Логотип Идель
Литература

Камиль Хайруллин. Людмила Уфимцева: «Сказать имею право…»

Существует ли казанская школа поэтов? – этот вопрос ставит известный казанский литератор Людмила Уфимцева в книге «Лито «Дивный свет», изданной в Казани в 2017 году. С помощью своей книги и составленного ею же и опубликованного в 2015 году сборника стихов казанских поэтов «Моя Казань! – сказать имею право…» она стремится обосновать возможность положительного ответа на этот вопрос. Хотя, понимая его сложность, Уфимцева приводит и точки зрения авторов, отрицающих существование казанской и других региональных поэтических школ.

Вопрос о литературных школах действительно очень не простой, и пока никто толком не может сказать о том, по каким признакам такие школы можно выделять.

Казань богата своей литературной историей. В ней в разные времена жило и творило множество поэтов, в том числе и выдающихся, определявших литературную жизнь города. По мнению Уфимцевой, любовь к родной Казани есть пароль, объединяющий казанских поэтов разных поколений.

Для того, чтобы казанская школа поэтов, возникнув, успешно развивалась, необходима активная литературная жизнь города в её разнообразных проявлениях. Это – проведение поэтических фестивалей, конкурсов, научных конференций, посвящённых проблемам поэзии; выход в свет поэтических журналов и альманахов; обсуждение литературных вопросов в периодической печати; появление новых поэтических талантов, получающих всероссийское и даже международное признание, и др. Очень важную, хотя, на первый взгляд, малозаметную роль играют разного рода литературные, литературно-философские, литературно-артистические и иные самодеятельные творческие объединения. В Казани они существовали в разные времена, немало их существует и сейчас. Именно этим объединениям Уфимцева и посвятила свою книгу.

Она назвала ее «Лито «Дивный свет». Я так понял: название родилось из четверостишия поэта Леонида Топчия:

                               Поэт…

                               Что значит быть поэтом,

                               Что значит пишущая рать?

                               А это значит – дивным светом

                               Людские души озарять.

Таким образом, можно считать: лито «Дивный свет» – это символический союз казанских поэтов и писателей разных времён, своим творчеством побуждающих людей к духовному развитию в единении с родной природой и культурой; осознанию Казани как родного большого Дома.

Автору пришлось решать непростую задачу. Надо было собрать воедино разрозненный материал. Рукописные и документальные архивы, журнальные и газетные статьи прошлых лет, посвящённые лито, биографии, дневники и воспоминания участников литобъединений, их художественные произведения (стихотворения, рассказы и др.) – всё это в той или иной мере следовало учитывать и использовать автору при написании своей книги. Но акцент, понятно, был сделан на поэтах и поэзии, что объективно оправдано, поскольку в литобъединениях собирались и собираются, прежде всего, те, кто пишет стихи, хочет их апробировать в рамках заседаний лито и сознательно освоить азы стихосложения. Кроме того, их руководителями, как правило, выступают поэты. Книга содержит множество стихов руководителей объединений и их наиболее талантливых и заметных участников.

У поэта Сергея Малышева есть такие строчки:

                               Когда в стихах я стал невеждой,

                               искал секреты ремесла,

                               к музею Горького с надеждой

                               влачил беспрокие крыла. 

Музей Горького – это, пожалуй, главное место для казанских лито, так как именно здесь они под разными названиями и с разным составом участников собирались в течение более семидесяти лет. Вторым таким местом для них явился и Казанский университет. Потом возникавшие литобъединения стали обосновываться в других вузах и музеях, а также в клубах и при редакциях журналов и газет. Срок в 75 лет   (1940-2015 гг.) взяла Уфимцева для показа истории казанских литобъединений, завершив этот показ описанием современных лито, возникших в том числе и совсем недавно.

Насколько мне известно, больших обобщающих и систематизирующих работ о казанских литобъединениях не было. Поэтому можно сказать, что Людмила Уфимцева в какой-то мере «вспахала целину», обогатив местное краеведение интересным материалом. В книге достаточно последовательно представлена история появления, жизнедеятельности и исчезновения казанских лито и других объединений (обществ, студий, клубов, мастерских), так или иначе связанных с поэзией и литературным творчеством. Приведены многочисленные фотографии, фамилии и биографические сведения участников лито, а также воспоминания некоторых из них. Книга заставляет вспомнить имена уже забытых участников литературного процесса Казани: Е. Гортинского, В. Синёва, С. Никольского, Л. Юдкевича, Б. Железнова и других.

Каковы роль и значение литературного объединения как самодеятельной неформальной организации в литературном процессе? Этот вопрос  невольно возникает при чтении описываемой книги. В ней приведены некоторые соображения относительно этого, высказанные Вилем Мустафиным и Тимуром Алдошиным. По мнению последнего, назначение лито состоит в создании благотворной культурно-информационной среды для творческого общения и развития литераторов, определяющей полезный обмен сведениями по литературным вопросам и связанный с предоставлением творческой площадки для начинающих авторов. Аналогичную точку зрения разделяет Виль Мустафин, полагающий, что в литературном объединении создаётся со временем общая творческая аура, побуждающая его участников как к новым устремлениям в совершенствовании технических средств и приёмов стихосложения, так и к стимулирующему их общему духовному развитию.

Да, лито – это микросоциальная площадка для роста литературных талантов и способ проверки литературных способностей всех тех, кто возжелал стать поэтом или писателем. Каждый начинающий автор нуждается в среде, в которой он может проявить себя, получить оценку своих творений как со стороны руководителя лито, так и коллег по перу, а также принять участие в обсуждении произведений других членов объединения. Далеко не все остаются в лито и делаются его постоянными участниками. Оно ещё выполняет роль незримого сита, через которое многим не суждено пройти. Авторы слабых и несовершенных писаний, сразу или со временем, понимают, что литература – это не их дело и надо заняться чем-то другим, оставив мечту стать писателем. Впрочем, среди графоманов попадаются настырные и упрямые, продолжающие творить нескончаемые стихотворные или прозаические опусы и считающие себя непризнанными талантами.

Велика роль руководителя лито для создания творческой обстановки. В книге выделены такие руководители казанских литобъединений, как Геннадий Паушкин, Марк Зарецкий, Николай Беляев, Диас Валеев, Лоренс Блинов, Виль Мустафин и Алёна Каримова. Каждый из них оставил заметный след в истории лито.

Легендарен Марк Зарецкий, руководивший литературным  объединением под разными названиями в течение 36-ти лет. Трудно определить число его учеников и тем более тех, кто посещал заседания его лито в разные годы. С теплотой и любовью вспоминают ученики об этом удивительном человеке, способном читать наизусть стихи разных поэтов много часов подряд. Эти воспоминания даны подробно в книге. Кажется, Зарецкий умел заряжать учеников своей неуёмной поэтической энергией, и из них впоследствии вышел ряд известных литераторов.

На мой взгляд, не следует идеализировать обстановку, имеющую место в тех или иных лито. Эта обстановка носит и конкурентный характер. Ведь кто приходит в лито? В большинстве – это люди с амбициями, стремящиеся получить признание, скорее вступить в члены Союза писателей, желающие получить литературные премии и звания. В связи с этим между отдельными членами лито порой складываются недобрые отношения. Взаимные обиды, зависть, склоки, интриги – всё это может иметь место внутри литобъединения. Черты человеческой натуры проявляются и здесь, как и в других сообществах. И тут многое зависит от мудрости и такта руководителя лито в плане оздоровления в нём обстановки.

Можно ещё отметить преемственность в возникновении и развитии казанских лито. В отношении этого процесса, надо выделить базовую роль лито имени Луговского, лито ARS Poetica  и лито Марка Зарецкого. Дело в том, что многие члены этих объединений сами стали создателями и руководителями новых лито или руководителями уже существующих: это названные Николай Беляев, Виль Мустафин, Лоренс Блинов, Алена Каримова, а также Борис Гинзбург,  Роман Перельштейн, Тимур Алдошин, Алексей Кириллов, Наиля Ахунова, Айрат Бик-Булатов и другие. Возможно, эту преемственность надо отнести к чертам казанской школы поэтов, о которой речь шла выше.

Людмила Уфимцева назвала свою работу исследованием. Это ставит перед автором соответствующие обязательства. Исследование требует системного анализа предмета рассмотрения, а не только изложения фактического материала. А в книге Людмилы Уфимцевой последний явно преобладает над аналитикой. Хотелось, чтобы автор гораздо в большей степени выражал собственную позицию и делился размышлениями, возникающими в ходе разработки темы книги.

Но, несмотря на эти упрёки и пожелания, книга Уфимцевой получилась содержательной, информационно насыщенной, и она, думается, будет интересной для тех, кто любит поэзию и хочет познакомиться с малоизвестными страницами литературной истории города Казани.

                                           

Теги: поэзия литература современная поэзия литературные школы

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев