Логотип Идель
Литература

Айрат Бик-Булатов. В действительности изменилась сама стратификация литературной жизни...

Пойдёт ли начинающий автор в казанское ЛитО? Известные литераторы Казани отвечают на вопрос корреспондента журнала "Идель" Ольги Голыжбиной

Литературные объединения старого классического формата (обсуждение текстов, приносимых в письменном экземпляре, лучше в трех, семестровые концерты студий) – переживают сейчас не лучшие времена. Не так давно могло показаться, что они и вовсе вымрут. Но в действительности изменилась сама стратификация литературной жизни и коммуникации внутри среды. Студии или ЛитО – наследники советской модели. В советские годы алгоритм вхождения в литературу начинался именно со студии, которую вел маститый автор, часто член союза писателей, потом – публикации (по рекомендации) в местной печати, в российской. Только после этого автор мог претендовать на членство в союзах писателей и издание собственных книг. Самостийные студии сложно было устроить, ибо компетентные органы (КГБ) следили за подобными образованиями, так же сложно было и с самодеятельными концертами. То есть все было иерархично. Студии работали при газетах или музеях. С развалом СССР система контроля сломалась, но существовала инерция студий, и в основном, когда появлялся на виду у кого-то из писателей новый автор – его вели на «смотрины» в студию, так было и со мной. Хотя мне обстановка в «АРС» при знакомстве не понравилась, как и в ЛитО у Зарецкого, уже позже я оценил их. С 1990-х годов все пустились в свободное плавание: сами устраивали концерты, наиболее удачливые – издавали книги. Все-таки, каждый вновь появляющийся автор должен был объявляться в студиях, чтобы легитимироваться в литературной среде. Позже стали появляться группы, в которых уже не столько обсуждались стихи, сколько совместно проводилось время «в связи со стихами». Из них «Белую ворону» (1997 год) можно назвать более открытой, а «Altera parsъ» (начало 1990-х годов), «ОМП» (2004-2006 годы), «Энтомологию поэзии» (существовавшую с 2008 по 2014 год), «ЦЫЦ» (2008-2012 годы), «Бутылку клейна» (2009-2010 годы) – более замкнутыми. «ОМП» по своему способу существования вообще напоминала рок-группу. Но все-таки, костяк этих групп составляли люди, успевшие войти в литературную среду в прежнее время и легитимировавшиеся в среде. И работа над стихами, и связь с прежними поколениями не была потеряна. А потом наступила эра соцсетей, свои группы начали создавать люди, прежде никак не вовлеченные в литературную среду, пишущие некие тексты, проводящие время вокруг стихов, делающие выступления (сейчас это не сложно), но не обсуждающие, не изучающие устройство стихов, и никак не связанные с прежней литературной средой, и ничего не знающие о казанских литературных традициях. Люди, успевшие войти в «каз.лиру» прежде – сейчас тоже в своем пузыре, общаются между собой в соцсетях, но не студийно. В Казани нам известно сейчас около 20-30 приличных авторов той старой когорты.

Из старых студий в Казани продолжает функционировать ЛитО Марка Зарецкого в музее им. М. Горького. «АРС» при Казанском федеральном университете практически не работает. В качестве площадки для выступлений писателей открыта «КаЛитКа». Работает и ЛитО при музе Константина Васильева, в следующем году его возглавит Филипп Пираев. Он придаст студии хороший импульс. ЛитО имени Гарифа Ахунова (до 2017 года «Белая ворона») работает в роли пространства для общения. Из новых студий я бы выделил казанский филиал ЛитО «Darc romantic», сообщество авторов вокруг Василия Терегулова, клуб TODD (Тайное общество добрых дел) и клуб «Бумажный слон» под руководством Ярослава Хотеева. Сейчас наблюдается интерес к возрождению студий старого классического формата. Но разрыв сред внутри ЛитО-сферы ощущается как проблема. Авторы старых и новых студий практически не знают друг о друге. Притом уровень авторов новых студий слабоват, но они намного активнее выступают. Молодые авторы, желающие найти для себя клуб, быстрее обнаруживают «новые студии», но зачастую не находят там профессионалов для обсуждения стихов. Да и сами обсуждения проходят на слабом, дилетантском уровне, либо не проходят и вовсе, ограничиваясь просто чтением стихов за чаем.

Теги: литература литературные объединения Литпроцесс

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев