Логотип Идель
Интервью

7 цветов театра

Фестивальная публика Санкт-Петербурга выслушала монологи татарских селянок в исполнении актрис Буинского театра.


С 25 мая по 31 мая в Санкт-Петербурге проходил международный фестиваль «Радуга». 30 мая Буинский государственный драматический театр сыграл спектакль «Шобага» в постановке Тимура Кулова. 
Спектакль «Шобага» – мозаика из рассказов татарских деревенских жителей про любовь, течение времени, талант, чувство долга и жизнь, смерть и бессмертие, о том, что плохо осознается в молодости, но так остро ощущается в старости. Постановка основана на реальных интервью с сельскими жительницами и полна аутентичных деталей, вроде народных песен, плясок и обрядов. Простая история, каких тысячи, – о готовности к счастью, об ошибке, о несбывшейся любви, о вине, вгрызающейся намертво.
Этот спектакль никого не оставил равнодушным, поскольку это не просто история, культура, быт и судьба татарского народа, это история без срока давности о том, что нельзя забывать.

 «В Санкт-Пебербурге мы выступаем уже во второй раз. Фестиваль очень престижный. В качестве руководителя театра и в качестве гостя я уже бывал на этом фестивале пять раз. На этот форум очень трудно попасть и в качестве гостя, и в качестве руководителя театра, а уж об участии и говорить нечего, так как отбор проводят сами организаторы фестиваля и не все его проходят. В этом году было 11 коллективов и 4 из них – из зарубежья. Каждый год открывают фестиваль звезды, например в один год приезжал Михаил Боярский. Состав жюри очень колоритный и авторитетный. 
В прошлом году мы закрывали фестиваль на на большой сцене спектаклем «Покаяние», который  поставил наш молодой режиссер Айдар Заббаров. А в этом году мы выступали с постановкой «Шобага»  – уже на малой сцене. Оба раза мы получили немало похвальных отзывов о наших работах. Нас даже приглашали на Санкт-Петербургский федеральный телеканал, да и представители СМИ были очень заинтересованы. Это большая честь для нас. После возвращения домой нам хочется вернуться. Мы с театром проводим еще несколько дополнительных дней в этом городе – уже за свой счет. Мы приезжаем всей труппой и посещаем все спектакли, мало какой театр позволяет себе это.  
Самое незабываемое – фестивальные вечера. В этом году у нас была встреча с Милошом Биковичем, который известен российской публике по нашумевшему фильму «Холоп». 
В этом году мы закрывали фестиваль, чужая площадка – это всегда непривычно. Но это же Санкт Петербург – театральная столица! Здесь особый зритель – театры в каждом районе». 

«Самым интересным событием на фестивале  для меня стал творческий вечер актера Милоша Биковича. С его творчеством я знакома была не очень хорошо, знала о нем в основном по известным фильмам и сериалам российского производства. Но, когда мы посетили этот вечер, я была приятно удивлена. Настолько это оказался серьезный и творчески многогранный человек. Открыла для себя артиста с новой стороны, чему несказанно рада. Теперь желаю познакомиться с его деятельностью в искусстве гораздо ближе.
Однажды побывав в Сербии, я прониклась культурой этой страны и сейчас изучаю сербский язык. А на творческом вечере разрешалось задавать Милошу вопросы, в основном их передавали на бумажках. Разве я могла остаться равнодушной к такой возможности? Я отправила ему свою записочку с тёплыми пожеланиями и вопросом. На сербском. Ломаном, неуверенном, но сербском. Актер сказал в ходе чтения письма: «Как видите, я на русском лучше читаю, чем на сербском». Но он все понял, что меня очень порадовало. А еще разглядел меня среди  зрителей, за что спасибо моей активной жестикуляции и широкой улыбке под тотальным бесконтролем моей мимики, помахал мне и поздоровался, предварительно обратившись по имени. Теперь он услышал про наш Буинский театр. Мои же воспоминания того стоят, однозначно.
К сожалению, были такие моменты, когда нам не представлялась возможность посмотреть какой-то спектакль из-за нехватки мест. Это было обусловлено тем, что специфика спектакля подразумевала сокращение мест в зале. Да, это можно понять, но все же создает дискомфорт для зрителя. 
А вообще, это большая удача – провести целую неделю в культурной столице России, познакомиться с творчеством коллективов из самых разных уголков мира. А как было здорово занимать свободное время многочисленными экскурсиями и прогулками! 
Какой я опыт получила? От человека, который служит театру как актёр, требуется, чтобы он с полной самоотдачей относился к своему делу, не проявлял безалаберности в своей работе, имел железную дисциплину, тогда все его поступки вне театра никого волновать не должны. Благодаря некоторым наблюдениям, которые я делала в Питере, для меня самым важным, пожалуй, стало осознание того, что морально-нравственная составляющая человека либо никак, либо слабо взаимосвязана с его профессиональной составляющей. Нельзя эти две стороны объединять в одно целое и судить об одном качестве человека, глядя на другое. Вот это для меня – мудрый опыт. 
Любой спектакль – это обмен энергией с людьми, которые пришли смотреть представление. Можно предположить, что на фестивалях преобладает русскоязычный зритель. Уверяю, это не так. Языковой барьер давно перестал быть преградой между зрителем и актером. Это я еще только про татарские спектакли говорю, а у нас же и на русском ставятся. Точно могу сказать, что играть спектакли и на родной сцене, и на фестивалях одинаково непросто».

«В Питере я третий раз. В этом году погода нас порадовала. В первый день нас встретило ясное солнышко, мы приехали на открытие фестиваля, где нам посчастливилось посмотреть спектакль мэтра театрального искусства Камы Гинкаса «Отец Сергий». Впечатления только положительные, Питер – это любовь с первого взгляда и навсегда. Что ещё может подарить массу приятных воспоминаний, как не вечерняя прогулка на теплоходе? И это с охватом наикрасивейших видов на достопримечательности города на Неве. Впервые побывала в Казанском соборе, поговорила со священником  и долго гуляла по городу в полном одиночестве. Много мыслей пришло, много чего уяснила для себя».
«Театры России и ближнего зарубежья привезли на этот фестиваль свои лучшие спектакли, и у нас, как у участников, была возможность окунуться в это обилие образов, сценических решений. Стать на неделю зрителем, чтобы снова понять, насколько театр многогранен. 
Да, мест для зрителей не хватало. Думаю, администрация фестиваля просто не ожидала такого наплыва. Но они делали все возможное, чтобы участники чувствовали себя, как дома. И было не раз, что на спектакли, где отсутствовали билеты, они ставили дополнительные стулья и так далее, чтобы мы по максимуму могли посмотреть.
Странно, но такое чувство, что поездка на “Радугу” была сном, хорошим, впечатляющим, и мы еще от него не отошли. Так все быстро, стремительно! Так было радостно снова попасть туда, да еще с дорогим для нас спектаклем “Шобага”. Эта поездка означала, что наши бабки уже и до Питера добрались. Голова уже складывает эти воспоминания в красивый сундучок, а сердце все не хочет оттуда уходить.
Мы играли спектакль два раза за день. Я еще долго буду помнить, как непонятно и страшно было во время первого показа и как легко и тепло было на второй раз. Ощущения другие. Спектакль довольно энергозатратный, и нужно было себя распределить так, чтобы на два спектакля сил и энергии было поровну.
На фестивале выступать намного труднее, чувствуешь ответственность – это подтверждение того, что театр достоин быть здесь. Его смотрят критики, актеры, режиссеры из других театров, поэтому мы очень волновались. И в этот раз мы выступали на площадке, которая не подходит для спектакля. Эта сцена была экспериментальной, она предполагает близкий контакт со зрителем, а мы раньше играли спектакль в другом формате. Хотя раньше мы показывали его на сцене театра Камала, у нас был небольшой опыт, но все равно было трудно. И как сказал на творческой встрече Кама Гинкас, «препятствия – это наше спасение»»

Теги: Буинский театр, актриса, молодость, искусство, творчество

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев