Логотип Идель
Литература

Диас Валеев никогда не был конъюнктурщиком...

Статья Владимира Лавришко о Диасе Валееве, которую он показал супруге писателя, вызвала у Дины Каримовны самые противоречивые чувства. Некоторые факты просто надуманы, а иные даже провокативны, считают супруга, а также дочери писателя Дина Хисамова и Майя Валеева. Их ответ на статью, присланный в редакцию журнала, – жест защиты чести и достоинства писателя и его семьи.

 

…Гиены никогда не пойдут на прямую атаку, пока их противник жив и силён. Но львы и гиены существуют не только в африканских прериях… Львы и гиены живут среди нас…

                                                                 Майя Валеева

 

 

 

 

Диас Валеев был необыкновенным человеком – невероятно простым, доступным для общения, очень добрым, в чём-то наивным, уязвимым перед подлостью и предательством, с другой стороны – недосягаемым по типу своего мышления, интеллекту. Тем самым часто вызывал зависть, с которой не могли совладать даже ученики, те, кому он протягивал руку помощи, поддерживая в жизненных ситуациях и на творческих дорогах. Некоторые из них становились завсегдатаями нашего дома, гостеприимно открытого для многих…

 

Владимира Лавришко, автора «юбилейной» статьи, явно мучает и через столько лет вопрос: как же случилось, что Диас Валеев сумел пробить стену и выбился в первые ряды современной литературы? По мнению Лавришко, без соответствующих органов тут не обошлось. Диас Валеев никогда не скрывал факта, что с ним проводили разъяснительные беседы на тему «очернительства советской действительности», вот и Лавришко ссылается на книгу Александра Воронина «Драма диасизма», в которой опубликована записка Валеева от 1969 года. Вся неприглядность в том, что автор опуса выдёргивает из контекста цитаты и извращает смысл события так, как это хочется видеть ему самому. Самое чудовищное, что, по мнению Лавришко, Диас Валеев чуть ли не стал сотрудничать с КГБ! Автор примеривает к Диасу Валееву фразу, что «лучше один раз унизиться, чтобы потом победить», и предполагает, что писатель сделал именно такой выбор.

 

Автор проводит вопиющую по дерзости мысль о покровительстве «органов», без которых, якобы, было невозможно «восхождение», и о конъюнктурности валеевских пьес, поставленных в десятках театров СССР. Оказывается, писатель своими производственными пьесами лил воду на мельницу недругов страны, тем самым разжигая ненависть к строю и исподволь разрушая его!

 

Но жизнь и судьба валеевских произведений после этого эпизода с КГБ вовсе не менялась в течение ряда лет и не была связана с ним никак. На КамАЗ он поехал по собственной воле, по убеждённости быть на «горячих точках» кипения жизни, по стремлению понять и увидеть людей, за тысячи километров приезжающих на новые стройки. И это было в судьбе Валеева не впервые. Ещё будучи студентом геологического факультета Казанского университета, он, чтобы набраться настоящих жизненных впечатлений, взяв «академку», уезжал для работы на Магнитку, в Казахстан… Это тоже была конъюнктура или сбор материала для «производственных» произведений? Это был поиск Человека, Характера! Диас Валеев никогда не был конъюнктурщиком, всё созданное им – о сильном, необычном человеке, и главный вопрос его произведений – что сильнее: человек или обстоятельства? Этот материал он искал повсюду – и на грандиозных советских стройках в том числе!

 

 

 

А что касается «органов», то хотелось бы в связи с этим вспомнить эпизод, ставший водоразделом в отношениях Диаса Валеева с близким другом, который однажды признался ему в своём сотрудничестве с КГБ и в том, что он занимался доносительством на молодого писателя. Этот разговор стал последним в их дружбе. Диас Валеев расценил это как предательство и более никогда не подавал ему своей руки.

 

Невозможно примириться с ещё одним тезисом статьи об отношении писателя к Джалилю: якобы Диас Назихович называл Джалиля предателем. Валеев всегда восхищался Джалилем, который, зная о казни, в камере создавал стихи о любви к Родине и жизни! Почитайте его пьесу «День Икс», она о Мега-человеке Джалиле!

 

Следующий вымысел – о том, что после ГКЧП Диас Валеев сжёг свой партийный билет! Диас Валеев никогда не мог сделать такое! Он не билет сжёг, а вышел из КПСС, когда понял, куда ведёт страну Горбачёв. И сделал это гораздо раньше, чем случился ГКЧП. Свой билет коммуниста он сдал в архив с другими своими документами.

 

Автор статьи также намекает, что Диас Валеев завидовал своим сверстникам и старшему брату, которые к 33 годам достигли немалых успехов, а он всё ещё продолжал оставаться «неудачником» (где же тогда роль КГБ, такая «благоприятная» для Д. Валеева?). Но Диас только радовался успеху близкого человека, первым звонил, поздравлял, писал рецензии… Он никогда никому ни в чём не завидовал.

 

И все другие пассажи, которыми Лавришко щедро «украшает» статью – «история о шляпе», о работе в «газетке» или «газетёнке» (между прочим, речь идёт о республиканской молодёжной газете «Комсомолец Татарии», работа в которой никогда не была для Валеева «опостылевшей»), невероятные измышления о «дурацком колпаке» – кажутся досадными уколами в адрес писателя и его семьи. Яд, сарказм, двусмысленные намёки, попытки унизить и принизить человека и писателя, явные претензии на «обличительность» материала пропитывают буквально всю ткань статьи. Хотя нельзя не признать, что в ней имеются отдельные интересные мысли о творчестве Диаса Валеева, но это немногое положительное тонет то в одних, то в других некорректных домыслах автора.

 

 

Мы, семья писателя, здесь не пытаемся оправдаться после клеветы, мелкими стежками которой прошита практически вся статья, потому что писатель не нуждается в оправдании, это слишком мелко и недостойно его памяти. Мы призываем читателя изучать первоисточник – произведения самого Диаса Валеева. Там есть всё – и позиция писателя, и его жизненное кредо, и кристальная честность, и обострённое чувство справедливости…»

 

Дина Каримовна Валеева, жена писателя, кандидат искусствоведения, член Союза художников СССР, член Союза художников России в Республике Татарстан, член Ассоциации искусствоведов России, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан;

 

Дина Диасовна Хисамова, дочь писателя, кандидат искусствоведения, член Творческого союза художников России в Республике Татарстан, член Ассоциации искусствоведов России, заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан по науке;

 

Майя Диасовна Валеева, дочь писателя, член Союза писателей СССР, член Союза писателей Республики Татарстан, лауреат литературной премии Республики Татарстан им. Г.Р. Державина.

 

Теги: диас валеев

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев