Логотип Идель
Время

Как сохранить бизнес. 12 правил.

Правила есть везде, особенно в бизнесе. Мы собрали для вас в одном месте опыт успешных бизнесменов, которые поделились им в сети.

Правила есть везде, особенно в бизнесе. Мы собрали для вас в одном месте опыт успешных бизнесменов, которые поделились им в сети. 

Российская культура ведения бизнеса пока не сформирована до нужного уровня, такого как, например, в Англии или Европе, где строго придерживаются правил игры. Возможно, именно поэтому импортному бизнесу – и крупному, и мелкому – удается долго держаться на плаву. Во всяком случае, по сравнению с российскими проектами, которые зачастую реализуются исключительно вопреки общепринятым нормам, а не в соответствии с ними.

#правилабизнеса

1. Все есть система – и бизнес, и предприятие

Это правило пришло из системной математики. Любая система имеет свое начало, зарождается, развивается, может пребывать в стагнации, а потом уж прекращает свое существование. Но базовое правило системной математики гласит: нет ничего вечного. Не вечна даже Вселенная, что уж говорить о наших продуктах и бизнесе в том числе. Какие-то компании открываются, какие-то закрываются. Даже у таких крупных игроков, как сетевой фастфуд или производители популярного программного обеспечения, тоже возможны ситуации, когда они могут прекратить свое существование. Безусловно, это мощные бренды, мощные организации. Но и они не вечны. И это надо понимать! Если вы думаете, что не может быть системного управления, то это большая ошибка. Только выстроив организацию, можно достичь результата. Бизнес — это не игра одиночки. Если человек все делает сам, все контролирует сам, за все отвечает сам, он надрывается, быстро истощается и вынужден в результате уйти из бизнеса.

Только система – выход из любой ситуации. У вас плохие продажи – постройте систему отдела продаж. У вас страдает продуктовая линейка – поработайте над этим системно. Проблема с персоналом – ответьте себе на вопросы: как у вас выстроена система набора людей, какая у вас кадровая служба, есть ли у вас такое понятие, как кадровый резерв и по какой схеме вы его формируете? 

2. Если организация стремится тратить больше, чем способна зарабатывать – это провал

Без понимания этого правила не только организации, но и целые государства летят в тартарары, получают внешнее управление и становятся зависимыми.

Так же рушатся и крутые проекты. Как только вы увидели, что вы тратите больше, чем зарабатываете, знайте: это путь в никуда. Первый «звоночек» прозвенел, если вы обратились в банк, потому что у вас не хватает средств, чтобы решить какие-то свои вопросы. Потом наступает формат закредитованности, и вся деятельность ведётся ради обеспечения выплаты процентов. Если вы берете источники извне, то, скорее всего, вы нарушили этот принцип. Если организация живет не по средствам, то понятно, какой будет итог.

Ошибки, кстати, не всегда выражаются в прямых финансовых тратах: это могут быть и лишние рабочие места. Но об этом в другом пункте, ниже. Предприниматель всегда должен ограничивать траты своей организации.

3. Ограничение трат организации, или лимитирование, должно быть всегда

Вы должны определять, «на что вы расходуете деньги, что можно, а что – нельзя», и управлять этим процессом. То есть мы четко понимаем, что такое бюджетирование. Если ваша организация стремится тратить больше, чем может себе позволить, ставьте лимиты или отдавайте себе отчет, какое будущее вас ждет.

Переходим к следующему правилу, ведь компания не должна стоять на месте. Она должна развиваться.

4. Резерв организации должен формироваться на постоянной основе

Давайте посмотрим на примере Российской Федерации. Когда правил Ельцин, у нас не было резервов: деньги брались у компаний (частное финансирование) или у других государств, были государственные казначейские организации, этакая пирамида. А при Путине появляется Резервный фонд РФ. И именно он позволил нам пережить кризис и серьезные экономические ситуации, которые нам навязываются другими государствами.

Если у организации нет резервов, она всегда находится на грани фола. В жизни у руководителя всегда много важных, экстренных моментов: нужно заплатить за проект важному сотруднику или срочно создать новый отдел продажников и так далее. И тогда он начинает пробуксовывать. Некоторые откладывают на резерв 2-3 % от прибыли, но, на самом деле, этого очень недостаточно. Кроме того, именно из резерва производятся новые продукты, проекты, инвестиционные направления.

5. Доход организации определяется только тем, сколько она должна иметь для нормального функционирования и нормальной жизнедеятельности

Доход – это те деньги, на которые существует организация, без резервов и выплат учредителям. Сюда входит и заработная плата, и премиальный фонд. А не все деньги, не вал, который к вам приходит.

6. Расход определяется не тем, сколько нужно организации для существования, а тем, сколько реальных денег у нее на счетах

Если вы не понимаете этой простой истины, тогда вопрос о том, когда на ваши счета будет наложен арест, – это вопрос времени. При этом не важен уровень: маленькая или большая компания, средняя фирма или транснациональная корпорация, или даже государство как большая структура-организация.

Иногда люди в эйфории начинают жить с оборотки. Простой пример: есть тренинговая компания, которой клиенты заплатили за тренинг, он будет только через три месяца. Вместо того чтобы заморозить эти деньги, или перевести в операционные расходы, или пустить дальше в оборот, люди начинают их «проедать». А ведь могут быть возвраты, претензии по закону прав потребителей, человек просто может не прийти по личным обстоятельствам.

7. Финансовое управление, а тем более прибыль, не может строиться только исходя из экономии

Как только руководитель начинает брать из оборотных средств и не возвращать их обратно, «проедать» кредиторскую задолженность, перекидывать их в другие проекты, расходовать на обеспечение жизнедеятельности компании, то рано или поздно приходят экономические трудности. И тогда все попытки создать прибыль строится только на экономии. И тогда директор начинает экономить. И на чем, как вы думаете? На сотрудниках!

8. Основа прибыли – продажи!

Произвести можно что угодно, а вот попробуйте продать. Недавно вернувшийся из Кремниевой долины США Герман Греф заявил: «Сейчас нет такого понятия, как конкуренция. Она есть только в одном: в системах управления!» Любой гаджет или автомобиль устаревает моментально, а ничего в большом формате еще не создано. О чем идет речь? Дело в том, что, как только мы что-то произнесли, родили какую-то идею, в Китае ее уже реализовали.

Вы выживете, если будете развивать системы (производства, продвижения, предложения, представления продукта), но в первую очередь систему маркетинга. Люди все одинаковые: все хотят знать, насколько хорош именно ваш продукт. Так что деньги нужно вкладывать в продвижение, товарная конкуренция прекратила свое существование. Если нет сильного маркетинга, никто о вас не узнает. Повторюсь: произвести можно все, что угодно, китайцы производят все. Попробуйте продать!

9. Часто люди платят не за результат, а за процедуру

Ваш отдел маркетинга работает из рук вон плохо? Тогда это правило для вас. А как вообще работают ваши сотрудники? Нередко в фирмах встречаются не очень понятные люди, которые делают непонятно что и выдают непонятный результат, а чаще всего – вообще никакого. Зато начальник говорит: это мой друг, сват, брат. Собственник делает только одно: покупает сотрудника, создает рабочее место. Он меняет его работу на деньги. И если эта работа четко не описана, не регламентирована, не выстроено четкое ТЗ и сроки исполнения, то ее результат не понятен: не очень понятно, за что вы платите. Так что вновь вспомним первое правило о системе и занимаемся администрированием!

Кстати, вот тут возникает еще одна интересная вещь. Часто говорят: «Организация должна быть закрытой». Нет, это не так. Есть такое правило менеджмента: если ты не можешь купить эту услугу в своей организации, купи ее на стороне. Это те же деньги! Иногда это даже дешевле, чем держать штатного сотрудника.

Повторюсь: зарплата сотрудникам – только за результат.

10. Собственник должен работать не в бизнесе, а над системами бизнеса

И последнее правило. Это самая страшная ошибка собственника. Собственник работает вместе, а иногда и вместо своих сотрудников.

Собственник не работает изнутри. Он создает бизнес-систему: систему маркетинга, производства, контроля качества, администрирования. Он управляет и организовывает. А все остальное должны делать другие люди. Если в вашей команде по-другому, вы совершаете ошибку. Если вы начнете делать все за всех, то результат будет нулевой. Сотрудники будут смотреть на вас как на человека, который делает их работу да  еще и платит им за это.

11. Ключевое правило эффективности – это скорость реализации проектов или задач

Есть с точки зрения бизнеса такой принцип, как эффективность. Многие говорят: мы готовы работать на результат, но он будет через год. Не получится. Время стремительно сокращается. Раньше, может быть, так и можно было действовать, но сегодня вас обгонят люди, у которых выстроена система бизнеса.

12. Собственник бизнеса сначала платит себе, а потом всем остальным

Часто бывает так: собственник платит аренду, платит зарплату сотрудникам, а на свои нужды берет ссуду: «Пойду-ка я в банк, перекредитуюсь, а вдруг мне на Гаити-Таити или на что-то еще понадобится!» Какая у вас будет мотивация, если все вокруг счастливы, а вы опять думаете, где взять деньги на отдых, на решение личных дел, на родных и близких? Итог: состояние стресса и фрустрации.

Речь не о том, что не надо платить зарплаты. Но вспоминаем правило «доходы-расходы». Все то, что не входит в них, в эти два понятия, должно автоматом уходить собственнику. Почему? Потому что он создал это предприятие, эти рабочие места.

И люди должны быть благодарны за то, что они работают на этом предприятии, в этих условиях, за то, что он вкладывает в их развитие. Если вы нарушаете это правило, сотрудники тоже не будут видеть в вас управленца, топ-менеджера, собственника. Не совершайте эту ошибку никогда: ни в стрессе, ни в радости, ни в депрессии, ни в эйфории!
 
Те, кто нарушал хотя бы одно из этих правил, так или иначе оставались без предприятий, представали перед судом, уходили в минус. Казалось бы,  какие простые законы: бери, выполняй и процветай!

Вы можете с этим соглашаться, можете не соглашаться. Но это базовые правила, без которых нереально построить крепкий, долгосрочный, приносящий прибыль бизнес.
 

 

фото Рамиля Гали

 

Теги: словарь бизнес-терминов, бизнес татарстана, казань, стартап, стартап журнал "Идель"

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев