Я ВАС НЕ УЗНАЛ
Влажный серый теплый апрельский день, плотный, можно потрогать. Каждый звук усиливается в разы, но становится не оглушающим, а объемным и глубоким. Вот девушка в болоньевой куртке – ритмичным – шх-шх-шх, проезжающая машина – морским шшшшшш, и это шуршанье – часть общего гармоничного целого, мокрого и ветреного воздуха, витрин, покрытых прилипшей пленкой вчерашнего дождя. Сероватые дома извиваются в отражении луж.
Родилась в Казани. Окончила филфак Казанского педагогического университета и факультет теории и истории изобразительного искусства МГАХИ им. В.И. Сурикова. Работала в «Российской газете», постоянный автор портала «Правмир», журнала «Фома» и других изданий. Автор книги «Жестылево. Выбора два, ответ один». Автор-составитель книги «Счастья много не бывает. Многодетная жизнь». Замужем, мама троих детей.
Влажный серый теплый апрельский день, плотный, можно потрогать. Каждый звук усиливается в разы, но становится не оглушающим, а объемным и глубоким. Вот девушка в болоньевой куртке – ритмичным – шх-шх-шх, проезжающая машина – морским шшшшшш, и это шуршанье – часть общего гармоничного целого, мокрого и ветреного воздуха, витрин, покрытых прилипшей пленкой вчерашнего дождя. Сероватые дома извиваются в отражении луж.
«Романтика урбанизма», – потом, позднее, Танька, уже студентка филфака, будет с иронией называть этот восторг, который, как оказалось, так созвучен, так рифмуется с поэзией Серебряного века, с самой эпохой, зыбкой, готовой вот-вот раствориться (и растворится же, канет, окажется раздавленной). Да и дома вокруг – оттуда, еще не тронутые, еще без инноваций-реноваций-богатых черных стекол... Ирония-то появится, а восторг все равно останется. Такой, как сейчас, в одиннадцать с половиной лет.
Но вот виден проем двора, и восторг уходит, его подминает, разрывает на части страх, до липкости, до подташнивания. Так мозг заранее рисует путь – миновать саму ротовую полость арки, потом дальше, внутрь и – быстро свернуть налево, успеть спрятаться за дверью квартиры…
– Смотрите, Бочка! – не успела, не успела юркнуть. Значит, надо бежать обратно.
Местная гопота – 12-14 лет. Сколько их сегодня, Танька даже всматриваться не стала, развернулась обратно. Почему Бочка – не известно
– Танька всегда была худой. Не логично как-то. Хотя какая тут логика может быть? Вот чего им сдалась Танька, для чего они бегут за ней с гоготом и воплями?
И вот Танька несется обратно в город. И уже вокруг никакой гармонии и поэзии, только тот самый страх, почти ужас. Дома стали жестче и агрессивнее, улицы выступают, ставят подножки.
– Догоняй! – Слышит Танька за спиной, спотыкается о поребрик, падает, вскакивает, теперь еще мокрые коленки. Успевает забежать в трамвай, выдох. Впереди – еще одна попытка зайти домой.
Ну не вечно же они там будут стоять! Или повезет пройти с кем-нибудь из взрослых соседей...
Один раз – догнали, пытались «зажать» – какие-то секунды, потом удалось вырваться. Но в те секунды, казалось, она перестала дышать, перестала жить.
И не защититься, книги спасают дома, а тут, на улице, какой от них толк. Вчера переписала в тетрадку из библиотечной книжки «Мне нравится, что вы больны не мной» следом за изысканным жирафом. И что? Жираф точно не дойдет до этого двора, а озеро Чад – вообще существует на другой планете. Тебе одиннадцать, и ты одна против толпы гопников-подростков. Беззащитность как она есть. И постоянный вопрос «Что со мной не так?»
Жаловаться – нельзя. Не разрешают. «Ты должна уметь постоять за себя», – учила мама, пытаясь защитить. Но как постоять? Закидать цитатами из тысячу раз перечитанных книг? «Педагогическая поэма», «Красное и черное», многотомная история Руггон-Маккаров – странные вкусы для ребенка. Хотя еще «Чучело» – в самый раз. Но она – Танька, не Ленка Бессольцева… Рассказывать отцу, погруженному в себя, свои интересы, бессмысленно, с таким же успехом можно пожаловаться тополю у дома. Тополю даже лучше: он не скажет банальностей, которые почему-то звучат унижением.
Ей бы – чтоб пожалели, обняли, побаюкали, сказали, что самая лучшая, бесценная, что нужна, а тех – наказали, а может, не наказали, это не важно. Важно, чтобы это прекратилось, совсем. Но никому не скажешь, а потому Таньке хочется стать маленькой-маленькой точечкой. Но не настолько, чтобы совсем исчезнуть. Она же знает, что есть где-то и другой мир, где она, в конце концов, будет нужна, где будут разговоры о книгах, где с тем самым восторгом слушают музыку дождливого города, наслаждаясь его мокрой графикой, где ей будут дарить цветы и смотреть с восхищением… Ведь будет же это когда-нибудь…
Потом, спустя годы, Танька снова окажется в этом дворе. Сотрудник модной галереи, волосы уложены, короткое платье – зашла с коллегами к снимавшему там квартиру художнику: надо подписать бумаги. Жаркое удушающее лето, тополя, пытающиеся забить своим пухом все, что можно, завтра открытие городской выставки, а еще столько не готово!
Во дворе она встретила одного из тех, из них. Он даже ее не узнал. Так и сказал на ее «привет»:
– Здравствуйте, простите, а вы кто, я вас не помню? – С уважением сказал, вежливо.
Теги: время, культура, журнал "Идель" литература, творчество
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев