Логотип Идель
Время

ПОД НЕБОСКЛОНОМ ВЕЧНОГО ДЕТСТВА

Александр Губский, отметивший в августе свой 70-летний юбилей, практически всю свою жизнь «играет в куклы». Что и понятно: Александр Анатольевич – не просто художник-постановщик Татарского государственного театра кукол «Экият», а человек, который через своих любимых кукол, через знаменитые постановки стремится к одному – «донести до детей доброе и вечное».

Александр Губский, отметивший в августе свой 70-летний юбилей, практически всю свою жизнь «играет в куклы». Что и понятно: Александр Анатольевич – не просто художник-постановщик Татарского государственного театра кукол «Экият», а человек, который через своих любимых кукол, через знаменитые постановки стремится к одному – «донести до детей доброе и вечное».

ВСЯ ЖИЗНЬ – ТЕАТР, ИЛИ ТЕАТР НА ВСЮ ЖИЗНЬ

На службу в казанский театр кукол Губский поступил в середине прошлого века: в теперь уже далеких 1970-х он вместе с супругой Валентиной Емельяновной пришел в театр в качестве художника-постановщика и 35 лет, до ухода на заслуженный отдых, служил искусству играющих кукол. В репертуарной истории театра на счету творческой семьи художников более ста пятидесяти спектаклей и тысячи кукол на двоих.

Александр Губский был приглашен в театр после непродолжительной работы в художественном фонде РСФСР. Он – из творческой семьи артистов драматического театра. Мама, Зинаида Иосифовна, после переезда в Казань, более 10 лет проработала актрисой Казанского Академического Большого драматического театра им. Качалова. Природа одарила Александра Анатольевича творческим талантом, а театральные подмостки, с которыми он познакомился в детстве, привили любовь к этому виду искусства.

Первые же работы Губского в знаменитом кукольном театре – а это спектакли «Курочка Ряба» (1976) Романа Кочанова, «Орленок учится летать» (1979) Ахмета Фаткуллина, «Филиппок» (1979) Льва Николаевича Толстого, пьесы Генриха Вениаминовича Сапгира – показали его высокую внутреннюю духовность и близость к театру, ориентированному именно на детей.

Александр Анатольевич очень любил фольклор. Поэтому и в своем творчестве активно использовал характерные маски, образы чудищ, ведьм, лесной и болотной нечисти – все те образы, что присутствуют в популярных сказках и легендах разных народов. Именно эта страсть к фольклору и делала его работы такими уникальными.

УВИДЕТЬ МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА
Именно это редкое качество – посмотреть на мир глазами ребенка – присуще Губскому: Александр Анатольевич всегда отличался своим добродушием, простотой и открытостью.

Именно это он вносил в свои спектакли, в которых чувствуется, что художник обладает редким качеством – умением видеть мир глазами ребенка.

Например, в спектакле «Гуси-лебеди» (1999) Льва Афанасьевича Кожевникова разворачивается всем известный сюжет русской народной сказки. Но, благодаря фантазии художника, в скульптурных масках кукол, бытовых предметах мы видим историю из нашей жизни с чертами, присущими, скорее, сегодняшнему времени. Здесь Ванечка и Машенька больше напоминают образ неугомонной Маши из современного мультфильма, который, как известно, покорил не только российских детей, но и ребятню многих стран.

Или, например, образ оригинальной ожившей усатой Печки, которую можно обидеть, не испробовав румяных пирожков. Даже взрослый, придя на спектакль, будет с увлечением следить за перипетиями известной сказки. Ведь в основе ее чудо, задуманное автором и реализованное постановочной группой и артистами. Спектакль долгие годы являлся визитной карточкой театра и  участвовал  во  многих фестивалях в России и за рубежом.

ГРУСТНЫЙ ДОБРЫЙ СНЕГОВИК
Александр Анатольевич – большой мастер и как конструктор кукол. В его спектаклях часто используется механика, которая в своем роде оригинальна и нова. В спектакле «Маленький Мук» (1995) Вильгельма Гауфа, пьесе Ю. Сидорова (Юрия Александровича Фридмана) проявился полный спектр полета фантазий художника. Придумок на основе сюжета в механике кукол и декораций хватило бы на несколько спектаклей, и все они магически смотрелись со сцены, вовлекая зрителя в чудесный мир театра кукол. Сохранившиеся из этого спектакля куклы и сегодня приводят в восторг посетителей музея театра.

Интересный эксперимент с редкими марионетками был проведен в спектакле «Котенок на снегу» (1995) Кима Вадимовича Мешкова и Павла Валентиновича Катаева в режиссуре заслуженного деятеля искусств России и Татарстана Людмилы Александровны Дьяченко. Это один из немногих спектаклей с подобной системой управления в истории театра. Трогательная сказка про маленького Котёнка, мечтающего о тепле и заботе, и Снеговика, ищущего друга, пронизывает зрителя особой магией. Куклы героев очень точно  прорисовывают  характеристику образов: грусть в глазах Снеговика прямо-таки кричит не только о его одиночестве, но и о том, что он понимает неизбежность действия естественного закона природы, которому он должен будет подчиниться весной. Несмотря на печальную перспективу, Снеговик светится добротой, которую не только испытывает по-настоящему практически к каждому, но и проявляет ее.

Этот спектакль имеет ярко выраженный художественный почерк Александра Губского.  Постановка ярко воплощает все задумки режиссера, открывая новые горизонты и перспективы театра кукол.

Практически каждый спектакль Губского – это непременно что-то новое для своего времени в сценографии, в технологии кукол, в трансформации декораций.

БЕЗУСЛОВНЫЙ УСПЕХ
Одной из самых интереснейших работ Александра Губского в театре является спектакль «Волшебные сны Апуша» (1986) Равиля Раисовича Бухараева.

На мой взгляд, это один из лучших спектаклей в истории театра, до сих пор не потерявший своей актуальности ни в драматургическом материале, ни в форме его представления. Это безусловный успех автора, всей постановочной группы, артистов и, конечно же, художника-постановщика. Особенно выдающейся выглядит его работа по созданию куклы маленького Апуша, прообразом которого является великий татарский поэт Габдулла Тукай. Кукла всей своей художественной точностью оправдывает нахождение в линии героев живого плана. Это кукла – константа всего спектакля. Именно она несет на себе самую большую нагрузку отражения внутреннего конфликта и состояния на сцене, оправдывая своё историческое предназначение как некого «сверххактера».

За 35 лет жизни спектакля эфемерные герои его приобрели нарицательное воплощение в представлениях многих поколений школьников республики. Очарование и душевная теплота пронизывают сказочный сюжет, а лирический текст Равиля Бухараева прививает любовь к природе и родной земле.

Одним из вызовов в творческой биографии Губского стал спектакль «Гасырдан озын бу көн…» («И дольше века длится день…») (1988) Чингиза Айтматова в инсценировке Дульфата Маликова (Зульфата). Спектакль был нехарактерным явлением для тех лет, так как поставлен для взрослой аудитории.

Из повести знаменитого киргизского писателя для спектакля была выбрана легенда о манкурте Жолама- не, который по велению своего хозяина убивает родную мать. Режиссер-постановщик спектакля – заслуженный деятель искусств России и Татарстана Ильдус Насихович Зиннуров – вводит в спектакль два плана. Сегодняшний день отражен живым исполнением артистов, а сама легенда разворачивается на ширме сложнейшими, отражающими всю внутреннюю глубину тростевыми куклами. В сценографии прослеживается четкое разделение сквозного действия – живого плана эпохи Советского Союза и легенды на ширме – времени древнемонгольской цивилизации. Актуальности спектаклю добавляло и то, что страна находилась на пороге больших изменений, которые затрагивали в том числе и историческое осознание людьми своего прошлого.

ОТПЕЧАТОК ЭТАЛОННОГО МАСТЕРСТВА
Вместе с женой Валентиной, которая долгое время была главным художником театра, Губские составляли прекрасный, гармоничный творческий дуэт. В это время художественно-постановочная часть театра работала на высочайшем уровне мастерства и взаимопонимания.

Художники были катализаторами всего творческого процесса работы над спектаклем. Особенно запоминающимся этапом их творчества стали 1990-2010-е годы.

Александр Анатольевич – автор и создатель больших барельефных кукол, которые украшали фасад бывшего здания театра, и делал он их вместе с работниками цехов. Первые зачатки музея в виде галереи кукол, большой сказочной кареты, карусели с героями спектаклей были выполнены им. Губский, будучи всей душой влюбленным в театр и в своё дело, вел видеохронику событий коллектива, что впоследствии стало базой для создания фонда видеозаписей театра. О многогранности его таланта говорит и тот факт, что он долгое время преподавал технологию изготовления кукол в Казанском театральном училище и Казанском государственном университете культуры и искусств. Его работы (эскизы, макеты, куклы) были участниками выставок в разных городах. Он также создавал куклы для передач на телевидении.

В детстве я очень часто бывал в казанском театре кукол. Конечно, не многое из того, что я видел, мне удалось запомнить так, чтобы я это описал сегодня. Но я очень рад, что период моего детства совпал с периодом работы в этом театре Александра Анатольевича: всё то, что вкладывалось Губским в основу спектаклей театра, отразилось на моем понимании верных жизненных ориентиров.

Образы Апуша, Тисту, Снеговика и многих других героев были символами настоящего человека. И, может быть, я один из тех зрителей, коих, уверен, было много поколений, увидевших в них то, что не отражается в оценке творчества, не отмечается определенными наградами и регалиями, но что так важно было бескорыстно привнести в мир, чтобы это запало в душу.

А сколько таких постановок было в творчестве Александра Губского за долгие годы служения театру!

Сегодня искусство художника-постановщика, сценографа в театре не имеет границ. Всегда есть соблазн зайти дальше положенного, превратить сказку в яркое, но бездушное шоу.

Александр Анатольевич как-то очень мудро высказался о своем ремесле: «Сейчас появляется много современных материалов и технологий, но они тактично входят в плоть нашей работы. Как Папа Карло делал своего Буратино, так и мы. Большего и не надо. Здесь, скорее, нужно найти способ, как выразить душу. Мы хотим через кукол донести до детей доброе и вечное, чтобы за хаосом урбанизации они не забыли о чело- вечности и прощении».

Думаю, этими словами мэтра можно выразить и одну из главных миссий детского театра сегодня.

КОНСТАНТИН КАРПЕЕВ, заведующий музеем Татарского государственного театра кукол "Экият"

фото из архива театра кукол "Экият"
 

 

 

 

 

Теги: юбилей, художник, искусство, культура, творчество, жизнь, экият

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев