Логотип Идель
Литература

Айрат Бик-Булатов. Истории про мой город и простых людей

«Думала, не додержу, помру, попа уж позвала... но – сподобил Бог! А вот Господь таким, как мы, жизнь-то продлевает, спасибо ему! Цветочки вот посадила… Бог один – за всех молиться буду, за русских, за татар…»

ЗА БАЛЕТ!

 

Маленькая драма разыгралась на автобусной остановке «Яшьлек», по старому «Московский рынок». Автобус ждал девочку. Юную балерину. Было уже больше десяти часов вечера. Она опаздывала: репетиция затянулась. А на Московском – последний 36-й, едет практически за город, в Залесный. Тут вся её семья. Папка, лысый, но в кепке (то снимает, то надевает), худощавый моложавый мужчина лет под сорок. Рядом жена. И ещё одна дочка, младшая. Ждём. Полный салон (ну ладно, полсалона!) злых после работы граждан, среди них выделяются две-три женщины старой закалки.

– Да мы поедем или нет?

– Да что это такое? Мы устали, домой хотим!

– Это что, ваш личный транспорт?

– Ездите на такси!

 

Папаше крыть нечем. «Ну потерпите ещё минуту, пожалуйста!» Эх, думаю, пожалуются они на водителя! А водитель... водитель за семью! За балет! Наверное, «по правилам» он не прав.

Кино длится уже минут пять-семь. Я начал смотреть с той минуты, когда возбуждённый мужик с середины салона (где он пытался уговорить кондуктора), побежал к водителю, нервно открыл окошечко и что-то прерывисто стал говорить. Я подумал: ну, бомж какой-то, просит бесплатного проезда, иначе чего он умоляюще прикладывает пальцы к точке, где кончается шея и начинается грудь.

 

Стояние затянулось, родители были уже на улице – ждали автобус, который из центра города привезёт их дочку для пересадки. Толпа орала. А водитель был за балет! И я подумал тогда, что я тоже за балет, хотя пассажиры были, наверное, правы...

Водитель через створку двери, ведущую в его кабину, смотрит по электронному табло, где тот, другой автобус, который дочку везёт. Видит, через сколько доедут, что-то говорит родителям, утешает что ли? Они улыбаются. Отец периодически забегает в автобус, пытаясь утихомирить волнующуюся толпу. У всех свой «балет», все устали и хотят домой...

 

Наконец, ещё с улицы крик матери: «Бегом!»

Ага! Приехала!

Забегает смущённая девушка... Волосы в пучок. На ногах чешки! Мама боится смотреть на толпу. «Убью тебя! Я сама буду разговаривать с вашим мастером! Что это такое? Надоели эти спектакли... Как я устала!». Мама с работы. Мама отлично понимает толпу. Юная балерина стоит потупив голову. Папа улыбается! Папа обнимает её. «Да не расстраивайся, всё в порядке уже!». 

Водитель гонит.

 

ВАСЬКА ИЗ ДОМА БРЕНИНГОВ

 

Ольга Арнольдовна Бренинг незадолго до смерти категорически отказывалась покидать квартиру на втором этаже здания аптеки. «Здесь родилась – здесь и умру!». В Казани начинали строить метро, должны были вестись подземные работы. Ей предлагали переместиться в комнату гостиницы «Совет», ныне Шаляпин Палас Отель, а она отказывалась... «Ну, крыша же может упасть, несчастный случай, вы можете погибнуть!» «Ну, умру так умру», – отвечала со спокойной улыбкой. Так и не убедили. Взяли с неё бумагу, что полностью берёт на себя ответственность, претензий ни к кому не имеет... Так и померла... 

 

Рудольф Арнольдович, её брат, большую часть времени проводил уже в другой квартире. Но приходил подкармливать кота Ваську, который никуда из квартиры не хотел деваться... Потом не стало и последнего из стариков Бренингов. 

Наследницей стала племянница, педагог музыкального училища Татьяна Арнольдовна Бренинг.

 

Этот дом я запомню на всю жизнь, хотя был там однажды, ещё при жизни Рудольфа и Ольги Арнольдовичей, в 2002 году. Здесь не было ни одной, кажется, вещи, младше 1950-го года, а большая часть вещей – и вовсе дореволюционной поры. Время здесь словно остановилось! В доме не было случайных людей. Долго считались они семьёй врага народа. Их отец, замечательный учёный, выдающийся аптекарь, фотограф и краевед, друг академика Арбузова, буквально спасал своими запасами лекарств казанцев в годы гражданской войны. Помимо нескольких европейских языков он выучил татарский, чтобы обслуживать пациентов из местных деревень. Арнольд Иванович Бренинг был назван врагом народа и расстрелян. Я видел его детей: они были живые хранители не только быта, но и духа, ритма жизни дореволюционной Казани.

 

Кажется, я был там ещё раз, когда нужно было сделать фотографии для моей статьи о них в наш с Олесей Балтусовой сотоварищи журнал «Квадратное колесо»... 

Но тогда, в первый раз, я оказался у них случайно, поразился и просто записал себе в дневник (социальных сетей же не было). А когда через год появился журнал, у меня уже был готовый материал. Мы дали его на вычитку старшим Бренингам, и неожиданно в ответ я получил целое письмо на двух, кажется, двойных листочках, исписанных мелко. Никогда ещё мои герои не писали мне письма, и такие трогательные! 

 

Я, в отличие от Бренингов, плохой собиратель, всё у меня теряется, ломается, я например, прошу друзей-художников не дарить мне картин, что-нибудь всё равно случится, рамка сломается, картина будет долго стоять на полу и как-нибудь испортится... Я был уверен, что письмо это, конечно, потерялось и выкинуто с макулатурой. Но неожиданно первый двойной лист этого письма – нашёлся! 13 лет письму! Я передал его в музей (ГМИИ РТ) и благодаря ему встретился с Татьяной Арнольдовной Бренинг. 

 

Вещи, которые я видел в доме, находятся теперь на временном хранении в музее (право собственности на них по-прежнему у семьи Бренинг). С квартиры на Баумана съехать-таки пришлось. Не соглашались, но им объявили: будут делать капремонт, не съезжаете – платите, как собственники... Да ещё как-то ночью забрались воры на чердак, украли бамбуковую полочку, которую Арнольд Иванович своими руками делал, фотографии, какие-то открытки, несколько самоваров... Потом несколько открыток с письмами от Артура Ивановича (брата Арнольда) оказались на известном самостийном книжном воскресном рынке на Тинчурина... 

 

Хорошо, что музей сделал у себя бренинговское пространство. Моё бывшее телевидение ухватилось за тему и попросило меня сделать сюжет. Мы с Татьяной Арнольдовной пришли в студию. Она принесла с собой несколько замечательных вещичек: кружевные перчатки, которым 101 год, лорнет, печати аптекарские, старинные визитницы с карточками...

 

В самой аптеке тоже есть бренинговский уголок с экспонатами, но там всё отреставрировано, шкафы новые, сделано помпезно, колонны позолоченные. «Зачем позолоченные? – спросила у ответственных за дизайн Татьяна Бренинг, – они же были одна чёрная, а другая зелёная?» «Так красивее», – заявили ей. 

О Бренингах и здесь есть стенды с информацией, всё как полагается, но кажется, они здесь уже не хозяева, они здесь просто в витринах. Кажется, духа знаменитой семьи больше осталось в пространстве Бренингов при Доме Сандецкого (ГМИИ РТ)... 

 

А Ваську даже я тогда запомнил, знатный был кот... 

Часы напольные, весы аптекарские, скляночки под стеклом и тихие призраки кружат вдоль колонн аптеки – одной чёрной и одной зелёной....

 

БОМЖОНОК

 

– А ты, миленький, масло-то сам возьми с холодильника, ходить уж совсем не могу, сыночек…

 

В конце апреля я обычно приезжаю в Зеленодольск к одинокой бабушке Валентине Ивановне Елантьевой и приношу ей гостинцы из Питера, от друзей. Бабушке нынче в июле месяце должно сполниться 88 лет… Её семью раскулачили в начале 1930-х, ходили они потом по деревням, побирались, лебеду ели.  Во время войны с двенадцати лет работала она на военном заводе, снаряды делала. Стояла, хрупкая, на деревянных колодках (без них до станка не дотягивалась) полную смену в неотапливаемом цеху, с тех пор ещё ноги-то себе застудила… Да и после жизнь не баловала, пережила и сына, и внука (чтобы лечить его, на какое-то время перебралась в Петербург, жила там, страсть полюбила пышки есть, и там-то появилась у неё подружка, годящаяся во внучки, доцент местного университета и моя коллега, с которой и я дружу, и вот от неё передаю теперь подарочки).  А потом – вернулась в Зеленодольск, из-за каких-то бандитов лишилась квартиры и живёт теперь в обшарпанной общаге на одной из окраинных улиц. Сразу за домом начинается сильно замусоренный овраг, на лужайке перед ним гуляют ленивые кошки, а за оврагом уже и лесок виднеется. 

 

– Бомжонок у меня был, а я над ним вроде как шефствовала. Я тогда в Петербурге жила, выхожу из Казанского собора под Пасху, вижу – сидит, а обуви-то и нет, ноги в полиэтиленовый пакет завёрнуты, шёл дождь. Я ему: чего ж ты без обуви? Ну, разговорились, так и так, мол, детдомовский. В 18 лет его выпустили, дали комнатку… А потом комнатку-то и забрали плохие люди, выбросили его на улицу. Я, говорит, каменщик, только у меня документов нету. Купила обувь ему. А на следующий день прихожу – опять без обуви сидит! Украли, говорит. «Ну что же ты! Пошли!» И купила ему вторую пару, такую же. Ты уж хоть привязывай на верёвочку, чай, заметишь, когда у тебя утащить-то хотят!.. «Ты что кушать-то любишь?» «Я, бабушка, кашу люблю». И стала я ему каждый день кашу носить, еду какую, в баню провожала, бельё купила, простое уж, дешёвое, но крепкое, в аптеку пошла, а у него же вся голова в язвинах, купила лекарства, мази, через некоторое время у него прошло всё, волосы начали расти! А к себе не могла его забрать, сама жила там на птичьих правах… Спросила, крещёный ли он. Нет, говорит. «А в Бога веруешь?» «Верю, бабушка!» Ну, я договорилась с батюшкой, и окрестили мы его. А потом у меня рука сломана оказалась. Наркоманы сумку украли, силой вырвали, ну и я на месяц оказалась выключена, не ходила к Казанскому. Прихожу – а мне и говорят: «Бабушка, бомжонка-то твоего убили! Такие же бомжи и убили!» Ух, как мне плохо было, долго не могла успокоиться, потом в церкви сделали мы по нему отпевание, и батюшка сказал: «Землю можешь отнести на любое кладбище»… Ты, может, суп-то будешь? 

 

«Нет, – отвечаю ей, – спасибо, бабуля. Только кофе допью. А вашу бы историю – Толстому, он бы из неё хороший рассказ записал». Валентина Ивановна лет двенадцать уже не выходит из дома, но оптимизма не теряет, хочет до ста лет дожить. Пару раз писала она заметки в газету «ЗОЖ» («здоровый образ жизни», маленькая газетка с рецептами для чтений в электричке), да это не то что заметки, а так, рассказ о себе в рубрику для поиска друзей по переписке. Я почитал эту рубрику тут же, у кровати Валентины Ивановны, там одна женщина пишет: «Жду «ЗОЖ», как младенец мамкину грудь». Надо же, думаю, для нас – такая пустяковая газета, и смотреть здесь нечего, а кому-то продлевает жизнь! 

И Валентине Ивановне начали приходить письма из разных краёв: из Ставрополя, Краснодара. Вот, думаю, знал бы – в подарочек бы ещё конвертов сунул. И однажды – так же через «ЗОЖ» – нашли её вдруг родственницы из Москвы, троюродные сёстры, их деды – братья родные. Приезжали даже как-то к ней эти сёстры. Как деда раскулачивали в 1932 году, она, трёхлетняя, смутно помнит. Дом был, железом обитый, ворота… Эти ворота потом в сельсовете стояли…

В свои 90 или почти 90 – пост держала. «Думала, не додержу, помру, попа уж позвала... но – сподобил Бог! А вот Господь таким, как мы, жизнь-то продлевает, спасибо ему! Цветочки вот посадила… Бог один – за всех молиться буду, за русских, за татар…»

 

 

Теги: современная проза проза

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев