Логотип Идель
Интервью

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ВОСЬМЁРКА

Экопарки, уютные скверы, ухоженные бульвары, безопасные детские площадки, креативные общественные пространства – это то, чем обогатились многие города Татарстана и России за последние несколько лет. Заметный вклад в благоустройство нашего города внесли молодые специалисты «Проектной группы 8», переехавшие в Казань в 2016 году. Разработав авторскую методологию соучаствующего проектирования, основатели группы – Дмитрий СМИРНОВ и Надежда СНИГИРЕВА – через небольшие активистские проекты в родной Вологде пришли к масштабной реформаторской деятельности. Сегодня они эксперты Программы развития общественных пространств Республики Татарстан, консультанты Минстроя РФ по приоритетному проекту формирования комфортной городской среды, обладатели многочисленных наград и премий в области архитектуры, кураторы более 200 реализованных проектов по всей России и авторы нескольких методичек с рекомендациями и инструментами по вовлечению горожан в проекты благоустройства. Мы поговорили с ними о начале пути, переезде в Казань и о проблемах города на сегодня.

Экопарки, уютные скверы, ухоженные бульвары, безопасные детские площадки, креативные общественные пространства – это то, чем  обогатились многие города Татарстана и России за последние несколько лет. Заметный вклад в благоустройство нашего города внесли молодые специалисты «Проектной группы  8», переехавшие в Казань в 2016 году. Разработав авторскую методологию соучаствующего проектирования, основатели группы – Дмитрий СМИРНОВ и Надежда СНИГИРЕВА – через небольшие активистские проекты в родной Вологде пришли к масштабной реформаторской деятельности. Сегодня они эксперты Программы развития общественных пространств Республики Татарстан, консультанты Минстроя РФ по приоритетному проекту формирования комфортной городской среды, обладатели многочисленных наград и премий в области архитектуры, кураторы более 200 реализованных проектов по всей России и авторы нескольких методичек с рекомендациями и инструментами по вовлечению горожан в проекты благоустройства. 
Мы поговорили с ними о начале пути, переезде в Казань и о проблемах города на сегодня. 

– Что подтолкнуло вас    на работу в области соучаствующего    проектирования?
    Дмитрий Смирнов: К соучаствующему проектированию мы пришли по-разному. Были разные предпосылки, подталкивающие к этому методологически. Я пришел сюда из маркетинга, понимая, что люди и институции должны коммуницировать по-другому и что универсальным подходом является исследование в действии. Это означает, что через поэтапное тестирование делается минимальный жизнеспособный продукт, пилотируется и дорабатывается вместе с будущими пользователями. 

Надежда Снигирева: Я, в свою очередь, дипломированный специалист в области архитектуры. В Вологодском государственном университете, где я училась, была очень сильная кафедра архитектуры и градостроительства. Тогда, в начале 2000-х, было важно выращивать специалистов, способных внедрять в город новые современные подходы. Мне очень повезло, что среди профессоров оказался Константин Васильевич Кияненко – доктор архитектуры, специалист по жилищному строительству и социально-средовому методу проектирования. Он, имея широкий зарубежный опыт, дал нам возможность понимать разные подходы, что позволило сформировать в нас правильную ценностную базу. Нас учили смотреть на город с наиболее комплексной позиции, направленной на социальные процессы, потребности людей и их запросы, а не просто на возможность сделать что-то красивое.

 Личные же причины связаны с историей из детства. Около моего дома в Вологде стоял пивоваренный завод с очень красивой промышленной архитектурой. На заводе, кроме того, что варили пиво, был прекрасный магазин, где продавали мармелад. Мы с дедушкой ходили туда раз в неделю за мармеладом, это был наш обряд. Но в конце 90-х завод вдруг решают снести, застроить территорию сплошной стеной девятиэтажек и расселить людей, живущих рядом. У меня возник вопрос: почему так происходит? Мне очень хотелось сохранить этот объект. Я начала исследование, писала дипломную работу о том, как люди в городе принимают решения. Меня беспокоил вопрос справедливости, потому что, грубо говоря, наше право на город отбирается более сильными, чем общество, сторонами. Стало очевидно, что процессы создания проектов должны выстраиваться по-другому и что общество в большинстве случаев является заказчиком и конечным благополучателем. 

Д.С.: Мы начали с активистских проектов. В 2012 г. в рамках фестиваля «Дни архитектуры в Вологде» был реализован проект создания пяти новых общественных пространств – «Активация». Мы хотели показать, какими могут быть современные общественные пространства, как горожане могут повлиять на развитие города. Проект стал резонансным и имел положительный общественный отклик. Затем уже как «Проектная группа 8» мы реализовали проект с остановкой «Драмтеатр» в центре города. Идея была в том, чтобы перевернуть отношение к общественному транспорту, посмотреть на проблему системно, для начала обратив внимание на остановочные павильоны. Сразу же отказавшись от поликарбонатных конструкций, которые, как правило, разбирают и вандалят, был сделан выбор в пользу дерева. Учитывая запросы горожан, мы задумали некий элегантный деревянный павильон, подобный тем, что стоят на окраинах Вологды. В итоге построили остановку, в которой присутствуют как архитектурные решения, функционально улучшающие эстетику городской среды, так и моменты идентичности. Так через маленькие активистские проекты мы стали довольно заметными ребятами в Вологде. Начатое сотрудничество с российскими архитектурными бюро, проводимый для них предпроектный анализ обусловили тот факт, что о соучаствующем проектировании стали говорить все больше. На предпроектных исследованиях с архитекторами, помимо общения и формулировки задач, у нас появилась возможность находить партнеров среди горожан и городских сообществ на ранних стадиях. Так проекты становились гораздо более устойчивыми.

– Тогда    в чем была причина переезда    из Вологды в Казань? 

Д.С.:    Через круг знакомств и совместных проектов мы впервые оказались в Казани на конкурсе вариантов развития набережных озера Кабан. В конкурсе принимали участие в консорциуме с Архитектурным Бюро «Рождественка». Идея нашего проекта «365 дней. В чистом золоте» была в том, чтобы сделать пространство событийным, с дальнейшим написанием сценариев на каждый день.

Благодаря конкурсу, мы познакомились с коллегами из Агентства стратегического развития «Центр». После участия в международном конкурсе по реконструкции кинотеатров «Восход» и «Варшава» в Москве у нас с ними состоялся разговор по поводу возникшего интереса к соучаствующему проектированию в Татарстане. По их просьбе мы помогли провести первый проектный семинар в Альметьевске, где, наконец, встретились с Наталией Фишман, знакомство с которой было серьезным пунктом в нашем списке планов на год. Ей понравился наш подход, и она сделала нам уникальное предложение – заняться еще 35 городами республики.

 Так, 2016 год стал для нас годом перемещений по Татарстану. Мы ездили по регионам, проводили проектные семинары, готовили администрации, архитекторов и людей к новому, неизведанному для них формату. Естественно, полного понимания мы добивались не сразу, но лично я вспоминаю этот период с теплотой. Было видно, что люди уходят с семинаров другими, уверенными в том, что могут что-то поменять. 

– Какое было первое впечатление о Казани?    Бросились ли в глаза какие-нибудь явные достоинства и    недостатки? 

Н.С.: Конечно, город сразу показался интересным, энергичным, с красивыми ландшафтами, видами и рельефом. Меня поразило и до сих пор поражает, что здесь качественно ведется работа с городским озеленением, а также то, что в городе есть команда профессионалов, которые явно стараются держать город в порядке и стремятся делать для него самое лучшее. Учитывая то, как редко встречается разрушенный асфальт и есть элементарная возможность нормального передвижения пешеходов, чего нет во многих городах России, было понятно сразу, что в Казани многие вопросы уже решены. Однако очевидно было и то, что здесь практически не осталось следов старого города. Когда все вычищено и вылизано, возникает проблема нехватки аутентичности и артефактов исторической среды. Меня удивил тот факт, что Казань – город с тысячелетней историей – не сохранил места, в которых есть возможность перенестись на двести-триста лет назад. 

Д.С.: Но в то же время от улицы Баумана, например, было ощущение, что центр города разрушен. Если обратить внимание на все, что выше первых этажей на этой улице, то сразу станет ясно, что это муляж с приведенными в порядок фасадами. Черные, затененные пленкой окна, болтающиеся форточки – все это странно видеть в центре города с таким потенциалом. Как мне кажется, пустующие этажи могли бы уже сейчас заполниться теми же культурными событийными пространствами, которых в Казани тоже не хватает. 

– Какие трудности возникают    во время обсуждений    и семинаров?    Что чаще всего    вызывает споры среди    казанцев?

 Н.С.: Если говорить про общественные пространства, то две основные темы Казани – собаки и парковки. В случае с домашними питомцами и их выгулом люди всегда делятся на два лагеря: тех, кто категорически против отдельных площадок для выгула собак, и непосредственно владельцев этих собак. Из дискуссий выясняется, что проблема глубже и следует разобраться, какое значение имеет домашнее животное в городе, как с ним взаимодействовать, почему нет правил и так далее. Так же и с вопросом парковок. Для кого город? Какая в любом общественном пространстве должна быть пропорция доступа для автомобилей и пешеходов? В этом случае, понимая интересы всех людей, важно выстраивать общую ценностную рамку, чтобы найти баланс и компромисс. Запретительная мера – самая простая, а подобные вопросы требуют более глубокого погружения и понимания, почему этот процесс вызывает диссонанс. 

– Какая    возрастная группа преобладает на встречах    и обсуждениях? Возникает ли    недопонимание между    поколениями?

Н.С.:    Нельзя сказать, что кого-то больше, а кого-то меньше. Наверное, зависит от территории. Если территория общегородская, важно учитывать интересы разных групп, в том числе профессионалов, групп горожан и сообществ. Если территория локальная, значит, акцент идет на местных жителей. Но могу сказать, что, на мой взгляд, в семинарах редко принимают участие молодые люди до 25 лет. Проектный семинар – формат не для них. Их нужно собирать отдельно, в том числе отдельно работать с подростками и детьми. 

– А в каком формате проходят собрания с детьми и    подростками?

 Н.С.: Мы стараемся делать что-то творческое, вроде маленького воркшопа или проектной мастерской.

В таком формате они раскрываются, говорят о том, что их волнует. На основе рассказанных ими историй мы вместе проектируем какие-то отдельные элементы, рисуем карту, вместе гуляем по территории. Мы часто спрашиваем о том, как они передвигаются по городу и насколько это безопасно, как бы они хотели проводить время в существующих общественных пространствах, где им комфортно, а где нет. Для подростков, например, успех общественного пространства во многом определяется количеством красивых фонов для фотографий и наличием кофеен. Но это, конечно же, не потому что они поверхностные, просто интернет и социальные сети – важная часть их жизни, и это тоже нужно учитывать. Мне кажется, что будущее образовательных программ, в том числе по урбанистике, как раз в развитии культуры участия детей и молодых людей. Если прививать эту культуру с детства, у нас есть шанс вырастить осознанное общество, способное думать про город и действовать в пользу его благоустройства, поэтому в любом проекте мы, по возможности, стараемся выстраивать коммуникацию такого рода. 

– Есть любимый проект, реализованный в Казани? Место, которое    особенно запало в душу?

 Д.С.:    Наш безусловный фаворит – бульвар «Белые цветы» вдоль улицы Абсалямова. Далеко не во всех проектах, в которых мы участвовали, мы отвечали за конечный результат. Зачастую мы не отвечаем за архитектуру, а, скорее, курируем и направляем архитекторов. А в проекте «Белые цветы» мы сами были архитекторами. Это, естественно, во многом развязало нам руки. Это «от» и «до» наш проект, который мы исследовали, проектировали и проводили важный этап авторского надзора во время стройки. 

Н.С.: Более того, я уверена, что он навсегда останется для нас особенным. Он совершенно уникален масштабом ответственности, которая лежала на нас за обустройство территории. Мы пытались понять, как качественно улучшить жизнь в районе, как найти баланс справедливости, связанный с точечной застройкой территории, и как, вместо рядов платных парковок, создать место, которое разнообразит досуг людей, позволяет им по-другому взаимодействовать со своей семьей. Мы хотели дать этому району то, чего у него не было, учитывая запросы местных жителей. Например, пространство, где можно встретить новый год или поесть, а также обеспечить безопасный доступ в школу для детей. Не менее важной задачей было обозначить идентичность этого места, создать ему лицо и повод для гордости, осознавая, что мы рассказываем историю про значительную часть культуры Казани. Эту историю мы нашли вместе с горожанами, как нам кажется, правильно осмыслили и постарались выразить в том же названии среды, в его позиционировании, в его смысле и функционале. Соучастие дает возможность включить людей в процесс принятия решений как в глобальном смысле, так и через конкретные места в своем городе, обозначить ценности и проблемы. Создание комплексного проекта, правильного ландшафта, верного позиционирования места – это правильный диалог с горожанами.

– Расскажите про проекты, над которыми работаете    сейчас.

Н.С.: Сейчас нам интересно работать с малыми городами России. На данный момент строится несколько общественных пространств в малых городах, которые с нашей помощью победили во Всероссийском конкурсе лучших проектов формирования комфортной среды в малых городах и исторических поселениях. Один из наших любимых – моногород Карабаш в Челябинской области с населением примерно 11 тыс. жителей. Из-за производства меди в городе и выбросов в атмосферу большого количества вредных веществ люди страдали от ужасной экологии. У жителей города была мечта – сделать качественно новое общественное пространство, перезапустить городской центр и городскую жизнь. Уже осенью должен достроиться парк. Помимо этого, мы работаем с тремя небольшими городами Башкортостана – Агидель, Янаул, Сибай. Конечно, в малых городах реализовывать такие проекты гораздо сложнее хотя бы из-за отсутствия в городах нужного опыта и ограниченного количества ресурсов. Но в этом и заключается интерес. 

– В связи с большим количеством проектов    хватает    ли сегодня сторонников, которых вы    могли бы оставить ответственными    за проект, не опасаясь    за результат?

Н.С.: Да. Мы стараемся работать с конкретными субъектами. Нам важно иметь рядом людей, готовых поддерживать здравый смысл и заложенные в проект идеи, сформулированные вместе с горожанами. Помимо помощи администрации города, мы формируем команду муниципалитета, где есть кураторы, ответственные за выполнение программы. Это главный архитектор, глава города, заместители, отвечающие за работу по архитектуре, за культурно-событийное наполнение, за обслуживание, а также представители заинтересованных городских сообществ. Сейчас я нахожусь в роли советника мэра Вологды по вопросам городской среды, и первое, что я поняла: нужно создать местную команду специалистов, компетентных людей. Важно иметь команды на местах, сформировать базовую энергию, которая затем даст возможность по-другому посмотреть на себя и быть субъектами изменений в своих городах. Такой я вижу миссию нашей команды на данном этапе. Смысл же не в том, чтобы что-то построить, а в том, чтобы научить муниципалитеты и администрации по-другому организовывать работу со своими городами, проводить обсуждения с жителями, взаимодействовать с подрядчиками. Важно, чтобы они увидели эффект и гордились своим результатом. Когда включаются стейкхолдеры и считают результат своим, они готовы заботиться об этом месте и нести установленные ценности. Этого уже не переделаешь. Деревья вырастут, брусчатку все равно нужно будет менять, но опыт, который все эти люди переживут, уже никогда не забудется.

 

Фото из архива героев публикации

 

 

Теги: архитектура, волонтеры, наследие время, культура, журнал "Идель"

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев