Новости/Эксклюзив
  • Покровская: синхрон под татарскую музыку Представители Татарстана обсуждают с главным тренером сборной России по синхронному плаванию Татьяной Покровской возможность постановки одной из программ синхронисток на татарскую музыку.
    154
    0
    0
  • Сальников: «Татарстан- спортивная столица России» Президент Всероссийской федерации плавания (ВФП), четырехкратный олимпийский чемпион по этому виду спорта Владимир Сальников заявил о том, что считает Республику Татарстан ведущим мировым регионом в развитии плавания.
    156
    0
    0
  • «Остазбикә» - лучший мусульманский фильм Татарстанский фильм «Остазбикә» по мотивам произведений татарского писателя Гаяза Исхаки, продюсером которого является директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова, признан лучшим мусульманским фильмом из России на фестивале афганского кино «Ладжвард».
    164
    0
    0
  • Третьяковка попала в сети Социальная сеть «ВКонтакте» запустила платформу «Музейный гид». Благодаря новому сервису пользователи смогут познакомиться с культурными объектами страны – пока можно прогуляться по Эрмитажу, Музею русского импрессионизма, Третьяковской галерее, Эрарте, Музею космонавтики и другим важным культурным локациям.
    161
    0
    0
Видео
  • Новый выпуск журнала «Идель»

Камиль Хайруллин. Людмила Уфимцева: «Сказать имею право…»

Вопрос о литературных школах действительно очень не простой, и пока никто толком не может сказать о том, по каким признакам такие школы можно выделять.

Казань богата своей литературной историей. В ней в разные времена жило и творило множество поэтов, в том числе и выдающихся, определявших литературную жизнь города. По мнению Уфимцевой, любовь к родной Казани есть пароль, объединяющий казанских поэтов разных поколений.

Для того, чтобы казанская школа поэтов, возникнув, успешно развивалась, необходима активная литературная жизнь города в её разнообразных проявлениях. Это – проведение поэтических фестивалей, конкурсов, научных конференций, посвящённых проблемам поэзии; выход в свет поэтических журналов и альманахов; обсуждение литературных вопросов в периодической печати; появление новых поэтических талантов, получающих всероссийское и даже международное признание, и др. Очень важную, хотя, на первый взгляд, малозаметную роль играют разного рода литературные, литературно-философские, литературно-артистические и иные самодеятельные творческие объединения. В Казани они существовали в разные времена, немало их существует и сейчас. Именно этим объединениям Уфимцева и посвятила свою книгу.

Она назвала ее «Лито «Дивный свет». Я так понял: название родилось из четверостишия поэта Леонида Топчия:

                               Поэт…

                               Что значит быть поэтом,

                               Что значит пишущая рать?

                               А это значит – дивным светом

                               Людские души озарять.

Таким образом, можно считать: лито «Дивный свет» – это символический союз казанских поэтов и писателей разных времён, своим творчеством побуждающих людей к духовному развитию в единении с родной природой и культурой; осознанию Казани как родного большого Дома.

Автору пришлось решать непростую задачу. Надо было собрать воедино разрозненный материал. Рукописные и документальные архивы, журнальные и газетные статьи прошлых лет, посвящённые лито, биографии, дневники и воспоминания участников литобъединений, их художественные произведения (стихотворения, рассказы и др.) – всё это в той или иной мере следовало учитывать и использовать автору при написании своей книги. Но акцент, понятно, был сделан на поэтах и поэзии, что объективно оправдано, поскольку в литобъединениях собирались и собираются, прежде всего, те, кто пишет стихи, хочет их апробировать в рамках заседаний лито и сознательно освоить азы стихосложения. Кроме того, их руководителями, как правило, выступают поэты. Книга содержит множество стихов руководителей объединений и их наиболее талантливых и заметных участников.

У поэта Сергея Малышева есть такие строчки:

                               Когда в стихах я стал невеждой,

                               искал секреты ремесла,

                               к музею Горького с надеждой

                               влачил беспрокие крыла. 

Музей Горького – это, пожалуй, главное место для казанских лито, так как именно здесь они под разными названиями и с разным составом участников собирались в течение более семидесяти лет. Вторым таким местом для них явился и Казанский университет. Потом возникавшие литобъединения стали обосновываться в других вузах и музеях, а также в клубах и при редакциях журналов и газет. Срок в 75 лет   (1940-2015 гг.) взяла Уфимцева для показа истории казанских литобъединений, завершив этот показ описанием современных лито, возникших в том числе и совсем недавно.

Насколько мне известно, больших обобщающих и систематизирующих работ о казанских литобъединениях не было. Поэтому можно сказать, что Людмила Уфимцева в какой-то мере «вспахала целину», обогатив местное краеведение интересным материалом. В книге достаточно последовательно представлена история появления, жизнедеятельности и исчезновения казанских лито и других объединений (обществ, студий, клубов, мастерских), так или иначе связанных с поэзией и литературным творчеством. Приведены многочисленные фотографии, фамилии и биографические сведения участников лито, а также воспоминания некоторых из них. Книга заставляет вспомнить имена уже забытых участников литературного процесса Казани: Е. Гортинского, В. Синёва, С. Никольского, Л. Юдкевича, Б. Железнова и других.

Каковы роль и значение литературного объединения как самодеятельной неформальной организации в литературном процессе? Этот вопрос  невольно возникает при чтении описываемой книги. В ней приведены некоторые соображения относительно этого, высказанные Вилем Мустафиным и Тимуром Алдошиным. По мнению последнего, назначение лито состоит в создании благотворной культурно-информационной среды для творческого общения и развития литераторов, определяющей полезный обмен сведениями по литературным вопросам и связанный с предоставлением творческой площадки для начинающих авторов. Аналогичную точку зрения разделяет Виль Мустафин, полагающий, что в литературном объединении создаётся со временем общая творческая аура, побуждающая его участников как к новым устремлениям в совершенствовании технических средств и приёмов стихосложения, так и к стимулирующему их общему духовному развитию.

Да, лито – это микросоциальная площадка для роста литературных талантов и способ проверки литературных способностей всех тех, кто возжелал стать поэтом или писателем. Каждый начинающий автор нуждается в среде, в которой он может проявить себя, получить оценку своих творений как со стороны руководителя лито, так и коллег по перу, а также принять участие в обсуждении произведений других членов объединения. Далеко не все остаются в лито и делаются его постоянными участниками. Оно ещё выполняет роль незримого сита, через которое многим не суждено пройти. Авторы слабых и несовершенных писаний, сразу или со временем, понимают, что литература – это не их дело и надо заняться чем-то другим, оставив мечту стать писателем. Впрочем, среди графоманов попадаются настырные и упрямые, продолжающие творить нескончаемые стихотворные или прозаические опусы и считающие себя непризнанными талантами.

Велика роль руководителя лито для создания творческой обстановки. В книге выделены такие руководители казанских литобъединений, как Геннадий Паушкин, Марк Зарецкий, Николай Беляев, Диас Валеев, Лоренс Блинов, Виль Мустафин и Алёна Каримова. Каждый из них оставил заметный след в истории лито.

Легендарен Марк Зарецкий, руководивший литературным  объединением под разными названиями в течение 36-ти лет. Трудно определить число его учеников и тем более тех, кто посещал заседания его лито в разные годы. С теплотой и любовью вспоминают ученики об этом удивительном человеке, способном читать наизусть стихи разных поэтов много часов подряд. Эти воспоминания даны подробно в книге. Кажется, Зарецкий умел заряжать учеников своей неуёмной поэтической энергией, и из них впоследствии вышел ряд известных литераторов.

На мой взгляд, не следует идеализировать обстановку, имеющую место в тех или иных лито. Эта обстановка носит и конкурентный характер. Ведь кто приходит в лито? В большинстве – это люди с амбициями, стремящиеся получить признание, скорее вступить в члены Союза писателей, желающие получить литературные премии и звания. В связи с этим между отдельными членами лито порой складываются недобрые отношения. Взаимные обиды, зависть, склоки, интриги – всё это может иметь место внутри литобъединения. Черты человеческой натуры проявляются и здесь, как и в других сообществах. И тут многое зависит от мудрости и такта руководителя лито в плане оздоровления в нём обстановки.

Можно ещё отметить преемственность в возникновении и развитии казанских лито. В отношении этого процесса, надо выделить базовую роль лито имени Луговского, лито ARS Poetica  и лито Марка Зарецкого. Дело в том, что многие члены этих объединений сами стали создателями и руководителями новых лито или руководителями уже существующих: это названные Николай Беляев, Виль Мустафин, Лоренс Блинов, Алена Каримова, а также Борис Гинзбург,  Роман Перельштейн, Тимур Алдошин, Алексей Кириллов, Наиля Ахунова, Айрат Бик-Булатов и другие. Возможно, эту преемственность надо отнести к чертам казанской школы поэтов, о которой речь шла выше.

Людмила Уфимцева назвала свою работу исследованием. Это ставит перед автором соответствующие обязательства. Исследование требует системного анализа предмета рассмотрения, а не только изложения фактического материала. А в книге Людмилы Уфимцевой последний явно преобладает над аналитикой. Хотелось, чтобы автор гораздо в большей степени выражал собственную позицию и делился размышлениями, возникающими в ходе разработки темы книги.

Но, несмотря на эти упрёки и пожелания, книга Уфимцевой получилась содержательной, информационно насыщенной, и она, думается, будет интересной для тех, кто любит поэзию и хочет познакомиться с малоизвестными страницами литературной истории города Казани.

                                           

Реклама

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама
  • Турецкая МЕСОПОТАМИЯ
  • Сфотографировать «АЛТЫН КАЗАН»
  • Снег...
  • Ретроспективный проект галереи «ТАТМЕДИА», представляет новогодние обложки популярных изданий ТАССР 50-90-х годов XX века
  • НОВЫЙ ГОД ПО-СОВЕТСКИ
  • «И НА ИЗЛЁТЕ ДНЯ И ГОДА СТОИТ ПОД СНЕГОМ ЧЕЛОВЕК…»
  • НЕМЕРКНУЩИЙ СЛЕД
  • АЛЕКСЕЙ РОМАНОВ группа «ВОСКРЕСЕНИЕ» 2020
  • Мир шкодников и их родителей
  • ДАЙТЕ ПЯТЬ!