацию с другой стороны, так, чтобы они подумали: «О, у меня же тоже был такой случай!» 

Трудно рассмешить ребенка

Юмор – это стратегия. Через шутку можно сказать намного больше, можно поднять проблему, например. Людей без проблем нет, каждый что-то переживает. И мое главное желание, чтобы люди, приходя ко мне на концерт, на три часа забывали о своих проблемах и заботах – о кредитах, ипотеках, отключались от них и просто отдыхали.

Тяжелее смешить детей, потому что их нельзя обмануть. С ними нужно быть максимально искренними. Перед детьми ты не можешь просто натянуть улыбку, они все чувствуют.

Мечты сбываются

Успех монолога зависит от того, как преподнесешь ситуацию. Даже об обычном случае на заправке можно рассказать смешно. Здесь в ход идет все: мимика, интонационное ударение, особые слова. Все вместе это и есть юмор.

Я сам смотрю Павла Волю, монологи которого близки мне по тематике. Он тоже много рассказывает про семью, детей и при этом не допускает пошлости. Максим Галкин – сильный импровизатор, он же философ, психолог, юморист. В общем, мне самому нравится интеллектуальный юмор. Когда не просто шутка ради шутки, а шутка со смыслом.

Я не устаю от своего рабочего графика, мне нравится мой ритм жизни, нравятся ежедневные концерты, гастроли – это точно мое. Я мечтал об этом с самого детства и сейчас, считаю, не имею права ни на что жаловаться.

Алсу Фаракшина – юморист, пародист, 33 года. Знаменита пародиями на татарских певцов. Родом из Альметьевского района, окончила Казанский государственный институт культуры, училась на артиста татарской эстрады на курсе Салавата Фатхетдинова.

Салават берет только «своих»

Я работаю в жанре пародии. А любовь к сцене у меня с детства. Увлечение ею началось еще со школы, где-то в 9 классе ставила разные сценки на школьные праздники. Меня всегда привлекали артисты, хотелось так же, как они, выступать на сцене, петь песни и, естественно, быть популярной. После школы я приехала в Казань поступать в институт культуры на певицу. На экзаменах мне сказали, что я не умею петь и лучше мне выбрать для поступления другое направление, но уж точно не на вокалиста. Конечно, я выросла в селе, где не было ни музыкальной школы, ни кружков. Я самоучка, и у меня было только желание. Огромное желание исполнить свою мечту – стать певицей. Все вокруг говорили, что Салават Фатхутдинов, который и вел курс вокалистов, берет к себе только «своих». А у нас нет ни знакомых, ни денег. В итоге я никого не послушала, уперлась, стояла на своем – и поступила! Все потому, что просто вцепилась в свою цель.

Принцип «точь-в-точь» работает

Идеи для моих выступлений я беру у артистов. Они сами их дают своим творчеством: у них выходят хиты, которые слушает народ, а я на эти хиты делаю пародии. Я пою песни, полностью копируя артиста голосом и его индивидуальными повадками, манерами. Но у меня «чистый», юмор, я стараюсь никого не обидеть или болезненно задеть. Я не хочу оставлять о себе плохого мнения, ведь у этого артиста есть свои поклонники, которых тоже не хочется обижать. Я больше люблю работать по принципу «Точь-в-точь». Конечно, в пародиях артист всегда утрирует, но важно не перейти эту тонкую грань. Шутка должна быть красивой, легкой и интересной.

Шутки в сторону

Есть темы, которые я принципиально не трогаю. Я точно не возьмусь за тему политики – этого хватает в новостях. Тем более, что в этом я не разбираюсь, поэтому умничать точно не стану. Мат для меня недопустим, тем более на татарской сцене. По мне, это уместно только в стендапе, за закрытыми стенами или в узком кругу друзей, но никак не на большой сцене.

Пародист – это клеймо

Шутки и юмор всегда разбавляют напряженную обстановку. Где бы я ни была, люди меня воспринимают позитивной, улыбчивой, всегда ждут шуток. Поэтому в обыденной жизни, если не шутишь, сразу появляются вопросы: почему без настроения, что такая грустная? Заболела или случилось что? А у меня все замечательно, просто люди привыкли всегда меня видеть на сцене веселой и активной. Пародист, юморист, артист – это клеймо. И с этим нужно смириться.

Теги: Стендап юмор Татарстан

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев