Логотип Идель
Время

Российские критики – о буинской «дуге» и лидерских позициях региональных театров

Глеб Ситковский: "Буинск имеет собственный и такой успешный театр, который всегда в тонусе. Я видел несколько спектаклей Тимура Кулова – «Барыня», «Шобага», «Дорога счастья», а также «Покаяние» Айдара Заббарова на фестивале в Петербурге, интересную работу Егора Чернышова «Иранская конференция». Если говорить о сегодняшних театрах, то пространство привычного театра начало разрушаться в начале XX века. Театр — это всегда отражение состояния общества, а тогда, во время Первой мировой войны, рухнули четыре крупнейшие империи. Так и театр начал видоизменяться. Сначала исчез занавес: зритель приходит и видит на сцене то, что раньше до начала преставления было скрыто от глаз. Так начали размываться границы между сценой и зрительным залом. Потом актеры стали спускаться в зал и там продолжать играть, что ранее было немыслимым".

 ИГЛАМОВ Нияз Рауфович, театральный критик, советник Министра культуры РТ (Казань)

Родился 14 апреля 1977 г. в Казани. В 2008 г. окончил театроведческий факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. В 2008-2020 гг. работал заведующим литературной частью Камаловского театра. Сегодня является советником художественного руководителя Татарского театра кукол «Экият», председателем Общественного совета Министерства культуры Татарстана, членом экспертного Совета и жюри Национальной театральной премии «Золотая Маска», соруководителем Международного фестиваля искусств «Апас, Тетюши, Буа – культурная дуга» и театральной лаборатории «Буинская Талия». Лауреат театральной премии им. Дамира Сиразиева и Республиканской премии им. Мусы Джалиля.

 

– В Татарстане, по сравнению с российскими региональными театрами, ситуация благополучная. Программа «Культура малой Родины» послужила хорошим толчком для развития – театры малых городов получили финансирование, которое дает возможность приглашать именитых режиссеров, ставить достаточно экспериментальные новаторские постановки. Однако и тут не все просто. Где-то семя упало на благодатную почку, как, например, в Татарстане, Красноярске или Свердловской области, а где-то средства были освоены, а движения вперед не произошло. То есть, по сути, деньги программы простимулировали те театры, которые были готовы к переменам. У нас, в Татарстане, это, прежде всего, Альметьевский, Бугульминский русский и Буинский театры. Чуть позже подтянулся Нижнекамский театр, да практически все! Вообще, мне кажется, сегодня пришла эра региональных театров, не столичных.

Мое сотрудничество с Буинским драмтеатром началось давно, а фестиваль «Культурная дуга» стал естественным продолжением нашего с Раилем Садриевым проекта «Буа: пространство диалога». Он дважды прошел достаточно успешно – в 2018 и 2019 годах, а в прошлом году был отменен по причине ковида. Возрождение фестиваля идет на новых началах, когда вниманию зрителей будут представлены не только спектакли, но и значительно расширена палитра мероприятий. Будут литературные, поэтические и прозаические вечера, появятся уличные театры, будут организованы дискуссионные площадки. Причем происходить это будет сразу в трех районных центрах – Тетюши, Апастово и Буинск. Такого опыта в России просто нет, это истинно татарстанское ноу-хау. 

Еще один важный момент. Если в Закамье, где есть нефть, существует много театров, которые активно ездят по районным центрам, то в Заволжье, или Правобережье, которое считается аграрной частью республики, всего один профессиональный театр – Буинский. И тот существует пока совсем недолго, хотя, если копнуть, имеет богатую историю. Организовав его как народный, самодеятельный театр, с течением времени, в 2017 году, Раиль Садриев при поддержке первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева смог сделать его государственным, профессиональным. Конечно, поначалу было непросто найти свое место в культуре республики, ошибки были, но в какой-то момент театр вышел на серьезный российский и даже международный уровень.

Главная проблема Правобережья – отток жителей, молодежь уезжает из села. Но, как мы знаем, один из верных способов удержать молодых в малых городах – это культурное наполнение наравне с финансовой обеспеченностью и трудоустройством. Вот здесь Буинский театр совместно с главами районов Заволжья делает большое дело.

ВИСЛОВ Александр Александрович, театральный критик, куратор театральных лабораторий и фестивалей, драматург (Москва)  

Окончил театроведческий факультет ГИТИСа в 1991 г. (курс И. Н. Соловьевой и Б. Н. Любимова). Публикуется с 1987 г. Работал редактором журнала «Театр», заведующим отделом искусства «Литературной газеты», выпускающим редактором журнала «Вопросы театра». Помимо этих изданий, печатался также в газетах «Коммерсантъ», «Ведомости», журналах «Театральная жизнь», «Огонёк», ряде других центральных и региональных СМИ. Неоднократный член экспертного совета Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска». Сотрудничает с многими российскими театрами, выступая в качестве руководителя и организатора различных творческих проектов, в том числе творческой лаборатории Буинского драматического театра. С 2011 г. преподает в ГИТИСе, руководит Мастерской театроведческого факультета. Возглавляет литературно-драматургическую часть Московского драматического театра «Человек». В 2010 г. награжден государственной наградой – медалью Пушкина.

 

– Последние пять лет моя профессиональная жизнь проходит в хорошем творческом контакте с Буинским театром, чему я очень рад. Мне кажется, что театр за несколько лет сделал колоссальный прыжок и превратился в один из самых интересных коллективов России. Спектакли, поставленные в последнем сезоне, такие, как «Шобага» Тимура Кулова, «Безумный никах» Владимира Кузнецова, «Иранская конференция» Егора Чернышова, демонстрируют нам не только потрясающее актерское мастерство, но и в целом профессиональную выучку всего театра и помогают осмыслить процессы, которые происходят сегодня в обществе и в культуре. Это во многом парадоксальная, но очень показательная ситуация для сегодняшнего развития театра, когда театр в очень маленьком городе становится в какой-то момент значительным центром театральной жизни страны.

Что касается региональных театров в целом, то сегодня ситуация с ними очень отличается от того, какими были исторически провинциальные театры, до революции и в советское время. Это была первая лига, по сравнению с Высшей лигой – театрами Москвы и Санкт-Петербурга. Сейчас, в XXI веке на наших глазах это положение вещей довольно серьезно меняется. В высшую лигу с полным на то основанием входят и театры великой российской провинции, и зачастую самое интересное, яркое, новое и любопытное появляется именно в театрах периферии. Это связано с тем, что изменился характер всего российского театра. Он сегодня не столь актероцентричен и финансовоцентричен. Теперь главное – идея, креатив, новые формы, о которых, как мы помним, мечтал Костя Треплев. В этом плане региональные театры зачастую опережают замечательные, маститые и несколько неповоротливые столичные. Кроме того, молодые режиссеры, главные режиссеры, худруки, работая в больших театрах, с удовольствием едут в провинцию, работают там, и этот процесс арт-миграции оказал очень большое влияние на развитие регионов. И Буинский театр тому яркий пример. Конечно, столичные театры по-прежнему остаются флагманами нашего искусства, но маленькие и быстрые «канонерки» театров периферии зачастую если не обгоняют, то идут вровень с этими ледоколами нашего театрального флота.

ЗАРЕЦКАЯ Жанна Олеговна, театральный критик, шеф-редактор сайта журнала «ТЕАТР» (Санкт-Петербург)

Родилась в Санкт-Петербурге, в 1994 г. окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (СПбГАТИ) по специальности театровед. Лауреат театральной премии им. В.И. Стржельчика, в 2008 г. она сама выступила в роли соучредителя театральной премии для молодых «Прорыв». Является директором по развитию Фонда поддержки Большого драматического театра «Друзья БДТ».

– Буинский театр так себя позиционирует в нынешней театральной среде, что становится крайне любопытно наблюдать за всеми действиями Раиля Садриева и его команды. Я с великим интересом слежу за развитием труппы этого театра, где, как мы знаем, далеко не все артисты профессионалы. Как многие театры малых городов, Буинский театр вынужден выпускать по 10 премьер в год, но он при этом не подстраивается под зрителя, а идет по пути поиска новых форм. Сейчас в малых городах вообще с искусством стало намного лучше благодаря работе программы «Культура малой Родины», и дай бог, чтобы это нужное вложение средств продолжалось, потому что в результате театры малых городов перестали быть финансово зависимы только от публики: у них появилась возможность воспитывать зрителя, поднимать его до своего уровня, приглашать качественных режиссеров и художников, покупать современную аппаратуру.

Что касается буинских актеров, то я действительно восхищена тем, как 19 человек растут над собой от спектакля к спектаклю. Я выучила имена всех, хотя татарские имена не так просты для человека другой нации. Более того, я захотела выучить татарский язык, чтобы смотреть спектакли не в переводе, а на языке оригинала и слышать интонации артистов, а не переводчика. В Буинском театре я видела практически все значимые спектакли репертуара: это и «Шобага», и «Фатима», и «Иранская конференция», в которой в полной мере раскрылась способность артистов транслировать интеллектуальную логику и энергию, а это отдельная нелегкая задача, и «Свидетельские показания», и многие другие. А кроме того, Буинский театр и режиссеры, которых он приглашает, в частности Тимур Кулов, Владимир Кузнецов, Егор Чернышов, демонстрируют способность внятно рассказывать человеческие истории. В этом смысле он абсолютно интернациональный. И я буду с интересом смотреть все спектакли фестиваля «Апас, Тетюши, Буа – культурная дуга», который организован людьми, имеющими большой кредит моего доверия: это мои коллеги Нияз Игламов и Александр Вислов и худрук Буинского театра Раиль Садриев. Большинство театров-участников мне неизвестны, значит, буду знакомиться с приглашенными коллективами и открывать для себя новые имена, что я очень люблю. Та «дуга», что появилась нынче в названии фестиваля, мне тоже очень нравится, потому что это образ моста между людьми. А мосты – это как соединяюшая радуга, это связи, которые сейчас надо всячески налаживать и укреплять, а не разрушать. Миссия культуры – это, прежде всего, созидание, а Буинск сейчас интенсивно аккумулирует внутри и вокруг себя всевозможные творческие процессы и людей. Вот чем мне интересен этот крошечный город, о котором я понятия не имела еще пять лет назад.

 

МОРОЗОВА Екатерина Борисовна, театровед, преподаватель кафедры истории зарубежного театра театроведческого факультета Российского института театрального искусства (ГИТИС) и Высшей школы деятелей сценического искусства им. Г.Г. Дадамяна (Москва)

В 1995 г. окончила Российскую академию театрального искусства (РАТИ-ГИТИС) по специальности театровед, в 2004 г. получила степень кандидата искусствоведения. Автор более 20 научных публикаций по истории и эстетики театра и кино в сборниках и журналах, Екатерина Морозова выступала ответственным редактором и составителем сборников в серии «Театр и зрелищные формы Востока». На постоянной основе принимает участие в международных и всероссийских конференциях по проблемам театроведения. Является старшим научным сотрудником Государственного института искусствознания, членом жюри российских и международных театральных фестивалей.

 

– Жизнь у региональных драматических театров гораздо более разнообразна, чем у столичных. Во-первых, потому что во многих регионах, помимо привычной типологии, есть национальные театры, которые работают на родных языках. Это привносит свою особую эстетику, колорит и создает объемность понимания того, что такое сегодня театр как таковой. Во-вторых, как это происходит в Татарстане: здесь соединяются несколько важных тем, задач, которые ставит сегодня перед собой современный театр и которые реализуются в спектаклях. Кратко обозначу эти темы. Первое – это самоидентификация, определение себя в масштабах геополитики: насколько я интересен миру и с чем я самоидентифицируюсь? Если сюда накладываются национальные вопросы, то проблематика удваивается: как себя вписать в современный многополярный мир, с чем туда прийти и насколько я сохраню самого себя в этом пестром разнообразном процессе. Это очень сложный контекст, но именно в нем театр активно существует и говорит на эту тему. Второй момент – круг социальных вопросов, которые поднимают проблемы разного порядка: это и темы нашей будничной жизни, на что имеет право человек, его взаимоотношения с государством и обществом, между поколениями. Третья тема – связь эстетики с этикой. Когда мы говорим про театры национальных республик, очень часто эстетический язык определяла этика взаимоотношений в обществе. Здесь же вскрывается фактор религиозности или, наоборот, отказа от религии, а также это формирование «своей» эстетики и насколько она вписывается в современные тренды и реалии общемировой художественной культуры.

Если говорить о временном периоде знакомства с Буинским театром, то оно достаточно небольшое. Однако у меня сложилось впечатление, что и творческий коллектив, и сам художественный руководитель театра Раиль Садриев обладают уникальным талантом интегрировать людей в свое личное, творческое пространство. Это происходит естественным, незаметным для тебя путем. На самом деле, как только познакомилась с этим театром – год тому назад – ощутила полную включенность и вовлеченность в тот событийный ряд, которым живут эти люди. Мне кажется, что сегодня это очень редкое свойство, учитывая закрытость общества, боязнь людей идти на открытый личностный контакт. Это очень ценное качество.

СИТКОВСКИЙ Глеб Семенович, театральный критик, журналист, основатель и куратор всероссийского проекта «Школа театрального блогера», (Москва)

Глеб Ситковский родился в 1968 г. в Баку. В 1988 г. поступил на театроведческий факультет ГИТИСа, курс И. Н. Соловьёвой. В 1993 г. начал работу корреспондентом, а затем редактором отдела культуры «Независимой газеты», сотрудничал с журналом «Искусство кино» как кинокритик. В 2004 2008 гг. был театральным обозревателем влиятельной ежедневной газеты «Газета», впоследствии занимал должность заместителя главного редактора и заведующего отделом культуры в журнале The New Times. Автор около 1500 публикаций в различных изданиях на темы, связанные с культурой и театром. Глеб Ситковский – член комиссии Союза театральных деятелей России по критике и театроведению, председатель экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска» в 2014 и 2020 гг., программный директор фестиваля «Сообщение», член Координационной группы Ассоциации театральных критиков, эксперт Молодежного театрального форума стран СНГ, Балтии и Грузии, автор журнала «Театр».

 

– С Буинским драматическим театром я знаком давно. Бывал у них до пандемии, а также видел на разных фестивалях по всей стране. Удивительно, конечно, что один из самых маленьких городов России – Буинск – имеет собственный и такой успешный театр, который всегда в тонусе, активно гастролирует и появляется на самых престижных фестивалях. Я видел несколько спектаклей Тимура Кулова – «Барыня», «Шобага», «Дорога счастья», а также «Покаяние» Айдара Заббарова на фестивале В Петербурге, интересную работу Егора Чернышова «Иранская конференция». Мне кажется, что директор театра Раиль Садриев по-хорошему амбициозен, и то, что в театре проводится свой, такой масштабный фестиваль самого высокого уровня, – это тоже здорово. Надеюсь не разочароваться и в этот раз тоже.

Если говорить о сегодняшних театрах, то пространство привычного театра начало разрушаться в начале XX века. Театр — это всегда отражение состояния общества, а тогда, во время Первой мировой войны, рухнули четыре крупнейшие империи. Так и театр начал видоизменяться. Сначала исчез занавес: зритель приходит и видит на сцене то, что раньше до начала преставления было скрыто от глаз. Так начали размываться границы между сценой и зрительным залом. Потом актеры стали спускаться в зал и там продолжать играть, что ранее было немыслимым. Я считаю, что одним из первых о театрализации жизни начал говорить русский и французский режиссер, драматург, создатель оригинальной теории театра Николай Евреинов. Все эти процессы взаимопроникновения — зрителя на сцену, актера в зал — значительно ускорились в XXI веке, чему немало способствовало и бурное развитие технологий.

 

ПРОНИН Андрей Львович, театральный критик, арт-директор Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина (Санкт-Петербург – Псков)

Родился в 1976 г. Работал заведующим литературной частью в петербургском театре «Приют комедианта», редактором в журналах «Афиша» и «Собака.ру», на сайте «Фонтанка.ру». Автор более чем трехсот текстов, посвященных вопросам театра. Соучредитель и ответственный секретарь Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв», программный директор Летнего фестиваля искусств «Точка доступа» в Санкт-Петербурге, координатор программы Санкт-Петербургского фестиваля «Школа. Студия. Мастерская», член Координационной группы Ассоциации театральных критиков России, многократный участник жюри всероссийских и международных фестивалей, организационный секретарь Ассоциации национальных театров России.

– Буинск – не мегаполис и, прямо скажем, далеко не самый крупный город Татарстана. Однако очень многие в Российской Федерации узнали о существовании Буинска именно благодаря театру, который ведет огромную гастрольную деятельность. Причем не с одним каким-то удачным спектаклем, как это часто бывает, а с разными спектаклями, разными проектами. И разумеется, дело не только в энергии руководителя театра Раиля Садриева: плохие спектакли на фестивалях никому не нужны, ведь никакой энергией ты не заставишь людей покупать плохой товар. Тут важно, что театр зовет разных режиссеров, выпускает ежегодно массу разных проектов, причем не только с режиссерами-татарами, что для национального театра фактически уникально. Буинск превратился уже в театральный центр всероссийской известности. Справедливости ради надо добавить, что театральная жизнь Татарстана в последние годы вообще очень активна и разнообразна, и не в последнюю очередь благодаря театрам из регионов, а не только из Казани.

Региональные театры сегодня очень разные. Они заметно отличаются друг от друга и в Татарстане, и в разных регионах России, в том числе, скажем, в Таджикистане или в Германии тоже. И, возвращаясь к Садриеву: прежде всего, качество театра зависит от амбиций лидера. Если театр ориентируется только на вкусы местной публики или, еще хуже, на вкусы местного начальства, он вряд ли будет хорош. У него и нет такой задачи: его цель – быть сереньким, сливаться с пейзажем. А если в театр приходит лидер с командой и ставит цель соперничать с лучшими театрами и стремиться к лучшим образцам, то в большинстве случаев приходят и творческие удачи, и мастерство, и публика. И даже начальство зачастую приходит в конце концов – и аплодирует.

СПЕШКОВ Владимир Георгиевич, театральный критик (Челябинск)

Родился в 1963 г. в Златоусте. Регулярно публикуется в журналах «Театральная жизнь», «Петербургский театральный журнал», «Московский наблюдатель», «Экран и сцена». В качестве эксперта и критика принимает участие во всероссийских театральных фестивалях.  Автор «Петербургского театрального журнала», журнала «Театр», газеты «Экран и сцена», программный директор театральных фестивалей «Камерата» (Челябинск), «Сибирь. Terra Magica» (Красноярск), «Сотоварищи» (Тара), эксперт фестивалей «Золотая Маска», «Ново-Сибирский транзит», «Соломенный жаворонок» и других, заслуженный работник культуры РФ.

– Региональные театры, их спектакли, фестивали и лаборатории – очень важная часть отечественного культурного процесса. На мой взгляд, именно в XXI веке российские провинциальные театры (во всяком случае, лучшие из них в Новосибирске и Перми, Казани и Воронеже, Екатеринбурге и Красноярске, в Хабаровске, Южно-Сахалинске, Омске, Пскове, в целом ряде малых городов) окончательно избавились от комплекса неполноценности, вторичности по отношению к столице, стали самодостаточными и очень интересными не только своим землякам, но и всей России. В этих театрах работают крупные режиссеры, без премьер этих театров уже невозможно представить афишу «Золотой Маски». Здесь завоевали авторитет, набрали силу собственные фестивали, рождаются новые театральные идеи (казанский «MON» особенно отличается), а кадры из провинции регулярно пополняют столичные труппы. Особый феномен последних лет – расцвет театров малых городов. Отчасти это результат программы поддержки таких театров, но главное – то, что там есть люди (режиссеры, актеры, художники, менеджеры), для которых именно свой театр – важнейшее дело жизни.

Отмечу, что о Буинске и его театре я давно слышал восхищенные отзывы своих коллег-критиков – Александра Вислова, Нияза Игламова, Владиславы Куприной, Татьяны Тихоновец. Лично встретился с искусством буинцев пару лет назад на ландшафтном фестивале «Тайны горы Крестовой» в Пермском крае, где они играли «Барыню». Это было очень яркое, незабываемое впечатление – от спектакля в целом, от Гульзады Камартдиновой в роли Барыни в особенности (она, несомненно, одна из самых интересных российских актрис своего поколения, и я очень многого жду от каждой ее роли) и от режиссуры Тимура Кулова. Спектаклей Тимура с тех пор я увидел несколько, и на разных сценах, считаю его очень талантливым. В минувшем сезоне «сосватал» его на постановку в Камерный театр Челябинска, где он выпустил, на мой взгляд, очень интересный спектакль «Мелкий бес» по роману Сологуба. А с Буинским театром я с тех пор все чаще встречаюсь на самых разных и очень престижных фестивалях: «Федерация» в Грозном, «Сообщение» в Кудымкаре (там спектакль Тимура Кулова «Шобага» получил Гран-при), «Радуга» в Санкт-Петербурге. На «Радуге» театр играл «Покаяние» в постановке Айдара Заббарова. В прошлом году я впервые побывал в Буинске на фестивале «Буа: пространство диалога» и оценил его как место силы, и не только театральной, а Раиля Садриева как истинного гения места, собирателя созидательной энергии Буа, Апаса, Тетюшей.

РУДНЕВ Павел Андреевич, российский театровед, театральный критик (Москва)

Родился в 1976 г. в городе Химки. В 1998 г. окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Павлом Рудневым опубликовано более 1000 статей о театре в различных изданиях: «Знамя», «Октябрь», «Новый мир», «Театр», «Современная драматургия», «Топос», в научных сборниках и коллективных монографиях. С 2003 по 2018 гг. преподавал в ГИТИСе, выпустил три курса театроведов. В настоящий момент преподает в Высшей школе деятелей сценического искусства Г. Дадамяна, помощник художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова и доцент Школы-студии МХАТ. Активно выступает с лекциями в разных точках мира. В разные годы Павел Руднев – эксперт премии «Золотая Маска» и куратор программы «Маска Плюс», был членом жюри крупнейших российских и международных драматургических конкурсов: «Евразия», «Кульминация», «Любимовка», «Ремарка» и других.

– Обычно говорят о том, что в последнее время региональные театры, в особенности театры малых городов, нашей страны приобрели автономность и самостоятельность, что было не всегда в истории театра. Худший сценарий развития регионального театра – повтор репертуара столичных театров, повтор вторичных тенденций и в целом существование в «обозе вторичности». Мне кажется, что ситуация с российским театром в последние годы поражает тем, что возникают новые возможности, так называемые «открытые двери», появляются театральные лидеры в директорском, режиссерском и актерском цехах. Кому, как не региональным деятелям, знать, что нужно местному зрителю, как его развивать и как не заставлять его плестись в хвосте театра. С другой стороны – не стараться удовлетворить зрительский интерес и не работать только на него. Мне думается, что эта автономность и самостоятельность репертуарных решений, создание каких-то моделей репертуарного театра – большое достояние, которое обеспечивает сегодня многообразие и самобытность. Не надо забывать и о национальном характере, который также играет на руку многосоставности и многоименности региональных театров. Это то, что дает возможность в каждом уголке России увидеть свое, особое – то, что нигде не повторяется.

Что касается труппы, артистов и творческого состава театра, мы не часто видим даже в больших, финансово обеспеченных театрах то, что можно назвать художественно-репертуарной политикой, законом репертуарного театра, ансамбля, развивающейся труппы, которая управляется опытным режиссером-педагогом. Как раз чаще всего мы это видим в регионах, где есть сосредоточение, целеполагание, желание прожить жизнь интересно не только потому, что нужно быть интересными зрителю, но и событийными для самих себя. Самого себя развлекать, проще говоря. Ведь часто так бывает, что театр в небольшом городе становиться самой событийной площадкой, точкой, где происходят интересные вещи.  Такие театры удерживают людей внутри локации, городского или сельского сообщества, на своей земле как патриотический магнит и формируют качество жизни. Поэтому такая своеобразная погоня за художественными событиями, открытиями новых имен и формированием тандемов режиссер-драматург оказывается очень важной категорией регионального театра.  

Теги: критика

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев