Логотип Идель
Время

Марат Сафаров. Казанская Магдалина

Город Магдалина познавала с карандашом в руках – бродила по казанским улицам, рисовала башни Кремля, силуэты особняков и храмов, заглядывала в колоритные татарские слободы. Мавровская прожила 98 лет – и большую часть из них посвятила искусству.

Магдалина Константиновна Мавровская (1914-2012) была современницей для нескольких поколений казанских художников. И всегда оставалась актуальной для ценителей её работ. 98 лет прожитых лет, из которых большая часть посвящена искусству. Запечатлев виды старой Казани, обращаясь к литературным сюжетам, Магдалина Мавровская не поддавалась конъюнктуре, а работала лишь по велению души. Успех связан и с удачно выбранной ею графикой, становлению которой в Татарстане она посвятила жизнь.  Хотя были и красочные акварели, именно черно-белые графические работы, мастерски передающие пейзажи, героев, облики улиц определили особое значение Магдалины Мавровской в искусстве.

Признание сопутствовало Магдалине Мавровской всегда. Семь персональных  выставок; одна из наиболее масштабных прошла в 1984 году.  В 2014 году, к 100-летию художницы состоялась ретроспектива её работ в Национальной художественной галерее «Хазинэ. В фондах Государственного музея изобразительных искусств РТ хранится около 170 графических листов, представляющие различные темы и периоды её творчества. Работы Мавровской изучают, бережно собран и издан каталог недавней выставки. 
Век Магдалины Мавровской хорошо исследован, искусствоведам и историкам искусства известны основные вехи её пути. 


Начало - в семье православного священника, благодаря чему и получила девочка редкое библейское имя мироносицы Магдалины. На Урале, в селе Маминское Шадринского уезда Пермской губернии (ныне Свердловской области) и родилась весной 1914 года будущая художница. Здесь стоит особо сказать об отце  - Константине Александровиче Мавровском, окончившем Пермскую духовную академию. Его однокурсником по академии был знаменитый уральский сказочник Павел Петрович Бажов. После окончания академии Мавровский и Бажов преподавали в епархиальном духовном училище, где готовили учительниц начальных классов. Мавровский учил Закону Божьему, Бажов – русскому языку.  Весь уклад  просвещенного провинциального духовенства, привычка к чтению, красота уральской природы определили судьбу Магдалины. 


… Репрессии против духовенства не обошли стороной Мавровских. Несколько лет Константин Александрович провёл в лагерях, а после чудесного (но еще не столь редкого для начала 30-х гг.) освобождения с семьей перебирается в Казань. 


Город Магдалина познавала с карандашом в руках – бродила по казанским улицам, рисовала башни Кремля, силуэты особняков и храмов, заглядывала в колоритные татарские слободы. Из впечатлений ранней юности появится много лет спустя её уникальный цикл «Казань в недалеком прошлом» («Старая Казань», 1987), среди которого подлинный графический шедевр «Федоровский монастырь». 
Все закономерно и Магдалина Мавровская поступает в Татарский техникум искусств (ныне Казанское художественное училище имени Н. И. Фешина). В реалиях соцреализма она не затерялась, как и нашла свое особое место среди целой плеяды казанских художников-ровесников. С военного 1942 года Мавровская  - постоянный участник выставок ТАССР, а потом и зональных, и всероссийских.

Были замечательные акварельные натюрморты, портреты Марины Цветаевой, кавалерист-девицы Надежды Дуровой и даже Фиделя Кастро, но главными для Магдалины Мавровской оставались тихие графические серии. Уже упомянутая выше «Казань в недалеком прошлом», пейзажная серия рисунков «Абрамцево», «Булгары», «Башни Казанского Кремля».

Были серии, навеянные временем и идеологией - «Деревня Кокушкино — место первой ссылки В. И. Ульянова-Ленина» или серия офортов «По местам боёв Азинской дивизии». Но и они выполнены мастерски, без тени принуждения и поспешности. 
Магдалину Константиновну хорошо знали и любили в казанских литературных музеях. Её акварельные работы, посвященные толстовским местам Казани, были созданы еще в начале 1950-х гг. и имели большой успех. 

Но главными стали Тукай и Горький. К их образам и произведениям Магдалина Мавровская возвращалась в течение всей жизни. Пейзажи родникового Заказанья, где художница подолгу жила, проникаясь миром и бытом татарской деревни, серии «Тукай в детстве», «Юность Тукая», портрет «Последняя весна» - все это стало частью богатой традиции восприятия художниками образа поэта.

… «Физически я родился в Нижнем Новгороде. Но духовно – в Казани. Казань – любимейший из моих «университетов», – эти слова Горького стали путеводными в творчестве художницы. Без имени Магдалины Мавровской нельзя представить и историю Литературно-мемориального музея А. М. Горького в Казани – недавно обновленного и привлекающего туристов со всего света. В 1944-53 гг. Мавровская работала здесь художником-оформителем и участвовала в создании нескольких заметных в послевоенной Казани выставок. Дружба с горьковским музеем не прекращалась в течение всей жизни, многие её работы находятся в фондах. Здание музея оставалось для Мавровской родным домом до конца жизни. В 1981 году здесь прошла выставка её работ. 

Магдалине Константиновне посчастливилось застать еще людей знавших Горького, включая его современника по казанской жизни, хозяина пекарни, у которого работал Алеша Пешков в 1886–1887 гг. Андрея Степановича Деренкова. Знала она и жену Горького Екатерину Павловну Пешкову, дочь Шаляпина – Ирину Федоровну Шаляпину. Беседы с ними помогали глубже понять казанский период жизни Горького, определили её художественные интересы на долгие годы.

Работы, посвященные Горькому и его произведениям, создавались в разные времена. «Встреча Маши Деренковой с Алексеем Пешковым»  - еще в 1945 году; через год появятся иллюстрации к пьесе «На дне», к повести «Мои университеты»; в первой половине 1950-х гг. – к рассказам «Коновалов»,  «По Руси (Молодой Горький)». Через много лет сложится ценнейшая графическая серия «Горьковские места в Казани» (1976–79). Это офорты: «Старая пристань, где Алексей Пешков работал грузчиком», «Подвал-пекарня», «Ночлежка на бывшей Мокрой улице», «Сад генеральши Корнэ», «Развалины бывшего стекольного завода», «Казанский университет» и др. листы.

Но для читателей журнала «Идель» мы напомним (или быть может,  впервые покажем) любопытные работы из другой горьковской серии Магдалины Мавровской - «Образы татар в произведениях М. Горького» (1958–59). Немного позднее (в 1961-62 году)  Мавровская вернётся к этой теме в новом техническом исполнении: «Ибрагим», «Сторож Али Юнусов», «Хаби»  и другие. Обратите внимание, как точно показан художницей джадидский образ Юнуса Сабитова, читающего газету, из горьковского  «Евграфа Букеева» - одного из набросков будущей пьесы «Егор Булычов и другие»!  

В одно время с ней творили большие казанские художники. Только если вспомнить графиков – мастер книжной иллюстрации Байназар Альменов; недавно ушедшая Ирина Колмогорцева, чьи тукаевские работы давно признаны и любимы в республике; Татьяна Андреевна Зуева и другие авторы. 

Магдалина Мавровская среди них – часть истории художественного процесса Татарстана XX века, и отдельно – негаснущая величина, чьи работы привлекают людей вновь и вновь, дарят тепло, учат понимать культуру и родной город. 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев