Новости/Эксклюзив
  • Покровская: синхрон под татарскую музыку Представители Татарстана обсуждают с главным тренером сборной России по синхронному плаванию Татьяной Покровской возможность постановки одной из программ синхронисток на татарскую музыку.
    248
    0
    0
  • Сальников: «Татарстан- спортивная столица России» Президент Всероссийской федерации плавания (ВФП), четырехкратный олимпийский чемпион по этому виду спорта Владимир Сальников заявил о том, что считает Республику Татарстан ведущим мировым регионом в развитии плавания.
    238
    0
    0
  • «Остазбикә» - лучший мусульманский фильм Татарстанский фильм «Остазбикә» по мотивам произведений татарского писателя Гаяза Исхаки, продюсером которого является директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова, признан лучшим мусульманским фильмом из России на фестивале афганского кино «Ладжвард».
    259
    0
    0
  • Третьяковка попала в сети Социальная сеть «ВКонтакте» запустила платформу «Музейный гид». Благодаря новому сервису пользователи смогут познакомиться с культурными объектами страны – пока можно прогуляться по Эрмитажу, Музею русского импрессионизма, Третьяковской галерее, Эрарте, Музею космонавтики и другим важным культурным локациям.
    246
    0
    0
Видео
  • Новый выпуск журнала «Идель»

Радик Хабиров: «Каждого ученика есть за что уважать»

Учитель физики Татарской гимназии №1 имени Г. Тукая Радик Хабиров этим летом остался без отпуска – он принимает участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года». «Я – строитель! Но строю я не здания, а будущее целой страны», – написал он в своем портфолио. В марте 2018 года он был признан лучшим в региональном конкурсе среди педагогов Татарстана.

Родился 8 июня 1993 года, в 2015 году окончил Казанский государственный архитектурно-строительный университет. Хобби – техническое творчество, чтение научно-популярной литературы, велопрогулки. Педагогическое кредо: ученик — не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. В профессии учителя ценит неподдельные, яркие эмоции детей, непрерывное самосовершенствование в школе, возможность изменить мир к лучшему. Занимается научной деятельностью, является аспирантом КНИТУ-КХТИ.

 

Я родился в деревне Альметьевского района. Первые классы закончил в местной школе, а затем продолжил учебу в городе. После школы, естественно, встал вопрос, куда пойти учится. А меня с юности почему-то тянуло в строительную сферу. Я и поступил в строительный университет (в то время – КИСИ), окончил факультет «Промышленное и гражданское строительство» по специальности инженер-проектировщик. До сих пор в памяти сохранился наш институтский девиз: «Не каждому дано так щедро жить – друзьям на память города дарить». Это из советской песни.

Я до сих пор очень люблю всякие расчеты, строительную мощную технику, которая внушает уважение к самой специальности, и, конечно, сами здания.

А когда стал проходить практику, вдруг поймал себя на ощущении, что это не совсем мое. Да, у меня была мечта – строить города, изучать тайны древних построек. Мечта, конечно, в чем-то воплотилась, но я понял, что это не совсем то, что я искал. Профессия проектировщика мне показалась подобием серого конвейера, рутинно штампующего неживые объекты. И однажды, проходя мимо школы, я увидел детей, которые играли в футбол. У них были такие настоящие эмоции, было столько радости, что я подумал – вот такие живые эмоции я хочу испытывать каждый день. И, похоже, я хочу работать в школе, подумал я в тот момент.

Потом подумал еще и стал рассылать резюме по школам, предварительно пройдя переподготовку в КФУ. Там есть специальные курсы, ориентированные на подготовку педагогических кадров. Желающий переобучиться на учителя выбирает подходящее направление – я выбрал естествознание и приступил к учебе, после которой сдал государственный экзамен, дающий право на преподавание в школе.

После учебы раздался звонок от завуча одной из казанской школ – меня пригласили поработать у них. А потом я оказался в той школе, где и работаю до сих пор – в 1-й татарской гимназии, преподаю любимую физику. Кстати, в этом году мы очень торжественно отметили столетний юбилей гимназии им. Тукая.

Я бы не сказал, что я попал туда совсем уж случайно. Скорее, меня в школу привела моя мечта строить. Только сначала я заблуждался и хотел строить города, а теперь я хочу строить будущее целого народа и своей страны. Звучит, может, несколько пафосно, но это мое внутренне ощущение.

До школы я очень сильно метался в поисках себя и своего места: отучился в строительном университете, поработал на стройках. И все это время понимал – это не совсем то, что я по-настоящему хочу. Но строительство дало мне многое: волю, характер, умение созидать. А когда я оказался в школе, то успокоился – нашел свое место в жизни.

Школа для меня – осознанный выбор, а не от нечего делать. Я знал, куда я иду, что буду делать и что я от этого жду. Быть учителем – настоящее призвание, думаю, что так о себе может сказать решительно каждый педагог. Я могу говорить лишь о школах, где мне посчастливилось поработать, где работают те, кто искренне предан своему делу, по-настоящему любит детей и заботится о том, чтобы дать им качественное образование. Думаю, сегодня ситуация в корне поменялась. Попранный некогда престиж учительской профессии потихоньку возвращается на свое место.врубка-цитата Нельзя не замечать, что и со стороны государства к нам, учителям, стало заметно больше внимания – в стране начали понимать роль образования в жизни отдельного человека и целого общества. В моей практике именно так.

Иногда вспоминаю фильм «Большая перемена», очень хороший и очень добрый. У меня тоже были некоторые сложности, но я выработал личный свод правил, как я должен вести себя в школе, и стараюсь его неукоснительно выполнять. Я не строгий, больше – справедливый. Я стараюсь донести до каждого ученика материал в той степени, в которой он

может его понять. И очень важно, чтобы мои ученики запомнили основные законы физики на всю жизнь. Как показывает практика, больше всего люди запоминают интересные факты из истории или биографии великих ученых. А ведь любое природное явление работает по простым физическим законам. Поэтому я выстраиваю свой урок таким образом, чтобы каждое теоретическое знание подкреплялось примером на практике – чтобы ученик потом надолго запомнил то, что мы сейчас проходим. Объясняю какие-то явления или законы физики, принципы работы техники с примерами из реальной жизни. Словом, я стараюсь давать практикоориентированные знания. И, таким образом, у ученика создается интерес и мотивация. В таком случае и строгость не нужна – ученик вовлечен в учебный процесс и нет проблем даже с дисциплиной. Моя строгость проявляется в отношении невыполненной домашней или контрольной работы. В этом случае ученик получает свою заслуженную оценку. Мой ученик должен понимать, что любое действие влечет за собой последствие, за которое он должен отвечать. К этому нужно приучать с детства. врубка-цитата

Я стараюсь быть для детей другом. Любой урок я начинаю с небольшой беседы. Мы обсуждаем, что происходит в мире, в стране – так я располагаю детей к себе и снимаю этим некое напряжение. Я пытаюсь узнать о каждом своем ученике подробности из его другой, не школьной, жизни. Потому, что эти знания дают представление именно о личности ребенка и подсказывают, как с ним лучше общаться. У каждого ребенка есть свои таланты: он может быть не силен в физике, но пишет прекрасные стихи или хорошо поет. У каждого ученика есть черта характера, за которую его можно уважать. Я стараюсь раскрыть эти черты в своих детях.

Ученик большую часть времени проводит в школе. И понятно, что роль школы в воспитании огромна. В каждой школе есть заместитель директора по воспитательной работе с четким планом на годы вперед. Воспитательный процесс – это своеобразный треугольник, в котором задействованы три стороны – родители, ребенок, школа. врубка-цитата Этот треугольник оправдывает себя только в том случае, если все его стороны заинтересованы и в работе, и в результате. Очень часто получается, что всю ответственность стороны стараются переложить друг на друга. Встречаются и родители, которые уверены, что, обеспечивая ребенка материально, они со спокойной душой могут переложить трудный процесс воспитания на школу. Порой и учителям элементарно не хватает времени погружаться в воспитание, да и основная функция школы все-таки – это дать объемные и качественные знания. В итоге от этого противостояния страдает ребенок. Чтобы этого не было, нужно родителям и учителям работать в тандеме.

Да, сейчас многие говорят, что профессия учителя – это не модно. Когда я уходил из строительства в образование, многие просто недоумевали: «Как так? В школе и с финансами плохо и самореализоваться сложнее». Но у меня всегда было и есть твердое убеждение в том, что я должен заниматься тем, что мне нравится, работать там, где от меня максимальная польза. Тем более, сейчас мужчины-педагоги потянулись в школу. И среди моих друзей есть учителя мужского пола. Так что, серьезных проблем в этом вопросе у меня нет. Как нет и хихиканья из-за моей профессии. Могу сказать точно: учительство становится престижной работой.

Если браться за дело, то надо доводить дело до конца. Это принцип любого успешного человека. И если в школе мне оказана честь быть классным руководителем, то надо в это дело погружаться полностью. У учителя ведь многогранная роль: ты и старший товарищ, и друг, и врач, и психолог – учитель совмещает в себе все это и еще чуть больше. Тебе все время нужно быть на позитиве, чтобы твоя энергия передавалась детям, чтобы даже самые не заинтересованные захотели включиться в процесс. Словом, нужно все время быть на виду и быть заряженным на оперативное и положительное решение любого вопроса. Это, безусловно, трудно. Поэтому нужна сильная мотивация. У меня она на достаточно высоком уровне, потому что в школу я пришел осознанно плюс искрение эмоции детей меня по-настоящему радуют и заряжают.

Жизнь идет, ее условия меняются, а, значит, меняются и дети. Сегодня встречаются дети с совсем другими ценностями, продиктованными временем. К сожалению, сейчас зачастую на первый план выходят два критерия хорошей жизни – обеспеченность и популярность. врубка-цитата Для них, нынешних подростков, это очень важно. Но это ценности, навеянные временем. А есть ценности, который вечны – не зависимо от того, в какую эпоху мы живем: любовь к детям, уважение к старшим, помощь ближнему, бескорыстие, сострадание... Эти ценности никуда не делись, они есть и в современных детях. Но вот то, какие ценности станут основными для этих детей во взрослой жизни, зависит от родителей и учителей. Мы должны научить их расставлять приоритеты, научить пониманию, что вечно, а что преходяще. Дети взрослеют, меняется их мышление, характер мыслей становится иным. И, я твердо убежден, что центр тяжести у большинства детей смещен все-таки в сторону тех самых вечных ценностей.

У современных детей очень много талантов и способностей, много возможностей все это развивать. Возможно, в школе они просто не могут найти себе применение, и тратят таланты на стороне. Чтобы такого не было, мы поставили перед собой задачу – максимально выявлять таланты наших детей и создать условия для применения детских талантов в стенах родной школы, чтобы его энергия выплескивалась в школе и была направлена на созидание. А взрослым просто надо постараться направить энергию талантливого и активного ребенка в нужное русло.

Последние школьные стандарты нацелены на то, чтобы школа быстрее приблизилась к тому, чтобы называться «школой будущего». Мы живем в такое время, когда новые технологии очень быстро устаревают, когда информация меняется с каждым часом, да и сам мир несется на скоростях вперед. Перед школой сейчас ставится задача – ученик должен быть не просто носителем знаний, а быть компетентным человеком, который может быстро сориентироваться в бурном потоке информации. врубка-цитата Поэтому мы должны воспитывать людей, умеющих выделять рациональное зерно, работать с источниками информации. Сейчас в Татарстане современная материально-техническая база школ хорошая: интерактивные доски, ноутбуки, электронные дневники и все прочее. Это, конечно, делает школу более современной. Но я убежден: кадры по-прежнему решают все, и главное место в школе будущего я все-таки отвожу учителю.

Безусловно, техническое оборудование очень важно в современном процессе обучения. Но вот в Советском Союзе у школьного учителя из всего оборудования были доска и мел. А та система образования до сих пор считается лучшей в мире. Да и средний уровень образованности советского школьника был очень высоким. Знаете, а ведь ничего больше и не нужно. Так что, повторюсь, я убежден: для школы и хорошего образования, в первую очередь, нужен хороший учитель. А потом уже технический инструментарий. Поэтому школа будущего, это, в первую очередь, школа профессионалов.

Десять лет назад я и не подозревал, что стану учителем. А сейчас я знаю: где бы и кем бы я ни был, я точно буду помогать другим открывать себя и находить свое место в жизни, реализовывать свои мечты.

Я нашел себя и свое место в жизни. А потому я, наверное, счастливый человек.

Реклама

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Комментарии (0)
Осталось символов:
Реклама
  • Турецкая МЕСОПОТАМИЯ
  • Сфотографировать «АЛТЫН КАЗАН»
  • Снег...
  • Ретроспективный проект галереи «ТАТМЕДИА», представляет новогодние обложки популярных изданий ТАССР 50-90-х годов XX века
  • НОВЫЙ ГОД ПО-СОВЕТСКИ
  • «И НА ИЗЛЁТЕ ДНЯ И ГОДА СТОИТ ПОД СНЕГОМ ЧЕЛОВЕК…»
  • НЕМЕРКНУЩИЙ СЛЕД
  • АЛЕКСЕЙ РОМАНОВ группа «ВОСКРЕСЕНИЕ» 2020
  • Мир шкодников и их родителей
  • ДАЙТЕ ПЯТЬ!