Логотип Идель
Время

Школа с секретами Полишинеля

Российское среднее образование на протяжение долгих лет выступает в качестве эдакого подопытного кролика, испытывая на себя разные инновации и реформы. Это выработало у россиян рефлекс настороженно относиться к экспериментам. Но, оказалось, они бывают весьма удачными и полезными.

Российское среднее образование на протяжение долгих лет выступает в качестве эдакого подопытного кролика, испытывая на себя разные инновации и реформы. Это выработало у россиян рефлекс настороженно относиться к экспериментам. Но, оказалось, они бывают весьма удачными и полезными.


Экспериментальная площадка РАО

Казанская гимназия №7 им Алексея Козина и есть та школа, в которой эксперименты ставят с особым усердием. Правда, по словам ее директора Татьяны Кныш, это не просто хорошо, а так должно быть. Ибо 7-я гимназия является экспериментальной площадкой Российской Академии образования. В ее стенах федеральные академики обкатывают новые образовательные стандарты.
Конечно, гимназия №7 – не единственная, кто попал в почетный список РАО экспериментальных площадок. Но эта школа давно, а, главное, успешно сотрудничает с Российской Академией образования. Вероятно, высокий средний балл ЕГЭ в этой школе (а он на 15 пунктов выше, чем по Татарстану, две трети учеников получают более 90 баллов на выпускных экзаменах) и есть результат такого сотрудничества.
И все же ЕГЭ – не главное в7-й гимназии. Главное, считает Татьяна Кныш, что в этой школе каждый ребенок – талант, что ученикам с первого класса прививают навыки к постоянному развитию. « Наши учителя – а все они профессионалы высочайшего уровня – каждый предмет выводят на прикладной уровень, чтобы влюбить детей в науку и показать им широкие возможности исследовательской работы. Мы приучаем детей развивать новые навыки. Благодаря такому подходу мы имеем не только прекрасных педагогов, но и талантливых детей».

Мечта советских школьников
О таком подходе к учебе мечтали все советские школьники, потому что в те времена лирики страдали от скучных алгоритмов и синусов с косинусами. А физики зевали на уроках литературы и истории, втихаря решая сложные задачки чуть ли не под партой.

И вот, спустя каких-то 30-40 лет в отдельно взятой казанской школе мечта школьников стала реальностью: в 7-й гимназии ввели поточно-групповой метод. Суть его в том, чтобы дети с разными способностями обучались в соответствующих их уровню знаний группах.

«Не секрет, что в одном классе материал разными детьми усваивается по-разному. И это нормально: кто-то гуманитарий, а кто-то за полчаса может решить несколько трудных математических задач. Те, кто знает математику на тройку, с трудом усваивает новую тему, тянет вниз тех, кто успевает по предмету на пять. Одним скучно, другим трудно. Мы и ввели поточно-групповой метод обучения: «технари» из нескольких классов объединяются в группу – как и гуманитарии -  и идут на урок, где им дают материал в том объеме, в котором они не просто его легко усваивают, но урок приносит реальную пользу», – раскрывает секрет успеха Татьяна Николаевна.

Вот и получается, что гимназисты здесь и, правда, сплошь таланты: им просто дают реальную возможность раскрыть свои сильные стороны и совершенствовать их. До бесконечности.
Но в 7-й гимназии есть еще один секрет Полишинеля.

«Фишки» учебного процесса
Одна из таких «фишек» - проектная деятельность учеников, которая, по словам Татьяны Николаевны, не просто ключевая для этой гимназии: это приятная обязанность гимназистов.

«Проектная деятельность одна из ключевых и обязательна для всех: наши гимназисты шьют одежду, синтезируют БАДы, принимают участие в раскопках, создают бизнес-проекты, программируют роботов, издают школьную газету, ставят пьесы в школьном театре, создают телевизионные программы. Буквально каждый наш ученик создает свой бизнес-проект, а затем презентует и защищает его перед всей школой. И в этом процессе, помимо творчества, важен еще и такой момент, как развитие коммуникативных навыков. Не секрет, что любой школьник сегодня прекрасно владеет компьютером, интернет и различные гаджеты – это жизнь современного ребенка. Но при этом наши дети зачастую очень скудно владеют устной речью. Богатство и красота русского языка им оказываются не знакомы, часто дети не могут выразить словами свои мысли. И вот такая открытая защита своего детища – проекта – позволяет расширить словарный запас, побороть зажатость и страх публичного выступления. Мы, педагоги, уверены, что эта форма работы раскрывает в наших детях их способности и, что очень важно, придает уверенность в собственных силах».

Но с проектной деятельностью в 7-й гимназии связана еще одна интересная «фишка»: специалисты нефте-газового комплекса Татарстана присматривают здесь себе работников.
Как это работает? Просто: в гимназии выстроена своя система. Занятия в гимназии проводят сотрудники институтов естественных наук КФУ –и так подбирают себе студентов. А уже к студентам Казанского федерального университета – выпускникам 7-й гимназии - присматриваются специалисты из организаций и ведомств нефтяной и газовой отраслей республики. «Будущая профессия для гимназистов уже не просто мечта. Они точно знают, кем будут работать. Некоторые выпускники ещё на школьной скамье заключают контракты с предприятиями нефте-газовых сервисов и будущее их место работы определено. Таким образом, происходит выстраивание связи школа-вуз-предприятие», - поясняет Татьяна Кныш.

Место притяжения
В этой школе ее руководителям удалось сотворить главное – она стала практически вторым домом для гимназистов. По вечерам гимназия не пустует: работают кружки, продолжаются уроки в неформальной обстановке, работает «Школа для родителей».

«Я люблю наблюдать, как утром наши дети идут в школу. Старшеклассники чинно вышагивают, а малыши несутся со всех ног и, вспотевшие, рассказывают своим друзьям последние новости, делятся каким-то секретиками. И я понимаю, что дети утром хотят идти в школу, а после уроков не торопятся из нее уйти. Значит, им здесь хорошо, им здесь нравится. И это главное – нам удалось сделать школу местом притяжения», - отмечает Татьяна Николаевна.

А на простой вопрос, чем она гордится, директор отвечает: «Своим коллективом - это профессиональные учителя, в которых я уверена. Своими гимназистами, которые достигают больших высот уже в школе. Их родителями – настоящими помощниками, которые заинтересованы в успешности своих детей. У нас очень хорошие родители! Они всегда готовы помочь, они слышат учителей, что очень важно в воспитании детей. Наши родители – наши друзья».

 

Теги: образование, олимпиады, центр

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев