Логотип Идель
Время

Кто ты, Тулумбай?

Село Адав-Тулумбаево разительно отличается от других деревень. Не только природой. Сосновый бор с одной стороны, смешанный дремучий лес – с другой, вдобавок – извилистое широкое озеро в центре села – Иркуль, да и река Свияга рядом. Многие хотели бы жить в ладу с таким сочетанием земной красоты.

История одного села

 

Адав-Тулумбаево отличается не только чудесной природой, но и тем, что у здешних людей быть лидерами в крови. Кто и где еще может похвастаться более, чем двумя десятками мастерами спорта СССР, России?! Кому удавалось выступать на «Ура!» перед руководителем страны – незабвенным Никитой Сергеевичем Хрущевым, полным составом Политбюро ЦК ВКП(б), всем дипломатическим корпусом иностранных государств?! А вот Марьям Алимова – дочь Валиуллы бабая – с танцевальной композицией (с самоваром на голове) покорила, кажется, не только лидера страны, но и всех дипломатов Европы.

Талантливый писатель Гумер Тулумбай (Тулумбайский), профессор музыкальной академии Испании Дана Муравьева (Дания Сагдиева), видный авиаконструктор Эдуард Сагдиев, известный на горной стороне Поволжья ишан Ахмер хазрат, всемирно известный ученый Роальд Сагдиев, Герой социалистического труда Александра Николаева, даже дореволюционный фальшивомонетчик Сагди, а также наш современник – народный артист Республики Татарстан Раиль Садриев – все они выходцы из Адав-Тулумбаево.

Обычно, когда знакомишься с неизвестным человеком, спрашивают: «Вы из каких краев?» Услышав в ответ: «Из Тулумбаево», с радостью, цокая языком, произносят: «О-о! Как же, знаем, бывали».

Адав-Тулумбаево имеет более, чем 350-летнюю историю. Об этом имеются статьи наших односельчан – кандидата филологических наук Шарафа Ахмадуллина (1918–2011), Энже Зяббаровой, педагога Юсуфа Рыбакова, ветерана-журналиста Мунира Бурганова и других.

Итак, кто такой первопоселенец Тулумбай? Что означает Адав? Откуда пожаловали наши предки?

Более-менее серьезно историей сел и деревень начали заниматься в период перестройки – с конца 80-х годов прошлого столетия. Как правило, история начиналась так: «Наши предки на горную сторону Волги пришли из Великих Булгар...». В то время по-другому и не могло быть. «Руководящая и направляющая сила КПСС» приказала искать истоки предков татар в Булгарах, а не копаться в ханских историях Золотой Орды.

Между тем, история сел и деревень правобережья Волги, как показывают исследования, в том числе и по Адав-Тулумбаево, тесно связана с историей Золотой Орды и, в особенности, с ее осколками – Ногайской Орды и Казанским ханством.

Еще в XIII-XIX веках на Горной стороне кочевали племена кыяты, асы, найманы, мангыты, кипчаки, алаты, кунграты и другие. Известно, что ногайские племена доходили до нынешних Буинска (Татарстан), Яльчика (Чувашия), даже до Алатов (Заказанье). Городище Таяба (Чувашия), говорят, построили золотоордынские умельцы. Далеко ходить не надо. Даже в пределах Буинского, Дрожжановского, Апастовского районов немало топонимов времен Ногайской Орды. Большое ныне русское село Киять носит название племени золотоордынского периода. Кстати, соседние с Адав-Тулумбаево деревни Яшевка, Красное Поле, речка, еще несколько топонимов носят названия Киять. Населенных пунктов Киять, точнее Кыят, немало и в Крыму, и в Средней Азии.

В самой деревне Адав-Тулумбаево немало ногайских следов. Поле, что начинается сразу за кладбищем, называется «Олы чирәм» – «Большая целина», что созвучно с определениями в российских архивных документах – «Степь», «Дикая степь», «Ногайская сторона», «Крымская сторона»... Возле Ивашевки и Мещеряков, что по соседству с Адав-Тулумбаево, проходила засечная черта Тетюши–Алатырь–Темников – земляные валы, построенные в целях защиты Московского государства от набегов кочевых племен и казачьих разбойников. На берегу Свияги, от деревни Бикмуразово, включая детский лагерь «Бор» и исчезнувшие полвека тому назад селения Ракитовка, Никольские Выселки – до околиц Адав-Тулумбаево, в первой половине XVII века были землями служилого татарина Сабая Крымова.

Все эти и немало других фактов толкают нас на поиски первопоселенцев Адав-Тулумбаево из истории племен и народов побережья Волги.

После падения Золотой Орды, в начале XV века на историческую арену выходит Ногайская Орда под руководством Идегэя. Западная часть Орды приходится на горную сторону Волги. В силу междоусобиц, военных конфликтов и других причин, часть мурз Ногайской Орды вынуждена искать прибежища на «сильной стороне», каковым в то время становится Московское государство. Российские цари, князья даруют ногайским татарам земли и города близ Москвы. Таким образом, вырастают тюрко-татарские анклавы – Романов городок, Темниковское княжество, Касимовское ханство... На Горной стороне в XVI – начале XVII веков хозяевами были Ишей князь, Акклыч князь и некоторые другие.

В первой ревизской сказке, т.е. в документе о переписи населения 1719-1723 годов, о деревне написано так: «Свияжского уезду князь Ишеевой сотни деревни починка Адав-Тулумбаевы». «Починок» означает, что селение в начале было в другом месте, затем перенесено в нынешнее. Да, это согласуется с преданиями старожилов о том, что деревня располагалась в местечке «Чиялек» («Вишневка»), где в свое время находилась колхозная пасека. Действительно, когда начали копать землю под омшаник колхозной пасеки, наткнулись на человеческие кости.

Значит, деревня была в составе сотни служилых людей под руководством князя Ишея и его детей. Кто такой князь Ишей?

Ишей князь Кудабердеев (от слов «Ходай бирде» – «Аллах дал») был хозяином более сорока сел и деревень нынешних Буинского, Тетюшского, Апастовского, Верхнеуслонского, Кайбицкого, Камско-Устьинского и других районов. Еще в 1613 году земли селения Барышево, близ райцентра Камского Устья, принадлежали Ишею, а в 1623-м – переходят к его детям. В 1613 году сыну Ишея – Богдану мурзе для сенных покосов выделяются земли вдоль речки Киятка. Ближайшие родственники князя переселяются вдоль Кияти и села Кырланга. Им же принадлежали кабак и переправа возле нынешнего русского села Степановка, некогда бывшего татарской и мордовской деревней одновременно. Все упомянутые селения расположены по соседству с Адав-Тулумбаево.

Доктор филологических наук Марсель Ахметзянов составил родословную именем деда Ишея князя – Сююндук мирзы. Его родословная восходит к эмиру Золотой Орды Идегею и царице-регентше Казанского ханства Сююмбике.

В этой же ревизской сказке указаны имена 109 мужчин, в том числе и 91-летнего старца Туйтиряк Ахбердина. У Туйтиряка феноменальный возраст, если учесть, что даже в середине XIX века средняя продолжительность жизни по России была 26 - 27 лет. Среди прочих выделяется житель Адав-Тулумбаево Алмакай Тенишев, 1655 года рождения. Это представитель знатного в Российской империи рода Тенишевых, так или иначе связанных с родом князя Ишея.

Таким образом, мы выяснили, что Адав-Тулумбаево заселили служилые татары князя Ишея. Да, это так, но не совсем однозначно. Эта группа – волна служилых татар, которая пришла в обжитую, заселенную деревню. Тогда кто же основал деревню? Кто такой Тулумбай? Что означает Адав?

Существует несколько версий относительно Тулумбая. Наши односельчане Юсуф Рыбаков и Зяудат Рахматуллин пишут, что аксакал Тулумбай в составе шести семей пришел из Бурганово (село в Буинском районе) и основал Тулумбаево. Действительно, Рахматулла Муксинов (1755-1816) и несколько его родственников в пределах 1782–1811 годов прибывают в нашу деревню. Но их к основателям села причислять не приходится, так как Тулумбаево к этому времени было уже солидным населенным пунктом.

По второй версии, описанной нашим земляком Шарафом Ахмадуллиным, выходит, что Тулумбай со своим другом Илбаем, избегая насильственного крещения, со стороны Кырлангов приходят в местечко, которое ныне называется Чиялек (Вишневка) или же Атау-юрт (поселение Атау).

Доктор филологических наук Ф. Г. Гарипова, опираясь на сведения старожилов, пишет, что чувашин Адав и татарин Тулумбай являются первопоселенцами на этой земле.

Мне пришлось в течение многих лет изучать эти непростые вопросы происхождения села Тулумбаево. Пришел к выводу: у всех этих авторов есть один существенный недостаток они опираются лишь на воспоминания жителей, не привлекая при этом существенные первоисточники. Ведь одних воспоминаний и легенд не достаточно для уяснения такого сложного вопроса, как происхождение населенного пункта – прошло свыше трех веков.

Изучение первоисточников в архивах Ульяновска, Казани и Москвы не заставили себя долго ждать. Постепенно неизвестные страницы истории Адав-Тулумбаева начали открываться.

В «Симбирском сборнике», вышедшем в 1870 году, в статье «Буртасы» читаем: «В Алаторском уезде в Верхосурском стану: д. Ногаева, Чюлпаново тож..., а в ней буртасы посопные татаровя: во дворе Тулумбузамко Еустужин... во дворе Сюндюшко Утямишин, двор Тинкашка Янышева... – сошли безвестно во 127 г.» (1619 г. – Р. Каюмов).

Отметим, что в Карсунском районе Ульяновской области до сих пор есть село Ногаево, которое раньше называлось Чулпаново. Что касается «Буртасы посопные татаровя», то это отатарившиеся племена буртасов, платившие налог хлебом – посопом. Не лишним будет упомянуть о наличии до сих пор нескольких селений в правобережье Волги с этим названием – Буртасы (в Апастовском, Камско-Устьинском районах РТ, Степные Буртасы – в Чувашии).

Что касается имени Тулумбузамко, то оно состоит из Тулумбуза и ласкательно-уменьшительного окончания «мко». Тулумбуза образовалась от собственного имени Тулум, в основе которого лежит понятие «тул», «тулун» – цельная шкура, снятая с домашнего животного. А «буза» легкоалкогольный молочнокислый напиток. Кочевые племена хранили молоко внутри этих тулун-мешков и клали под седло, где оно доходило до кондиции.

В «Сборнике историко-статистических материалов по Симбирской губернии» написано: «Приводим из выписки несколько буртасских имен: Тулумбайко Еустужин, Балтайко Тетюшев, Сюндюшко Утемешин... имена, не похожие на нынешние татарские (магометанские), напоминающие названия некоторых нынешних татарских, мордовских, даже русских селений» (подчеркнуто нами – Р. Каюмов).

Итак, автор середины XIX века указывает, что нынешние селения Тулумбаево, Сюндюково, Утямышево, Тингашево и другие, возможно, были основаны буртасами. Эти селения находятся на стыке запада Татарстана и востока Чувашии недалеко друг от друга, в междуречье рек Булы и Малой Булы.

Версия основания нынешнего Адав-Тулумбаево буртасами из Алатырского уезда, у которых начался процесс отатаривания, подкрепляется еще несколькими фактами.

Рассмотрим точку зрения Ш. Ахмадуллина о связке Тулумбая и Илбая, обосновавшихся на берегу Свияги около Вишневки. Автор, видимо, узнал эту легенду от старожилов села, а не из архивных источников, иначе он бы привел цитаты из документов. Мы нашли документ, прямо указывающий на эту связку. В 1608 году жителей села Таяба (в Чувашии, возле райцентра Яльчики) вызывают по спорному, в связи с пропажей лошади, вопросу в суд в Свияжский уезд Тумея (Төмәй) Тулумбая и Илбая Надырова. Не приходится сомневаться, что речь идет именно о «наших» Тулумбае и Илбае, ибо имена идут именно в этой связке и о других персонажах в документе речь не идет. Здесь мы видим не самого Тулумбая, а его сына и, очень важно, не указаны ни национальная принадлежность, ни социальный статус. Между тем в документах того времени, как правило, указывали – «ясашный татарин», «ясашный мордва» или «ясашный чюваша» и др. Значит, Тулумбай примерно 1560–1580-х годов рождения и, возможно, не татарин.

Кстати, заметим попутно, с подачи Ш. Ахмадуллина утвердилась дата основания села Адав-Тулумбаево – 1655 год. Эта дата вошла и в Татарскую энциклопедию, и в новый труд Института энциклопедии и регионоведения АН РТ, посвященных истории населенных пунктов Татарстана. Данная дата не соответствует действительности.

Еще одно белое пятно требует ответа: что означает «Адав»? Ю. Рыбаков, Ш. Ахмадуллин считают, что это слово означает «Атау» – мыс, сухое место. Ф. Гарипова выдвигает версию в духе дружбы народов: Тулумбай – татарин, Атав – чуваш.

На этот вопрос нам удалось найти ответ в Ульяновском архиве. Мы говорили, что рядом с Адав-Тулумбаево, по левому берегу Свияги, еще с 1613 года, были земли служилого татарина Сабая Крымова. В связи с тем, что сам он долгие годы был на многочисленных войнах и конфликтах России, земли были заброшены, затем использовались ясашными людьми из соседних селений. Его сын Атабай в 1655 году пишет письмо царю с просьбой вернуть отцовские земли ему. Служилые люди из Свияжского уезда в 1666 году учиняют допрос: эти земли действительно принадлежали Сабаю Крымову? Среди 53-х свидетелей значатся имена старосты Паркама Пранскина и выборного Кярцема Кудашева из – заметьте! – «ясашных мордва деревни Толубаевы Атав». Вначале удивился – мордовская деревня?! Вспомним, что буртасов в XVII-XIX веках отождествляли с мордвой и чувашами, лишь с середины ХХ века стала преобладать гипотеза тюркского происхождения буртасов.

Нашли объяснение и слову «Адав». Мои предшественники это слово переводили на татарский лад. И никто не пробовал перевести «Атав» с мордовского. Ученый В. Майнов (1845–1888) в книге «Очерки юридического быта мордвы» пишет, что «Атевъ» означает «собственность деда». Значит, «Толубаево Атав» означает собственность деда, деревня деда Толубаева. Превращение названий Атев и Толубаева в Адав-Тулумбаево легко объяснимо с точки зрения татарского языка и звучания.

Итак, подведем итоги. Изучение моими предшественниками истории села Адав-Тулумбаево лишь на основе воспоминаний старожилов привело к искажению объективной истории. Были искажены дата основания села, затем имя первопоселенца Тулумбая и названия «Адав» были истолкованы неправильно. Опираясь, главным образом, на архивные документы и труды ученых XIX века, не претендуя на окончательные выводы, можем сказать, что село основано в пределах 1620–1646 годов отатарившимися буртасами, которых ученые того времени отождествляли с мордвой, выходцами из деревни Ногаево нынешнего Карсунского района Ульяновской области. В то же время следует сказать, что самые ранние документы относительно села датируются 1666-м годом.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев