Логотип Идель
Время

Как стать успешным стартапером, или Один в поле не воин

На самом ли деле можно быть молодым да ранним? Можно ли в 20 лет с нуля начать свой бизнес, не прогореть, разбогатеть, а заодно и принести пользу обществу? Это вопросы из области фантастики или из реальной жизни? Заместитель председателя Торгово-промышленной палаты РТ по стратегическому развитию ЕЛЕНА АГЕЕВА уверена, что сказка в этом плане давно стала былью.

На самом ли деле можно быть молодым да ранним? Можно ли в 20 лет с нуля начать свой бизнес, не прогореть, разбогатеть, а заодно и принести пользу обществу? Это вопросы из области фантастики или из реальной жизни? Заместитель председателя Торгово-промышленной палаты РТ по стратегическому развитию ЕЛЕНА АГЕЕВА уверена, что сказка в этом плане давно стала былью. 

– родилась в Казани;
 – окончила школу №18; 
– поступила в КФУ на юридический и экономический факультеты, через три года перевелась на заочную форму обучения, так как отправилась на учебу в Англию; 
–  в Лондоне училась в David Game College, затем окончила бакалавриат по направлению «Банки и международные финансы» в City, University of London;
 – в Лондоне получила докторскую степень (PhD) в области бизнес-менеджмента и маркетинга; 
– во время учебы возглавляла молодёжное направление татаро-башкирского сообщества Лондона; 
– в 2018 году вернулась в Казань; 
– сейчас – заместитель председателя Торгово-промышленной палаты РТ по стратегическому развитию. 
– Руководитель проекта, идейный вдохновитель «100 лидеров – Татарстан будущего»; 
– читает лекции по маркетингу в Казанском федеральном университете; 
– жизненный принцип – «Развивая, сохраняй».


В последнее время Татарстан позиционирует себя как устойчивая площадка для успешных стартапов. Принято считать, что в республике созданы благоприятные условия для молодых, начинающих бизнесменов, причем в самых разных социально-экономических отраслях. По мнению заместителя председателя Торгово-промышленной палаты РТ по стратегическом развитию Елены Агеевой, стартап сегодня не просто новомодное явление, а один из самых востребованных инструментов для самореализации молодых. 

Государство очень серьезно относится к предпринимательской деятельности своих граждан, хотя иногда и возникает противоположное мнение.

 Судите сами: в республике, например, существует целый ряд поддерживающих мер, разработано несколько целевых программ, предназначенных не только для молодых стартаперов, но и опытным бизнесменам, которые продолжают нуждаться в консультациях, обучающих проектах и которые живут и работают по принципу: «Нет предела совершенству». 

Например, начинающий предприниматель вполне может рассчитывать на субсидии от Центра занятости: есть специальная программа Минэкономики РТ по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству. Именно в рамках этой программы центр занятости населения и оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела. Правда, есть нюанс: для ее получения нужно иметь официальный статус безработного. 

Все большую популярность обретает такая форма помощи, как участие в грантах – а их сейчас большое количество  чуть ли не при любом ведомстве. С информацией о ведомственных грантах все просто: она есть на сайте каждого министерства. 

А вот, в частности, на сайте Министерства экономики Татарстана существует целый раздел «Государственная поддержка», который состоит из 10 пунктов, обозначающих форму помощи бизнесу от государства. К слову, каждый год приоритеты в политике помощи бизнесу смещаются. В этом году в Татарстане принято решение делать ставку на туристическую отрасль. А значит, проекты, напрямую касающиеся развития этой сферы, и могут рассчитывать на существенную финансовую и консультационную помощь. Ростуризм ежегодно получает субсидии на гранты, которые затем распределяет среди предпринимателей на основе их заявок. Максимальная сумма такого гранта составляет 3 млн руб. 

Есть федеральные программы, например «Поддержка самозанятых», «Программы Минсельхоза России», а есть исключительно региональные, татарстанские, проекты, попасть в которые не так уж сложно. Здесь, и правда, главное – желание.
С тем, что искреннее желание, оно же идея, упакованная в проект, является своеобразным двигателем в стартапе, согласна и Елена Агеева, отвечающая в Торгово-промышленной палате республики за стратегическое развитие.

Елена Агеева не просто целеустремленный человек. Она говорит в одном интервью: «У меня с детства нет такого: нравится-не нравится. У меня стоит задача – я ее сделаю». 

– Я прожила в Англии, в Лондоне, 12 лет. Училась сначала в David Game College, после которого поступила в City, University of London. Я себе создала  режим с кучей дополнительных занятий. И делала все, чтобы изучить то, что не понимала изначально. Мне нужны были твердые знания. Я учила и применяла, учила и применяла.Таким образом, и сама стала сильнее, и создала себе сильное окружение. Я с уверенностью могу сказать, что знания лишними никогда не бывают, тем более, если это знания по выбранному направлению. Как в случае с участниками наших проектов. 

Сегодня для Елены Шамильевны стоит задача  существенно облегчить условия для предпринимателей родного Татарстана, чтобы укреплять положительный деловой имидж и республики, и страны. А в том же интервью Агеева заявила: «Я считаю, что мы Татарстаном улучшаем бренд России». Так ли это?

- Елена Шамильевна, как, по-Вашему, чувствуют себя в Татарстане начинающие бизнесмены – уверенно, на драйве или работают по принципу «вдруг повезет»?

– Мы в ТПП РТ за 2020 год получили свыше 11 тысяч обращений. У некоторых из обратившихся к нам были сложности с началом бизнеса, его ведением. Но предприниматели отличаются тем, что умеют предпринимать, у них стратегическое мышление, они умеют действовать в самых непростых условиях. В нашей республике работают и на драйве, и с поддержкой со стороны правительства. Субсидии, гранты, конкурсы, льготные кредиты – это все хорошее подспорье для любого бизнеса, для любого стартапа. Но надо изучать, надо знать, как и где их получить, как правильно оформить документацию. Вот здесь на помощь приходят такие бизнес-объединения, как Торгово-промышленная палата, где есть полный комплекс услуг для предпринимателей и возможности для выхода на рынки России и мира, есть правовой центр, пресс-центр с возможностью информационного сопровождения, гильдия переводчиков, отдел сертификации и товара и другие.

- Насколько стартап как явление популярен у молодежи в Татарстане?

– Мне кажется, слово «стартап» уже стало одним из постоянных слов, которое молодые люди употребляют в своем сообществе. А это значит, что стартап можно признать именно явлением, которое прижилось в республике. Многие из молодежи сейчас ориентированы на создание своих собственных стартапов. В эпоху диджитализации уже с юношеского возраста они придумывают разные варианты решения самореализации для того, чтобы была возможность ловить хайп. Мы это видим в Инстаграм, популярных соцсетях, Тик Токе. Стартап сегодня стал одним из наиболее востребованных инструментов для многих, даже крупных промышленных предприятий. С помощью него ребята могут выдать идеи по модернизации существующих площадок, улучшению конкретных направлений или вообще придумать абсолютно новое, связанное с самым популярным направлением – созданием соцсетей, мессенджеров. И это позволяет не просто зарабатывать деньги, а дает возможность для самореализации и даже, возможно, самоутверждения. Возраст 18-35 – самое время для того, чтобы творить, придумывать, внедрять, учиться и развиваться, пробовать, ошибаться – и идти дальше.

- Что дает стартап обществу? 

– Для государства стартапы являются формой поддержки общества. Чем больше люди слышат о том, что стартапы выстреливают, тем больше популярность у этого направления. И, безусловно, стартап – это один из способов решения проблем с безработицей: молодые ребята уже в юношеском возрасте могут рассчитывать, что в будущем они смогут быть полноценными предпринимателями. Если конкретный вид предпринимательства соответствует созданию новых рабочих мест, то разработчики таких стартапов особенно востребованны. К таким можно отнести проекты в аграрной сфере, образовании и, конечно, любом производстве. В России сейчас около 300 000 разработчиков проектов, а рынок труда требует порядка 1 000 000. Но здесь уместно сказать и о существенном дефиците специалистов некоторых областей и, значит, соответствующих стартапов. Сегодня, как ни странно, в стране острая нехватка айтишников. В марте в Иннополисе прошел IT-съезд, в котором принял участие вице-премьер России Дмитрий Чернышенко. Он с высокой трибуны заявил, что в нашей стране в топ-10 наиболее высокооплачиваемых специалистов входят айтишники, обладающие навыками в сфере работы с данными, машинного обучения, архитекторы приложений и так далее. То есть на них есть спрос, есть кому и где их готовить, но текущий дефицит только по IT-специальностям в стране составляет, по разным подсчетам, от 700 тыс. до 1 млн человек. 

По данным известного сайта для поиска работы и сотрудников, в России в IT-сфере наблюдается низкий уровень конкуренции. Представьте: менее двух (1,7) резюме на одну вакансию! При среднем уровне конкуренции нормой считается 5-6 резюме на вакансию. Это говорит о дефиците кадров в данной области, несмотря на, казалось бы, бурное ее развитие. С начала года более 70 тыс. российских соискателей создали или обновили резюме в профобласти «ИТ, телеком» по специализации «Программирование, разработка». Вместе с тем работодатели опубликовали более 66 тыс. вакансий в данной специализации. 

Все стартапы требуют организации, привлечения человеческих ресурсов для того, чтобы была возможность развить проект в дальнейшем. Со стороны государства есть внимание к развитию этого явления: мы видим, как в IT-парках, различных фондах выделяются средства для поддержки новых идей, проектов, в том числе социальных. Например, в Татарстане не просто существуют и развиваются, но и пользуются большой популярностью такие проекты, как «Фабрика предпринимательства», «Мама-предприниматель», грантовые конкурсы, которые организуют и проводят наши министерства.

- Есть ли у нас в республике условия для начала своего дела?

– В Татарстане существует множество молодежных площадок для реализации своих идей. Активно работает Иннополис, где предпочтение отдается по понятным причинам IT-стартапам. В Казани действует Коворкинг  IT-парк в казанском Ай-Ти парке, Фонд развития интернет-инициатив, инновационно-производственный парк «Идея», технополис «Химград», Бизнес-инкубатор технопарка в сфере высоких технологий «ИТ-Парк» и многие другие.

 Мы наблюдаем, как правительством республики организуется значительное количество проектов, помогающих повысить софт и хард скиллы, диджитал скиллс. ТПП играет в этом процессе огромную роль. И здесь сейчас собирается банк инвестиционных перспективных проектов молодых предпринимателей. Мы работаем над тем, чтобы подбирать для молодежи, для авторов этих проектов, наставников из числа опытных предпринимателей, желающих курировать молодежь на добровольной основе. Именно таким образом бизнесмены помогут молодым развивать и масштабировать их стартапы. Этот проект запущен Торгово-промышленной палатой РТ, мы с ним только недавно стартовали. Здесь нет официально расписанного бюджета потому, что этот проект – как копилка с разными идеями. А потом неожиданно – и находится тот, кому именно такой проект нужен. Например, есть проект цифровизации и проект по увеличению популяции животных (в аграрной сфере). И, благодаря нам, разработчики этих двух проектов находят друг друга. У нас нет бюджетных средств, но у нас есть свои отлаженные коммуникации, и мы можем помочь одним найти других, для того чтобы запустить свой индивидуальный стартап.

- «100 лидеров – Татарстан будущего» - как попасть в этот проект?

– Масштабный проект «100 лидеров – Татарстан будущего» мы запустили в 2020 году. И назвали его так в честь исторической даты – 100-летия со дня образования ТАССР. И это название так и закрепилось, ведь наша история – это наш фундамент, и молодое поколение должно знать свою историю. У меня во всем принцип: развивая, сохраняй. И в этом проекте этот принцип тоже нашел свое отражение. 

В проекте мы объединяем идейных, креативных, целеустремленных молодых, которые хотят учиться быть предпринимателями. У них есть пыл, есть свои стартапы, они по-хорошему жаждут до знаний, и мы эти знания даем. Причем обучаем тем самым скиллам, о которых я говорила выше, совершенно бесплатно. Еще и приз вручаем самым талантливым! Если двигаться по пунктам, то схема участия в этой программе такая: сначала мы объявляем регистрацию участников, затем из числа зарегистрировавшихся эксперты в ходе собеседования выбирают лучшую сотню. В 2020 году, например, на конкурс заявились свыше 350 человек. И только 100 прошли. Дальше ребята работают в командах. К слову, командообразование, то есть умение работать в команде, а не строго индивидуально, – это основа любого бизнеса. Как известно, один в поле не воин.  

- В рамках конкурса ТПП проводится обучение основам грамотного построения и ведения своего бизнеса. Можете ли Вы сейчас сказать, что эта учеба эффективна, что конкурсанты не только хорошо усваивают теорию, но и успешно ее применяют на практике? 

– Ребят в ТПП учат всему – от правильного построения бизнес-плана до ораторского искусства. Это мощный бизнес-интенсив с именитыми бизнес-тренерами, экспертами, состоявшимися предпринимателями. Участники «100 лидеров – Татарстан будущего» учатся, работают над проектами и выводят их на mvp. (минимально жизнеспособный продукт, первичное решение, которое уже удовлетворяет потребность). В новом сезоне планируется наставничество из экспертов министерств и ведомств, действующих предпринимателей и участников прошлого сезона. А в прошлом сезоне у нас наставничеством занимались предприниматели. Но для проектов – победителей ТПП РТ – в роли наставников выступили эксперты палаты: они всегда с нами на связи, мы до сих пор им помогаем при необходимости. Кто будет вести ребят в этом году, мы пока еще определяемся. Хотя уже 112 (09.03.2021) человек зарегистрировались на новый сезон «100 лидеров – Татарстан будущего». В рамках реализации этого проекта нынче мы собираемся организовывать для участников выездные мероприятия на инновационные площадки и предприятия республики.

- На что жюри обращает внимание в первую очередь при конкурсном отборе стартапов: на малозатратность проекта, возможность оперативной реализации, перспективность, масштабность, оригинальность? 

– При отборе все проходят собеседование. Эксперты – это предприниматели, представители Торгово-промышленной палаты, министерств, ведомств, бизнес-объединений, общественных организаций. Обращают внимание на идейность участника, на целеустремленность, на желание двигаться вперед и работать в команде. У него может не быть готового проекта, но есть идея. И именно работа в команде поможет реализовать ее. Ведь среди наших участников и айтишники, и специалисты в области сельского хозяйства, и студенты – маркетологи. Их много, и они все разные. Но при этом каждый из них имеет сильную сторону, а потому они могут дополнять друг друга. 

- В каком направлении стартапы выстреливают лучше всего? Какая область самая перспективная – IT, общепит, дизайн, аграрный сектор, что-то другое?

– В первом сезоне у нас было пять направлений: сельское хозяйство, спорт и ЗОЖ,  IT-сфера, промышленность, образование. И в каждом из направлений были социально  ориентированные проекты. Из-за высокого уровня проектов мы увеличили число победителей, и по 100 тыс. руб. получили не пять, а семь проектов: 

• «iRemember» – социально значимый проект по всемирной цифровизации кладбищ и мест захоронений; 

• «Цель» – органайзер для предпринимателей для достижения целей; 

• «Робототехника для детей с ОВЗ» – привлечение детей с ОВЗ к научно-техническому творчеству и профессиональной ориентации в сфере  IT с возможностью дальнейшего трудоустройства в  IT-компании; 

• «Ufine» – сервис по управлению здоровьем пользователей на основе индивидуальных скринингов и трекинга показателей здоровья; 

• «Детские площадки» – приведение детских площадок к нормативному техническому состоянию; 

• «Онлайн бизнес образование в сфере сельского хозяйства» – образовательный курс, который включает в себя лекции действующих предпринимателей и экспертов отрасли, рассказывающих обо всех этапах создания локальных кейсов реализации бизнес-идей; 

• «Anybe» – онлайн-платформа для подписки, покупки, аренды технологического оборудования (трансформировались в веб-дизайн и digital-разработку).

Каждый из этих проектов сейчас на реализации. Для старта и реализации в Татарстане нельзя выделить ту или иную область или сферу. У нас социально значимые стартапы, которые принесут пользу людям, республике и экономике страны, как правило, всегда находят отклик: производство ли черной икры, экотуризм или частный детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья, обслуживание детских площадок.

- Следите ли Вы за развитием победителей конкурса? Возможно, продолжаете помогать им на уровне консультаций? 

– И мы за ними следим, и они за нами (улыбается). Мало того, именно участники первого сезона подтолкнули меня к тому, чтобы запустить второй. Первый сезон завершился, а ребята не разошлись кто куда, они стали вместе реализовывать проекты. Они сумели дополнить друг друга и еще больше усилить командную работу. Проект «100 лидеров – Татарстан будущего» стал не просто конкурсом, где есть участники и победители. Он масштабировался до сообщества. И по откликам этих креативных стартаперов мы увидели, что у них появилось желание творить, реализовывать все идеи в родных стенах, потому что они понимают, что здесь их готовы поддержать, здесь им готовы что-то предложить, готовы помочь реализовать их идеи. И я понимаю, насколько это важно, потому что в свое время я сама вернулась в Татарстан из Англии, где прожила 12 лет. Могла и остаться в той стране, но вернулась на родину.

- Какие перспективы у стартапа в Татарстане? Уже сейчас некоторые проекты вышли на федеральный уровень. Что дальше? 

– Дальше все максимально просто. В случае, если у стартапа есть перспективы, у него есть положительные решения, то он выходит на международный рынок. В пример можно привести нашу казанскую компанию, которая составила успешную конкуренцию раскрученным и популярным торговым онлайн-площадкам. Находится она на территории Иннополиса. Этот стартап молодые ребята начали с идеи создания простого аналога. А сегодня это уже один из передовых маркетплейсов по доставке продуктов и товаров. Мы видим и положительную динамику выхода компании на федеральный рынок, а значит, и международный уровень не за горами.
 фото из личного архива 

Теги: словарь бизнес-терминов, бизнес татарстана, казань, стартап, стартап журнал "Идель"

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев