• Вдохновленные традициями Татарстана

Казанский алхимик: пластилин – в деньги

Однажды он увлекся пластилиновой анимацией. Увлекся по-настоящему, профессионально. И сегодня Игорь Белоус – самозанятый преподаватель и аниматор в стиле stop-motion. Он не только создает авторские работы, но и учит этому искусству других.

Несмотря на свой возраст, Игорь успел поработать во многих отраслях. И все-таки выбрал свой собственный путь – творчество. Он ушел в анимацию. И не простую, а пластилиновую. И нашел заинтересованных в его деятельности людей, сподвижников.

 «Я – учитель анимации. Занимаюсь созданием мультфильмов, поздравительных роликов, а также обучаю базовым основам анимирования».

Пластилин – это свобода в создании любых персонажей и различных миров. Это Игорь понял уже в детстве, когда, как все, лепил из пластилина все, что приходило в голову. Он с огромным удовольствием развлекался с пластилином, лепя различных героев.

И сегодня он утверждает, что талант для него – все лишь слово, а все, что необходимо для реализации своих желаний, – только кропотливая работа. 

По его мнению, таланта как такового не существует. Есть только труд и усердие. А мастер – это тот, кто способен к каждодневному труду, постоянным усилиям над собой и, конечно, подпитке особого интереса к работе.

Главной особенностью его творчества является стоп-моушн. Stop motion – это перемещение в кадре неживых предметов, из которых получается анимационное видео. 

 «Я занимаюсь анимацией, где есть покадровая анимация. То есть ты часами занимаешься чем-то очень мелким. Потихоньку перемещаешь и фотографируешь. Для такой работы нужно очень много терпения, тем более, что все это повторяется много раз. Кроме того, во время съемки учитывается множество факторов – от ветра до настроения персонажа».

Сам стоп-моушн как вид искусства крайне эксклюзивен: не каждый человек интересуется этим. Поэтому Игорь был очень удивлен, когда после карантина начали поступать звонки с просьбой создать ту или иную анимацию. Одна из работ, например, стоила заказчику 15 тыс. рублей. Начали поступать и предложения заняться обучением детей искусству пластилиновой анимации. Кроме того, что это интересно, такая работа позволяет достойно зарабатывать и, а это сегодня немаловажно, выстраивать собственный график занятости. 

Пластилиновой анимацией заниматься может практически любой. По словам Игоря, для съемок такого видео нужны всего лишь телефон и подставка. А для более серьезных авторов – ноутбук и камера. Желательно еще две лампы рассеянного света. И всё, работа уже будет казаться авторской. Свет очень важен: пока снимаешь, ты становишься оператором по свету и начинаешь понимать, где надо красиво показать в тени персонажа, а где ярче или контрастнее. Каждый может стать и сценаристом, и монтажером – такие узкие специалисты всегда востребованны. Персонажи создаются в зависимости от задачи. 

 «Если нужен персонаж-боевик или герой, то его лепим отдельно. Стараемся создавать тело, похожее на человеческое, или антропоморфное, как в компьютерной игре Warhammer 40000. Если делается персонаж для юмористического видео, например, то делается пузатенький чувачок. Происходит очень интересная вещь: когда ты начинаешь анимировать какого-то персонажа, он тебе сам рассказывает, как он должен двигаться в зависимости от строения тела, длины рук или ног. По его характеру ты понимаешь, как он будет себя вести, если, например, у него что-то случится, как он будет реагировать и так далее. И ты как будто вживаешься в эту роль. 

Работа в том и заключается, чтобы оживить пластилин, увидеть душу в простой кукле и создать иллюзию живого персонажа, чтобы другие люди удивились». 

Реклама

Помимо того, что Игорь создает авторские фильмы, он обучает этому других. Его образовательная программа рассчитана на три группы: детскую, подростковую и взрослую. 

В детскую группу входят дети 6-13 лет. Они получают базовые знания анимации и развивают моторику рук. Для Игоря дети – пророки, способные создавать что-то действительно невиданное. 

В группу подростков входят дети 13-18 лет. Они получают знания по построению правильного кадра, созданию истории, правильному применению физики. Например, земная гравитация должна влиять и на персонажа. Именно в этой группе дети выбирают, в какой сфере им развиваться:построение правильного кадра, создание истории, организация на площадке, работа со светом, монтаж, создание декораций и т.д.

Во взрослой группе нет каких-либо возрастных рамок. Люди приходят, чтобы научиться чему-то новому, стать мастерами в том, что им просто интересно. Либо просто развлечься, отдохнуть и посмеяться.

Взрослые ученики, по мнению учителя Белоуса, способны создавать впечатляющие картины даже на коротком движении.

 «Они могут создавать не только то, что у них произошло в течение всей жизни. Из одного шага взрослый может рассказать целую историю: торопится ли он, уставший ли. Персонаж так живо выглядит, что становится страшно: он настолько естественно шевелится, что ты думаешь, что он ожил». 

В основном взрослые ученики создают сцены, исходя из своих интересов: про семейные отношения, ситуации с начальником или коллегами на работе и т.д.

 «Кажется, будто это (пластилиновая анимация – ред.) – детский сад. Я этим вопросом задавался: зачем взрослому дяде этим заниматься? Умные мысли стали приходить позже, но поначалу было тяжело заставить себя работать. И я пришел к тому мнению, что, во-первых, это происходит само по себе: ты либо делаешь, либо нет. Есть люди, которые делают потому, что не делать этого не могут. Это как жизненное призвание: создавать дизайн или красоту, не работать на заводе, а создавать что-то свое, авторское, индивидуальное. Не каждый это может делать.Очень ценится в этой работе исполнительность, а не инициативность: хочет заказчик, чтобы яблоко было зеленым, значит, оно должно быть зеленым». 

Что же такое творчество? Игорь видит в нем способ показать людям, что такое красиво, что такое мило и что такое ужасно. Это такая же наука, как математика, физика или география, считает аниматор. Игорь умудрился даже разделить творчество на зимнее и летнее: лето позволяет выбраться на улицу и заниматься более активными действиями, например снимать на улице и проводить там мастер-классы. 

По его мнению, в последнее время, с развитием интернета, творчество сильно изменилось. И всемирная паутина, как ни странно, дала больше возможностей: теперь каждый может увидеть искусство и заниматься им, не выходя их дома. Кстати, и соцсети в качестве способа разрекламировать себя и свою деятельность также, по мнению Белоуса, подходят лучше всего. Например, Tiktok и YouTube. 

А главное для любого творца – не бояться творить.

 «Посоветовал бы создавать что-то свое эксклюзивное, пробовать взяться за работу в этой теме. Здесь очень мало людей, кто мог бы этим качественно заниматься. Я совершенно не чувствую никакой конкуренции. В этом отношении рынок свободен, что тоже плюс. Да и в плане самореализации очень хорошо помогает, то есть ты самоутверждаешься, тебя признают. Потом могут заметить и увидеть другие люди, те, кто может помочь в профессиональном развитии. И это, как правило, всегда сарафанное радио. Бояться ничего совершенно не надо. Я всегда думал, что это какая-то такая удача в жизни – случайно попасть, понравиться режиссеру, стать знаменитым актером. Это всё реализуемо, этому можно научиться. Вот, бери просто, иди учись, вкладывайся в себя! Учись у кого-то, кто сильнее тебя. Нужно пробовать всё. Посоветовал бы сделать просто список того, что ты хочешь в жизни, с чем это может быть связано – какой работой – и просто попробовать влезть в это». 

Просто влезть в такое вот искусство – пластилиновая анимация, которая для Игоря Белоуса – не дешевый продукт, а интеллектуальная собственность.
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама
  • ВИЧ-инфекция: Важно знать!
  • Получите квалифицированную электронную подпись
  • ФИНАНСОВАЯ КУЛЬТУРА
  • Выбираем вместе!
  • "Свеча памяти"
  • Играем за вас!
  • Жизнь без наркотиков
  • "Содействие занятости"
  • Национальные проекты
  • Телевизор, скутер и другие призы за подписку