Логотип Идель
Литература

Гульнара Тагирова. Несбывшаяся надежда

Родилась в Казани в 1973 г. Окончила Казанский государственный педагогический университет в 1996 г. (отделение иностранных языков). Специальность – школьный учитель немецкого и английского. Публиковалась в журнале «Идель».

Родилась в Казани в 1973 г. Окончила Казанский государственный педагогический университет в 1996 г. (отделение иностранных языков). Специальность – школьный учитель немецкого и английского. Публиковалась в журнале «Идель».

Он сидел, откинувшись на спинку стула, в небольшой беседке за круглым столиком. Чтение книг и журналов, зарисовки природы или просто любование осенним пейзажем – так любил отдыхать известный художник Запорожцев Григорий Иванович. 
Вот и сегодня после открытия выставки новых картин он наконец позволил себе расслабиться, наблюдая за пёстрым листопадом. 

Неожиданно Григорий Иванович увидел слетевший с дерева багровый лист – мелкие штрихи в середине, уплотнённая плодоножка и зазубрины по краям. Детская привычка собирать разноцветные листья и вкладывать их в книги сохранилась у него до сих пор.

Вечером, когда он,  накрывшись  легким одеялом, сидел в кресле перед затопленным камином (в последние два года у пожилого художника болели ноги), у него родилась идея. С журнального столика он схватил чистый лист бумаги, карандаши, достал из книги подарок осени и обвёл его контур, готовый рисунок разукрасил на свой цвет и вкус. Затем ножницами аккуратно вырезал бумажный листок – теперь их было два. И оба хороши. Григорий Иванович долго смотрел на них любуясь. 

Вдруг словно искра пронеслась перед глазами – ярко-красное пламя…

Григорий рос единственным ребёнком в семье. Его отец работал на стройке, мать – поваром в школьной столовой. В школе он учился хорошо, мечтал стать художником. Все стены в их доме были украшены его рисунками. С первого класса Григорий дружил с девочкой.

– Таня! – однажды они шли из школы домой. Григорий остановился. – Это тебе на память, – и протянул однокласснице красивый осенний листок. 

– Это означает ты меня любишь? – Таня удивлённо посмотрела на него. – Да?

Он попытался что-то ответить. А Таня, со смехом подбросив листок в воздух, побежала по улице, размахивая портфелем. Мальчик был обескуражен её поступком. Узорчатый листок медленно упал ему под ноги.

Григорию не было и тринадцати лет, когда случилось страшное несчастье. Внезапно вспыхнувший ночью пожар полностью уничтожил дом. Мальчик проснулся от дыма, но дверь в комнату родителей оказалась заперта, и открыть он не смог. Лишь успел выскочить на улицу и побежал звать на помощь… 

Всё сгорело дотла: детские рисунки и учебник биологии, в котором он когда-то хранил красивый осенний лист, подобрав его с земли... 

Бабушка, мать отца, дала внуку хорошее образование. После школы Григорий поступил в художественное училище, затем в академию, и был замечен преподавателями, предрекавшими ему блестящее будущее. 

Зимой на одной из своих ранних выставок внимание художника привлекла невысокая стройная брюнетка с выразительными чертами лица. Ему показалась: он когда-то её видел. Их разделяло не более десяти шагов. К девушке подошла подруга. «Таня, какой замечательный художник!» – донеслось до молодого человека. И тут Григорий вспомнил…

Он смотрел на неё не отрываясь. Неведомое чувство вдруг охватило его. Девушка медленно повернула голову… 

Они увиделись снова на улице после выставки. Она стояла у входа, слегка поёживаясь, снежинки медленно падали на воротник её полушубка. 

– Таня! 
– Здравствуй, Григорий! – она посмотрела на него спокойно, почти равнодушно. – Прими мои поздравления!  

Кивком головы он поблагодарил и стряхнул снежинки с её ворота. 

– Ты стала другой! Красивой! – и через минуту добавил. – Я больше никого так и не полюбил. Только ты одна в моей памяти. 
– Прости! – Таня быстро взглянула на Григория. – Я замужем. Не могу.
Он так и остался стоять, когда вышла подруга, и обе девушки направились к остановке. А снег всё падал, не переставая, и горели фонари по обеим сторонам улицы.

     За свою жизнь Григорий Иванович написал большое количество картин, объездил много стран, добился успеха. Преподавал в художественном училище, где когда-то учился сам. 
Художник любил осень и в хорошую погоду жил за городом. Кирпичный дом с печкой, беседка, тропинки – ему был дорог каждый уголок его небольшого сада. Сидя перед камином, он вспомнил прожитый день, открытие выставки, поздравления и неожиданную встречу.
– Григорий!  
Он слегка вздрогнул. Обернувшись, увидел невысокую женщину – узнал.
– Поздравляю! – Татьяна улыбнулась. – Твои картины всегда впечатляют.
Встреча вновь всколыхнула чувства уже немолодого художника. Татьяна словно прочитала его мысли.
– Думаю, нам есть о чём поговорить…
После выставки, сидя на скамейке в сквере, Григорий Иванович узнал, что жизнь у Татьяны не сложилась, детей не было, муж оказался жутким ревнивцем, а сам ей изменял. Прожив недолгих семь лет, они разошлись, и больше Татьяна замужем не была. Работала библиотекарем и жила одна в небольшой квартире недалеко от работы. Сам он рассказал, что живёт за городом и пригласил её к себе на выходные.

В камине потрескивали полешки.
Григорий Иванович спал, укрывшись лёгким одеялом. Вдруг он проснулся и вздрогнул. Осенний лист выпал из его рук. Единственная мысль сохранить его подтолкнула художника к решительным действиям. Он сдёрнул одеяло, резко встал и сделал шаг вперёд. Голова закружилась, перед глазами всё поплыло, он покачнулся. Падая, взмахнул обеими руками, и этого было достаточно – яркий лист взлетел, и в ту же секунду… художник заметил, как языки пламени моментально сожгли полюбившийся ему осенний подарок. «Не суждено», – была его последняя мысль.
«Известный художник Запорожцев Григорий Иванович скоропостижно скончался от сердечного приступа», – сообщили в пятницу хроники местных СМИ. А вырезанный из бумаги лист, разукрашенный зелёным карандашом, так и остался лежать на журнальном столике рядом с камином.

 

Теги: проза литература творчество

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев