Реклама
Новости/Эксклюзив
  • Дельфины без нашей помощи погибнут Первое в истории челнинского дельфинария шоу, показанное в онлайн-режиме, собрало 43 тысячи просмотров
    148
    0
    0
  • Память жива, пока мы помним... Казанский театр юного зрителя совместно с Министерством культуры РТ, а также Детским городом КидСпейс объявляют о старте онлайн-акции «Фотоальбом Победы», приуроченной к 75-летию Великой Победы, в социальной сети Инстаграм.
    60
    0
    0
  • «Наш двор» снова в деле В Татарстане началось онлайн-обсуждение проектов благоустройства дворов, вошедших в президентскую программу «Наш двор»
    75
    0
    0
  • Что делать бездомным людям, когда везде самоизоляция? Во время действия режима самоизоляции государственные центры социальной адаптации для людей без определенного места жительства и занятий продолжают принимать тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
    66
    0
    0
Видео
  • февральский журнал "Идель"

Три жизни La Primavera

В минувшем году Казанскому камерному оркестру «La Primavera» под руководством народного артиста РТ Рустема АБЯЗОВА исполнилось тридцать – ровно столько же, сколько и журналу «Идель». Прекрасное совпадение, решили мы – и, пользуясь случаем, совершили экскурс в историю, вспомнили, чем были для оркестра минувшие три десятилетия, и узнали  о планах на следующие тридцать.

А СТАТУС У ТЕБЯ ЕСТЬ? 

…Что такое 30 лет? Для камерного оркестра – возраст солидный. Говорят, что критический срок для таких коллективов – семь лет. «La Primаvera» уже смогла «продержаться» четыре с половиной таких срока – и не собирается этим ограничиваться. 

Впрочем, помимо бессменного художественного руководителя и дирижера Рустем Абязова, сегодня в оркестре не осталось никого из тех, кто начинал в самые первые дни: «последним из могикан» был альтист Николай Николаевич Лаптев, который не работает в «La Primavera» с августа 2019-го. Но некоторые из тех, кто присоединился к оркестрантам спустя два-три месяца после создания коллектива, и сегодня в строю. 

Каким же было это время? Однозначно – не самым простым. Первые годы (как раз те самые критические семь лет!) оркестр вообще жил без статуса: сами, шутя, называли себя «сборищем энтузиастов». Собирались, репетировали, выступали – а после расходились по другим, «настоящим» работам. 

К середине 90-х «La Primavera» уже была известна не только в России, но и за рубежом, а «официального» признания все не было. И вот наконец Рустем Абязов был приглашен на прием первым Президентом РТ Минтимером Шариповичем Шаймиеым. Волнительная встреча состоялась в Кремле, присутствовали министр культуры Марсель Таишев и мэр города Камиль Исхаков. Чувствовалось, что президент отлично подготовился. Он так беседовал с Абязовым, что было ясно: знает о нем и его творчестве все. И вот министр культуры выносит вердикт: денег на создание оркестра нет. Поражение? Отнюдь! Шаймиев задумывается и произносит сакраментальное: «Иногда есть деньги, но нет такого оркестра. Но, когда есть такой оркестр, деньги надо найти». Тут и Исхаков говорит: «Так мы же уже почти договорились, документы готовы!» Тогда Минтимер Шарипович хитро улыбается так, как может только он один: «Ну что же, одобрим инициативу мэра города!»
Вот он, первый официальный статус! Пусть пока в качестве «структурного подразделения» в составе НКЦ «Казань», но в любом случае – это новая ступень! 

И СЧАСТЬЕ, И НЕСЧАСТЬЕ 
Вместе с официальным статусом муниципального оркестра музыканты обрели ощущение некой устойчивости. Получить государственное признание было чрезвычайно важно: в этот момент не только самим музыкантам, но и официальным инстанциям стало понятно, что речь идет не просто об энтузиастах, которые собираются три раза в неделю, при этом имея основную работу в других оркестрах или преподавательскую должность, а о серьезных музыкантах, которые отлично играют прекрасную музыку! 

Впрочем, тут же проявилась и обратная сторона медали: сразу же ушла половина оркестра, ведь нужно было решать, выбирают ли они постоянную работу в «La Primavera» или остаются на тех местах, где работали еще. В тот момент никто точно не понимал, какое развитие получит дальнейшая жизнь коллектива… Именно тогда в оркестре случился первый кризис. Шел конец 1995 года. 

В январе 1996-го состоялся переезд в НКЦ, поредевшие ряды оркестрантов восполнили – и с новыми силами продолжили активную концертную деятельность. Много гастролировали, дружно соседствовали и с коллективом НКЦ, подстраиваясь к потребностям друг друга и не мешая друг другу в работе. 

МАССОВЫЙ ИСХОД

 Второй кризис произошёл, когда ГСО РТ возглавил Александр Сладковский. С его приходом симфонический оркестр смог получить огромный грант, зарплаты существенно возросли, народ массово потянулся в более теплое место. В это же время директор НКЦ предложил: «Давайте, мол, все деньги, что вы зарабатываете, будут проходить через наш счет!» В «La Primaverа» понимали: в этом случае вообще не увидят заработанного! Такая ситуация категорически не устраивала – и Абязов написал заявление об уходе. 

Впрочем, уйти ему не дали: при содействии администрации города ситуация на некоторое время разрешилась мирным путем, и все вернулось на свои круги. Тем не менее, проблема не была решена. Высокие зарплаты симфонического оркестра привлекали музыкантов. Так в течение двух лет камерный оркестр потерял 50 процентов коллектива… 

ТРЕТЬЕ ВОПЛОЩЕНИЕ 

Реклама

Делать нечего – Абязов создал оркестр в третий раз! Вот что значит и стрежень, и наработки: 
относительно безболезненно смогли вернуться к той деятельности, которую вели ранее. Но все-таки нужно было что-то менять. Рустем Юнусович обратился к министру культуры тех лет Айрату Сибагатуллину с просьбой помочь организовать встречу с президентом, и она вновь стала судьбоносной. Рустам Нургалиевич не только поднял оркестрантам зарплаты, но и дал распоряжение о придании «La Primavera» статуса автономного учреждения. Поручил городу подыскать коллективу и самостоятельное помещение. Свое 25-летие оркестр встретил в ожидании переезда в новое здание. И снова – случайная встреча, на этот раз с мэром города Ильсуром Метшиным. Поинтересовавшись у Абязова, как движется подготовка к юбилею, мэр узнал, что переехать в новое здание никак не удается: и ремонт затягивается, и нужного оборудования не хватает… Буквально через неделю вопрос с ремонтом был решен. С Нового года  «La Primavera» стал работать в новом здании на улице Бойничной. 

ПОДАРКИ НА ТРИДЦАТИЛЕТИЕ 

В минувшем году город выделил оркестру 2,5 млн на юбилейные мероприятия. Эти деньги пошли и на «Абязов фестиваль», и на оплату транспорта для гастрольных поездок во Францию и Швейцарию. Пригодились они и для пошива новых костюмов, благодаря которым оркестранты обновили свой образ, и для выпуска трех флеш-накопителей: на первом – записи лучших выступлений Рустема Абязова, документальные и художественный фильмы с его участием (вышел к юбилею Маэстро в прошлом марте), второй знакомит зрителей с самыми яркими страницами брендового фестиваля оркестра «La Primavera» «L’arte del arco» («Искусство смычка»), на третьем собраны видео, доказывающие умение оркестра удивлять. 

Помог и Фонд содействия развитию культуры при Президенте РТ, благодаря чему оркестр получил из Японии профессиональный клавишный инструмент высочайшего уровня.

«ЗВЕЗДЫ ИЗ ЗАВТРА»
 Приятно было получить и ощутимую поддержку замечательного проекта «Звезды из Завтра», который позволяет юным учащимся музыкальных школ выступить в качестве солистов вместе с профессиональным оркестром. Этот проект «La Primavera» проводит в Казани уже шестой год, и каждый из концертов становится настоящим праздником. В этом году проект поддержали Президент РТ Рустам Минниханов и министр культуры Ирада Аюпова, которые высоко оценили масштаб и потенциал задуманного. Благодаря этому, казанский проект превратился в республиканскую творческую программу поддержки юных музыкантов с охватом всех 43 муниципальных районов Татарстана! Как происходит отбор? Выбраны шесть крупных городов, вокруг которых образованы т.н. «кусты» муниципальных районов. Например, в состав казанского «куста» входят Арский, Балтасинский, Высокогорский, Пестречинский, Кукморский, Лаишевский районы и, естественно, Казань. Из этих районов поступило около 100 заявок – и выступления всех ребят Рустем Абязов прослушивал лично. А в начале февраля Маэстро проехался по пяти оставшимся городам (Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Буинск) для отбора участников гала-концертов в местных концертных залах.

 В январе состоялся казанский концерт, а в апреле оркестр «La Primavera» по- едет по Татарстану, чтобы провести концерты в муниципальных районах. Все участники прослушиваний и их педагоги получат дипломы. Участники гала-концертов получат к тому же дипломы лауреатов и памятные медали. Лучшие из лучших выступят 1 июня на сцене БКЗ им. Сайдашева и будут награждены дипломами финалистов и памятными статуэтками. 

У ребят-участников первых сезонов проекта уже есть серьёзные успехи. Так, юный кларнетист Камиль Фатыхов успешно выступил в телевизионном конкурсе «Синяя птица», а пианист Алексей Романов, у которого нет кистей рук, признается: после участия в проекте полностью изменилась вся его жизнь! Им заинтересовалась и зарубежная пресса, и солидные продюсеры… От всей души желаем ему дальнейших побед! 

КАКИЕ БУДУТ ОНИ – НОВЫЕ 30? 

Планы на следующие 30 лет? Рустем Юнусович смеется: «Трудно сказать! Нужно пока как следует отметить этот юбилей! Часть праздничных мероприятий уже прошла, но сколько всего еще предстоит!» Это и «Звезды из Завтра» – серьезная и большая нагрузка на оркестр, ведь это не солисты приезжают в Казань, а оркестр разъезжает по городам! Это и концерты из цикла «Десятилеточное братство», специально созданного для того, чтобы приглашать в качестве солистов выпускников ССМШ при Казанской консерватории, а они сегодня разбросаны по всему миру. 


Где бы они сегодня ни были, казанцы продолжают радоваться их творческим достижением и всегда рады совместным выступлениям. Проект этого года называется «ССМШедшие в Оперном». Выпускники школы – «десятилетки», которые сегодня работают в оперном театре, составили программу, которую будут исполнять с оркестром, и уже в феврале состоялся концерт. После этого Абязов снова уехал: сначала концерт в Самаре, потом в Новосибирске, Барнауле…

 В марте – традиционный фестиваль «L'arte del arco», три концерта в Казани и два выездных. В этом году отобран просто звездный состав, шесть – восемь солистов, причем только трое из них – россияне! В дальнейших планах – Уфа, Ижевск, Мальта. Все это перемежается концертами в Казани и районах РТ, участием в праздновании 75-летия Великой Победы и столетия ТАССР. И это все – на ближайшие несколько месяцев! При таком напряженном графике загадывать на три десятка лет вперед, пожалуй, рановато, но мы уверены: все самое интересное у оркестра еще впереди!

фото из архива оркестра и Юлии Калининой
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама
  • Онлайн подписка на журнал "Идель"
  • #Казань-на-карантине в фотографиях Юлии Калининой
  • Памятки о порядке получения спецразрешений на время самоизоляции
  • Фотовыставка РКБ
  • 3 НДФЛ
  • Финансовая грамотность
  • Финансовая культура
  • Коронавирус
  • Без долгов
  • Творидобро