Логотип Идель
Интервью

Время кино: идем на прорыв!

Игровое кино в Казани проснулось на заре кинематографа, снятый в 1927 году «Булат-Батыр» стал первой игровой лентой. Потом в царстве хроникально-документального кино усердно ткалась крепкая пленочная история. В 2000 году, когда рушилась империя кино, в Татарстане появился первопроходец «Куктау». Но до крепкой лыжни должно было пройти время. И вот, кажется, оно наступило. Время кино.

Форум «Время кино» появился как проект в рамках Казанского международного фестиваля мусульманского кино.  Для молодых кинематографистов фестиваль мог стать зрительской площадкой внеконкурсных показов, но нужна была и отраслевая платформа для обмена опытом, мастер-классов и презентаций.

В 2015 году, в Год российского кино, оргкомитет фестиваля учредил номинацию «Россия молодая» для поддержки малобюджетных, региональных и дебютных проектов. Позже она получила формат короткого метра, наиболее приемлемого для молодых деятелей.

В том же году появилась лаборатория форума. В кинотеатре «Мир» были организованы ежедневные мастер-классы, смотры экспериментального «молодого» кино, а также состоялись съемки первого независимого фильма в жанре хоррор – «Пленка». Фильм был снят, смонтирован и озвучен за семь фестивальных дней форумчанами –  в основном это были студенты КазГИК, но принять участие мог любой, кто прошел регистрацию. Это был год, когда состоялся официальный режиссерский дебют известного актера российского кино Кирилла Плетнева с короткометражной драмой «Настя». Показ фильма и творческая встреча с автором в Казани стали открытием форума «Время кино».

Регистрация на форум показала интерес татарстанской молодежи к формату, а первым призером «России молодой» стал альманах «Ближе, чем кажется» (короткометражные новеллы, снятые четырьмя молодыми режиссерами, победителями питчингов (презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, – прим. ред.). Гостями и спикерами форума стали авторитетный режиссер Кшиштоф Занусси и начинающий – Арсений Гончуков, основатель портала Festagent Иван Золотухин, креативный продюсер Михаил Фатахов. Куратором секции мастер-классов выступила казанский кинообозреватель Адиля Хайбуллина, съемочным процессом руководил заведующий кафедрой киноискусства и анимации КазГИК Алексей Барыкин. Кинопоказом заведовал директор кинотеатра «Мир» Александр Ишимов. Автор идеи форума и главный организатор – программный директор кинофестиваля Альбина Нафигова.

Второй форум прошел под темой «Неограниченные возможности ограниченного проката». Количество мастер-классов и творческих встреч увеличилось вдвое, вместе с программой показов количество ежедневных посещений мероприятий форума достигло двух тысяч человек. Гостями и спикерами стали режиссеры Юрий Быков, Константин Лопушанский, Петр Буслов, продюсер Рубен Дишдишян, актер Данила Дунаев, киновед Сергей Лаврентьев, сценарист Денис Осокин и другие. В программу вошли творческие встречи на тему сценарного мастерства, режиссуры, продюсирования, а также кинопоказы и презентации работ учеников ведущих киношкол и академий России.

Главным событием площадки 2016 года стал День казанских презентаций. Формат питчинговой защиты,  смотра с разбором экспертов, тестирования кинопроектов оказался полезным и получил популярность в среде любителей и профессионалов кино. Организатором форума выступил коллектив кинотеатра «Мир». Форум приобрел самостоятельных партнеров и волонтерский штаб. Продлился он семь фестивальных дней и стал площадкой для конкурсного показа номинации КМФМК «Россия молодая».

Третий форум «Время кино» стал самостоятельным и прошел весной отдельно от Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Впервые работа форума прошла по трем секциям: «Питчинг кинопроектов» (регионы России), «Конкурс киносценариев» (Республика Татарстан) и «Киножурналистика» (Казань). Партнерами и организаторами форума стали Министерство культуры Республики Татарстан, Молодежный центр Союза кинематографистов, Свердловская киностудия, корпорация «Русская Фильм Группа» (RFG), Высшая школа журналистики, ГБУК РТ «Татаркино», Торгово-промышленная палата, крупнейшая мировая компания по производству кино- и фотопродукции и другие.

Форум длился три дня, на пяти площадках. Каждый день их посещали две-три тысячи человек. Впервые форум стал местом встречи инвесторов и производителей, собрал кинематографистов из разных регионов России и выработал новый график работы – дважды в год. На питчинге кинопроектов состоялось награждение лауреатов и финалистов конкурса сценариев Министерства культуры РТ. В экспертной комиссии были представители сфер кинообразования, кинопроизводства и кинопроката Татарстана, а также Министерства культуры РТ. Открытие форума посетила заместитель министра культуры республики Гузель Шарипова. На закрытии она вручала дипломы победителям. На форуме прошли читки сценариев, презентации проектов, «киносмотрение» (практикум осмысленного просмотра) и рецензирование, творческие встречи и предпремьерные показы, ток-шоу и работа в мастерских. Форум «Время кино» был справедливо назван «Интенсивом».  

Четвертый форум состоялся при поддержке Министерства культуры РТ и Молодежного центра Союза кинематографистов РФ и прошел под девизом «Идем на прорыв». Образовательная программа была посвящена «болевым точкам» маршрута на пути к зрителю и включила несколько образовательных блоков: «Сценарий, сценарий и еще раз сценарий», «Generation P: пиар, продвижение, провокация», «Как найти продюсера и не раствориться в нем», «Утопия короткого метра». Впервые в рамках форума прошел формат деловой игры, которую провел Игорь Мишин – продюсер российских кино- и телепроектов. Глава по девелопменту студии YELLOW, BLACK & WHITE (крупнейший производитель ситкомов для  каналов СТС, а также производитель контента для центральных телеканалов) Руслан Татаринцев поделился своим успешным опытом продвижения проектов. Творческая встреча с Алексеем Петрухиным, кинопродюсером Корпорации «Русская Фильм Группа», была посвящена теме «От идеи до зрителя».  Слушатели форума также получили представление о киноиндустрии из Дальнего зарубежья, Прибалтики и СНГ. Миролюб Вучкович (Сербия), Алиреза Шахрохи (Иран), Иван Форгач (Венгрия), Ю Ен И (Южная Корея), Ульви Мехти (Азербайджан) , Гульбара Толомушева (Кыргыстан) рассказали участникам форума о кинопоказе в своих странах и  регионах. Кинематографисты из Эстонии Артур Веебер и Татьяна Мюльбайер поведали о Сo-production markets (рынок совместного производства) в Европе, Азии и странах бывшего Советского Союза, а также дали мастер-класс по защите кинопроекта на международном питчинге. Арсен Багдасарян – комиссар по кинематографии Республики Армения – презентовал первую в мире программу cash-back online (мгновенный возврат средств через интернет).

На тему развития регионального кино с участниками форума поговорили исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов РФ Дмитрий Якунин и руководитель Департамента региональных проектов корпорации «Русская Фильм Группа» Екатерина Рыбакова. Состоялась открытая дискуссия представителей регионального кино. Она была посвящена очень непростому для регионалов вопросу – удорожание прокатного удостоверения до пяти миллионов рублей. В открытой дискуссии приняли участие кинематографисты из Татарстана, Башкортостана, Чувашии, Красноярского и Алтайского краев, а также Москвы и Санкт-Петербурга, прозвучало видеообращение от якутских коллег, которые не смогли приехать на форум. Велась онлайн-трансляция. Каждый региональный представитель получил возможность высказать свое мнение и внести предложение. Кстати, законопроект в итоге не был принят.

 

Независимое кино Татарстана

Это кино, снятое при участии частных средств или с использованием смешанной формы поддержки. Главным человеком в нем по праву считается продюсер. И здесь, в региональном формате, это слово перестает быть словом ругательным. Ведь продюсер во многом един в нескольких лицах: он и директор картины, и пиарщик, и маркетолог, и если не инвестор, то креативный и исполнительный продюсер точно. А еще – извозчик. И те попытки, которые были сделаны в нулевых, в общем-то, не просто смелые, а даже и отчаянные («Трехногая кобыла»). Ведь это был тот самый болезненный переход с пленки на цифру, период стагнации большой машины кино, крушение империи сбыта. А говорить о киноязыке было еще рано, потому что в 2000 году появилось первое игровое национальное кино.

В десятых независимое кино фокусируется на коротком метре и на документалке. И сейчас мы наблюдаем бум независимого кино в Казани. Молодость – это прекрасно («Пустота»). Это смело и независимо. Помножив на интернет свою энергию, молодые пробуют на зуб краудфандинг (народное финансирование). И у них получается. Команда фильма «Вирион» смогла собрать средства в интернете, освоить их и реализовать в жанровом полнометражном проекте.  Форумы открывают дорогу питчингам. И меценаты тоже не прочь поучаствовать. Сначала робко и короткометражно. А сейчас уже и в полном метре («Кире»). Объемы независимого кино растут. Если раньше за десять лет появлялся один фильм, снятый на частные средства, то сейчас ежегодно снимается один полнометражный, а может и два (2018-й год покажет!), и около десяти короткометражных  фильмов. Они замотивированы на успех и заражают друг друга этим «вирусом». И чтобы не впасть в блокадную конкуренцию, государству необходимо пересмотреть формы поддержки. Оптимально – создать ежегодный цикл мероприятий, в котором, например, господдержка осуществлялась бы по факту. Например, дважды в год: первый раз – в формате конкурса сценариев, а во второй – поддержки на этапе постпродакшн. Первый этап такого финансирования  уже внедряется Министерством культуры. В 2017 году как раз и получился практический симбиоз питчинга в рамках «Время кино» (независимые инвесторы) и конкурса сценариев от Минкульта РТ (с публичной защитой победителей). С этого момента сценарии не просто были прочитаны членами жюри сценарного конкурса, но и состоялась защита проектов перед специалистами и инвесторами. Топ конкурса получил возможность публично рассказать о своем проекте, аудитория  смогла убедиться, что победили самые интересные.  Второй этап финансирования – когда фильм снят и смонтирован в черновом варианте. Тогда проекты с положительной динамикой и доказавшие жизнеспособность можно уже обеспечивать государственными инвестициями.  Хорошая рабочая схема.

Вопрос: а судьи кто? Конечно, здесь надо усадить за круглый стол представителей разных направлений: прокатчиков, представителей бизнеса, киноведов, практикующих режиссеров, фестивальных функционеров, чиновников от кино (а почему нет?). И зрителя – обязательного участника кинопроцесса. Что будет смотреть он, и где? Да хотя бы в сети, в режиме онлайн смотреть трейлеры. И подкрепить господдержкой индекс зрительских ожиданий.  Все гениальное – просто.

День казанских презентаций традиционно проводится в предпоследний день форума «Время кино». Цель: тестирование, обкатка проектов перед выходом, питчингом. Дополнительная площадка для коммуникации и консультаций. Критика здесь конструктивная, заинтересованность искренняя, атмосфера рабочая.

1. «#такихнет», режиссер Валерия Духанина (представила трейлер проекта, стадия: почти готов).

2. «Короли», режиссер Тимур Садыков (планирует снимать короткий метр, стадия: запуск краудфандинга).

3. «Яу», режиссер Айдар Габдрахманов, продюссер Альберт Шакиров (стадия: производство).

4. «Команда мечты», продюсерский проект Молодежного центра Союза кинематографистов РФ (стадия: завершение, премьера планируется в 2018 году).

5. Интерактивный фильм, создатели – Фанис Садыков, Александр Смирнов, Максим Лозовский (стадия: разработка).

6. «Имагине», режиссер Оксана Синчугова (стадия: съемки завершены).

7. «Крылья Татарстана», режиссер Дмитрий Чернышкин  (стадия: производство).

8. «Водяная», режиссер Алексей Барыкин (стадия: пост-продакшн).

9.  «Айсылу», режиссер Солтан Сунгатуллин (стадия: в прокате).

9. «Куплю, продам...», режиссер Гуж Тадевосян (Армения), оператор Юрий Данилов (Татарстан) (стадия: старт съемок).

10. «Калканлы Идел» («Итиль с щитом») по мотивам одноименной исторической повести Захида Махмуди, производство частной Казанской киностудии MAHMUTFILM (стадия: производство).

11. «Хабиб Аллах Мухаммед», анимационный сериал о Пророке Мухаммеде, производство частной Казанской киностудии MAHMUTFILM (продюсер Гузель Махмутова, режиссер Фанис Камал) и компании ATA ANIMATION studio в России (Махмут Шахин) (стадия: запуск).

Галерея

Теги: кино Кинопоказ татарское кино времякино альбинанафигова

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев