«Яхинщина». Зачем «Современнику» матерящаяся татарская бабушка?
Общественность Москвы возмутила однополая любовь и оскорбление ветеранов боевых действий, а татарская интеллигенция снова бьёт тревогу.
Журналист и общественный деятель Римзиль Валеев опубликовал отзыв на спектакль «Первый хлеб», вышедший под занавес 65-го юбилейного сезона московского театра «Современник» (20 июля 2021 года) «Первый хлеб» молодого драматурга Рината Ташимова. В материале «Каковы критерии татарской правды в театре “Современник”?», опубликованном на сайте Всемирного конгресса татар, сопредседатель Федеральной национально-культурной автономии татар возмущен очередной дискредитацией соплеменников автором пьесы – Ринатом Ташимовым.
«К этому, впрочем, татарам не привыкать. Особенно после дискуссии по роману Гузели Яхиной о Зулейхе, которая открывает глаза», – отметил автор статьи. «Автор пьесы “Первый хлеб” Ринат Ташимов представлен как татарин из омской области, в последние годы живущий в Екатеринбуре. В некоторых публикациях Ташимов назван “татарским драматургом”, что, скорее всего, не соответствует действительности. По имеющейся в прессе информации, Ринат вряд ли глубоко знает историю и культуру татар, он не пытается буквально освещать жизнь татар. Свою национальность он определил “сибиряк”, что очень близко к истине», – подчеркнул Римзиль Валеев.
Основатель общественно-политического и литературно-молодежного журнала «Идел» поставил под сомнение «творческое открытие» «Современника»:
«Интернет, социальные сети, новости в выпусках популярных радиостанций послужили рекламой автору пьесы Ринату Ташимову и режиссеру польского происхождения Бениамину Коц на фоне весьма раскрученнной артистки Лии Ахеджаковой. Но не более».
Напомним, МК уже иронизировала по этому поводу: «Если бы не “Офицеры России” и противники однополой любви, вряд ли бы премьерный спектакль “Современника” “Первый хлеб”, который показали под занавес сезона, стал событием в театральной Москве. Однако после жестких акций двух этих групп постановка хайпанула не по-детски – МХАТ Горького может обзавидоваться». Как сообщалось ранее, нецензурная брань в спектакле оскорбила ветеранов и участников боевых действий. Общественная организация «Офицеры России» пожаловалась на спектакль руководству театра «Современник», в Генпрокуратуру РФ и мэрию Москвы и на «неприкрытую пропаганду однополой любви» в постановке.
Резюмируя, татарский журналист и общественный деятель подчеркнул, что в спектакле изображается радикально нетипичная картина татарской жизни. «Десять экспертов из десяти скажут, таких бабушек из татар, как Нурия из пьесы Ташимова, никогда не видели. Чтобы она постоянно пьянствовала, не просыхая, прямо на сцене, да еще выражаясь молодежной лексикой, которой нет в обычных словарях», – отметил Римзиль Валеев в публикации.
Известный педагог, литературовед Милеуша Хабутдинова в своем аккаунте в Facebook написала:
«Р. Ташимов выворачивает наизнанку одну национальную черту за другой: ставит под сомнение трудолюбие, терпение, семейственность. Мы наблюдаем за маргинализацией тюрок. Почему главными героями становятся тюрки? Чтобы легче добиться скандала, эпатажа. Очевидно, что яхинская слава по деконструкции татарского национального характера не давала автору и кураторам лаборатории, на которой создано это произведение, покоя. Докатились, эта пошлятина для русского театра "Современник" превратилось в художественное произведение».
Как сообщила редактор научных журналов «Филология и культура» и Tatarica, на лаборатории «Тамга» в кариевском театре молодой автор пьесы поделился мечтой поставить её на русском языке в татарском театре. «Врезалось в память "именно на русском, потому что на татарском она так не прозвучит "...», – подчеркнула Милеуша Хабутдинова.
В аннотации к спектаклю сообщается, что Ринат Ташимов – ученик Николая Коляды, а режиссёр-постановщик пьесы – 30-летний поляк Бениамин Коц. Как отмечает МК, Ташимов проучился у Коляды всего лишь год и недолго поработал у него в театре в качестве актёра. «Коц у нынешнего худрука “Современника” заканчивал лишь магистратуру, в родной Польше ничего не ставил. Так что о полноценной учебе у мастеров вопрос не стоит – возможно, результат был бы иной».
Теги: Кариев театры "Театрда импровизация" актерлык лабораториясе творческая лаборатория минкульт рт ремесло, театр кариева, творчество, культура офицеры России современник спектакль
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев