Чуть что, сразу Косой!
Условия, в которые нас вверг коронавирус, сильно изменили профессиональную жизнь. Проведение занятий дистанционно – это новый формат общения со студентами, к которому они не всегда были готовы, да и нас, преподов, все это поднапрягло.
Условия, в которые нас вверг коронавирус, сильно изменили профессиональную жизнь. Проведение занятий дистанционно – это новый формат общения со студентами, к которому они не всегда были готовы, да и нас, преподов, все это поднапрягло.
Начнем с визуальной ( в прямом смысле) части вопроса - как мы друг друга видим. Кто-то из студентов не провел границу между посещением аудитории и личным пространством дома. В результате занятие начинается с необходимости определять место дислокации в сознании студентов, то есть напоминать им, что процесс учебы уже начался.
Сначала приходилось делать замечание, типа «оденьтесь, Вы на занятии» тому студенту, который лежал на лекции по пояс голый на своем диване, держа телефон над собою в руке, демонстрируя свою волосатую грудь - видимо, таким образом приветствуя всех присутствующих на дистанционной паре. По его мнению, он же полноценный участник образовательного процесса, вошел в информационно-электронную систему для очередной порции знаний, какие претензии, о чем речь?!
Другой желающий учиться держал одной рукой телефон, а другой – девушку, которая беспрестанно хихикала, видимо, находя мой предмет очень смешным, а, может думала, что ее друг учится на высших цирковых курсах по профилю «Клоунада», хотя мой предмет связан с экономикой (может, это действительно смешно?).
Дальше начинается само занятие. Студенты, поприветствовав меня, выключают видео связь и микрофоны. Это правильный ход, так как у каждого много звуков в пространстве, что, естественно, мешает.
Кстати, дистанционно лекцию читать проще. Этот формат, как правило, не предусматривает активного взаимного общения - оно ограничивается просьбами повторить не расслышанное, желанием задать уточняющие вопросы. Странное дело, но количество студентов, посетивших мои лекции удаленно, выросло в разы.
Сегодняшний студент не жалует лекции своим присутствием в аудитории. Не царское это дело! Есть конспект, светлый ум и этого, считается, достаточно, чтобы освоить предмет. А \уровень освоения определяется глубиной интереса студента. Дистанционный формат лекции позволил большему количеству студентов присоединиться к лектору, что можно оценить только с положительной стороны. Хоть так меня услышат!
Как лектор с большим стажем, могу сказать, что лекция – это, в подавляющем большинстве случаев, возможность услышать мнение профессионала по тем вопросам, в которых он хорошо разбирается, узнать примеры из практики и опыт поведения в определенных ситуациях. К сожалению, не все лекторы в нашем образовательном пространстве обладают достаточным объемом актуальных знаний и входят в аудиторию с радостным желанием поделиться ими с пришедшими его послушать студентами.
Далеко не все студенты радостно готовы эти знания впитывать в силу простого нежелания, наличия других, более актуальных, мыслей в голове в этот момент и т.п.
Ну, вот, к примеру, яркая иллюстрация из преподавательской жизни.
Как-то пришлось читать лекцию в актовом зале, за неимением других аудиторий, где ряды расположены амфитеатром. Наблюдаю: молодой человек, яркий брюнет, индифферентно глядя вперед, на меня (видимо, реагируя на звук) гладил ногу девушки, сидящей на ряд выше его, значительно вывернув свою руку в плечевом суставе. Я долго наблюдала, вещая «о высоком», думала: погладит и успокоится. Но нет. Пришлось попросить об этом. Он совершенно спокойно, без тени неудовольствия или смущения, перестал получать удовольствие, даже извинился. У девушки в течение всего процесса не было никакой реакции ни на его начало, ни на прекращение. Жаль, что на лекции нам не всегда можно посмеяться от души. Мне было очень смешно, особенно, глядя на заинтересованное в лекционном материале лицо девушки.
Семинарские занятия, проводимые дистанционно – другая тема. Из ярких впечатлений – настойчивое молчание студентов, спрятавшихся за выключенные камеры и микрофоны. Известно, что семинар – занятие, предусматривающее активное общение препода и студентов. С этим на удаленке совсем беда.
В используемой программе показан каждый присутствующий студент, но это ничего не значит. Он может фактически отсутствовать, подключившись к занятию. Поэтому, когда я начинала задавать вопросы, получался вот такой монолог: «Иванов, ответьте мне, пожалуйста (и далее по теме). Иванов, вопрос был задан Вам, ответьте, пожалуйста. (молчание) Иваноооов, вы меня слышите? Вам меня хорошо слышно? Почему молчите, а? Долго я буду ждать, время идет. Вы присутствуете?» и т.п. Понятно, что Иванов куда-то убрел, может, чай пьет, может, телевизор смотрит. В общем, я была похожа на удава Каа из мультфильма про Маугли, когда он повторяет: «Хорошо ли вам меня слышно, бандерлоги».
Молчание студентов на занятиях, проводимых таким образом, объясняется еще и распространенной сегодня характерной чертой современного студенчества – простым таким нежеланием отвечать. То ли ошибиться боится и, в результате, выглядеть неприглядно (амбиций - то много, высшее образование все - таки получает), то ли оправдывается аргументом «а почему сразу я?!».
Напоминает фразу героя из фильма «Джентльмены удачи»: а почему чуть что, сразу – Косой?. Аналогом следующей за этим фразы «а я тебе пасть порву» является наше преподавательское «а я тебе двойку поставлю». Как бы там ни было, диалог практически не получается, вернее, не получается в том темпе, какой был в аудитории, что, в конечном итоге, значительно замедляет процесс обучения.
Не известно сколько продлиться такой формат обучения. Но важно не это.
Главное, стало понятно, что студент, несмотря на его умение обращаться с гаджетами всех мастей, все - таки, не готов у дистанционному формату обучения. Присутствуя в аудитории, он осваивает больший объем информации и практических навыков. Что же делать? Ничего лучше ленинского «учиться, учиться и учиться» пока не придумано.
Главное, сейчас трезво оценить уровень своих знаний и умений, не надо находиться в заповедном мире своих снов, где вы весьма умелы и обладаете высоким уровнем знаний. Как показала практика, умелое обращение с ноутом или компом, непотопляемость на информационных просторах инета не гарантирует освоения материала на требуемом уровне. Важнейшими компетенциями, которыми должен сегодня обладать обучающийся студент, являются те, которые позволяют ему грамотно структурировать материал, представленный в любом формате, и активно реагировать на поставленные вопросы.
Это означает, что студент должен достаточно быстро понять полученное задание, выделить в нем исходный материал и собственно задание. Для дистанционного формата обучения важна стартовая готовность к его освоению, то есть материал занятия студенту надо просмотреть заранее. Такой подход ему практически не знаком, ведь, как правило, думать об учебе раньше, до самоизоляции, студент начинал, когда входил в здание вуза. В этот момент, у него как у собаки Павлова, включался приобретенный инстинкт - «тяга к обучению», вызванный визуализацией окружающей обстановки (плакаты в коридорах института, стенды кафедр, и т.п.). В условиях дистанционного обучения без заблаговременного ознакомления с материалами эффективность занятия сильно падает. Ведь пока файлы с заданиями студенты откроют, пока их прочтут и, главное, вникнут (чему сильно мешает сидящее в голове у многих «ну что там еще, а») проходит немало времени, пара идет. К тому же, если еще задание связано с сопоставлением материалов, тут совсем беда, так как вывести на мониторе одновременно два файла бывает проблемно, учитывая возможности техники и ума студента. А уж для того, чтобы провести нужное сопоставление, требуется значительно больше времени, чем в аудитории.
В результате на подготовительный этап выполнения задания уходит больше времени. Кроме того, коллективное взаимодействие в аудитории значительно повышает градус познания. Ведь можно повернуться, заглянуть к соседу по парте, спросить у него, посоветоваться. В дистанционном формате все это тоже возможно, но значительно медленнее. Пока студент сообразит, какой задать вопрос в группе, пока правильно его озвучит, даже при включенном микрофоне, реакция одногруппников будет замедленной либо по той же причине «а почему я», либо просто по схеме «понимание вопроса-формулирование ответа-озвучка». И на все это уходит много, очень много времени. И преподавательская радость уже заключается в том, что студенты поняли к середине пары, что надо делать.
Начали делать. Формат ничего другого, кроме самостоятельности, не предлагает. Конечно, в это время студенты общаются между собой, используя другие возможности. В конце занятия появляется возможность отследить уровень сделанного, но далеко не у всех, а только у тех студентов, кто пожелает. Наверное, можно жестко требовать, чтобы все включили камеры и показали сделанное, но я не сторонник таких мер.
Сегодняшний уровень моего профессионального преподавательского сознания требует уделять внимание тем студентам, которые активно участвуют в образовательном процессе или, по крайней мере, стараются это делать. А тем, кто этого делать не хочет – внимание уделять по минимуму, то есть, по формальному признаку: выполненное задание в наличие имеется, значит, трояк обеспечен.
Меня всегда огорчала необходимость тратить время на двоечников, остающихся на допсесии, много раз приносящих бестолковые, скаченные из интренета курсовые и т.п. Многие приводят аргумент «оплачено», имея ввиду контрактную форму обучения. В ответ могу сказать, что вуз, его администрация и преподавательский корпус сделали все для того, чтобы студент получил знания на высоком уровне. А вот приложил ли студент соответствующие усилия, чтобы этот уровень знаний получить?
Но час икс однажды наступает – собеседование у работодателя. У нерадивого студента, как правило, перспектив нет, но это его проблема, все люди взрослые.
Активная работа в дистанционном формате на семинаре продолжается с сознательными студентами, они в конечном итоге присылают хорошо выполненные работы. Остальные присылают списанные у них.
Еще одна проблема, которую выявила дистанционная форма обучения – это низкий уровень самоорганизации студентов.
Отчасти это связано с домашней обстановкой, которая этому не способствует. Требование своевременно сдать выполненные работы вообще практически не работает. Ставить двойки за несвоевременность – нерационально (сколько двоек ставить? за каждый пропущенный день? как потом их учесть при выставлении рейтинга по дисциплине?). Если работы, сданные позже срока, не принимать, ставить за них «два», то нарушается принцип самого обучения, да и поправку на дистанционность вроде как надо делать (не все поняли, не сразу сообразили, как делать). Про то, что преподу по окончании курса приходится проверять невероятное количество заданий, сданных не вовремя, я уже не говорю.
Кроме того, в результате дистанционного формата обучения на студентов свалился огромный объем заданий, какого не было раньше, так как возникает масса материала, который студент должен не только изучить самостоятельно, но и продемонстрировать уровень освоения в виде пройденных, тестов, решенных задач и т.п. Студенты жалуются на перегруженность, а это всего лишь результат отсутствия привычки учиться в течение всего дня. Многие после учебы идут в библиотеку, продолжают изучение вопросов, которые были на занятиях? Наверное, такие есть, но мне больше встречаются те, чей объем изучаемого материала ограничивается выполнением домашнего задания, причем, абы как.
В общем, усугубились проблемы, характерные для студенческой жизни, когда отношение к учебе в подавляющем большинстве случаев несерьезное. Дистанционный формат выявил для студентов необходимость приложения усилий в двух направлениях. Первое – экстенсивный – когда надо себя организовать, задуматься о более эффективном распределении своего времени. Второй – интенсивный – просто тупо больше времени уделить учебе.
Конечно, все это актуально для тех, кто имеет желание закончить вуз с набором соответствующих компетенций.
Преподаватель КФУ, пожелавший остаться неизвестным, дабы не обижать своих студентов
Теги: коронавирус образоыание дистанционка
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев