Логотип Идель
Время

Street art – искусство или вандализм?

Что общего между нон-профит инициативами и постерами в стиле Чикаго? Где та тонкая грань между искусством и вандализмом? Ответы – в исторических предпосылках.

Что общего между нон-профит инициативами и постерами в стиле Чикаго? Где та тонкая грань между искусством и вандализмом? Ответы – в исторических предпосылках.

Говоря об истоках стрит-арта, стоит отметить наскальные рисунки древнейших времен. Считается, что направление зародилось в США в 30-е годы с появлением на стенах и вагонах граффити. Однако к стрит-арту относятся и трафареты, и постеры, и муралы, и скульптурные инсталляции. Основная задача стрит-арта – вовлечение прохожих в диалог, показ задуманного автором сюжета.

До 70-х годов стрит-арт был представлен одиночными надписями – тегами. Затем это стало превращаться в «захват» вагонов и метро, потом на них появились ограничения на законодательном уровне. Затем пришло время первой выставки граффити, и началась эпоха коллаборации модных домов и урбан-мастеров. Естественно, это сильно сказалось на качестве работ: рисунки стали более замысловатыми и утонченными, увеличились линии, появился контур, помимо надписей, стали появляться первые изображения героев мультсериалов. 

На улицу вышли профессиональные художники, и это запустило процесс «второго рождения» стрит-арта – надписи обрели посыл, эстетичность и смысловую нагрузку. В то время особенно выделялись труды Ли Киньонеса и Жан-Мишель Баския. После небольшой паузы в стрит-арт пространство проникает реклама: к уличным художником обращаются известные мировые разработчики компьютеров и бытовой техники.

С 80-х годов стрит арт-набирает обороты в Европе. Один из сохранившихся памятников той эпохи – западная сторона Берлинской стены с изображением целующихся Хонеккера и Брежнева. После сноса стены ее остатки предоставили 118 художникам из 21 страны мира для создания галереи под открытым небом.

Новое дыхание в стрит-арт вносит Бэнкси. Объясняется это просто: его работы затрагивают такие провокационные темы, как война, загрязнение экологии, глобальная технологизация, злоупотребление полномочиями. Творчество Бэнкси оказывает сильное воздействие на аудиторию, умеет подогревать интерес. К примеру, работа «Девочка с шаром» была куплена на аукционе Sotheby's за $1,4 млн, и последний удар молотка запустил процесс ее самоуничтожения — картина на две трети прошла через шредер. Теперь она стоит намного дороже, а концепт «Бэнкси-шредера» сразу же вылился в вирусный маркетинг крупнейших брендов — от фастфуда до шведского гипермаркета.

Как развивается street art движение в Казани? Кто его яркие представители? Как их творчество вписывается в российский и общемировой контекст? 

 
 Постер Арт

Отлично смотрятся на стенах графические постеры с яркими иллюстрациями, абстрактно разбросанными буквами, алфавитом и типографским портретом, взаимодополняющие друг друга. Нияз Хазиахметов – автор постеров, которые прошлым летом висели вдоль набережной озера Кабан. 

Нияз Хазиахметов учился на отделении книжной графики в Академии художеств СПб. Сейчас занимается иллюстрированием книг и созданием плакатов. 

 

Нияз Хазиахметов:

«Набережная Кабана – это, пожалуй, лучшая выставочная площадка города. И, кроме того, сама тематика моих работ связана с этим местом, с его историей, с ее жителями. Название выставки немного провокационное, потому что оно вносит историко-политический контекст. Это этап развития данной части города в 1917–20-х годах, когда, в силу исторических причин, образовалось объединение “Забулачная республика”. И потом оно исчезло. Но осталась память о нем, остались памятники, фотографии, воспоминания жителей. Именно многочисленные факторы послужили для меня основой для создания моей серии плакатов. Выставка состоит из 20 плакатов. Девушки того времени изображены в национальных головных уборах – калфак. Они – главные героини. Почему именно они? С одной стороны, это был период НЭПа и период европейского влияния,  хотя на территории Старо-Татарской слободы он был весьма непродолжительным, но очень ярким. Мы можем увидеть эту эпоху как в архитектурных сооружениях, так и в фотографиях. На фотографиях очень хорошо видно, как, с одной стороны, люди очень ценили и любили свое национальное прошлое, которое запечатлено в костюмах, тканях. С другой стороны, они серьезно относились и к российскому, европейскому влиянию. В частности, традиционный костюм начинает меняться, европейские костюмы дополняются национальными элементами, и это придает совершенно невероятный колорит той эпохе и образу тех людей. И надо сказать, что это носило не такой вычурный характер, а сопровождалось очень большим вкусом и эстетикой.

Здесь мы видим красивую девушку: у нее на голове калфак. Обратите внимание: несмотря на такую европейскую эстетику калфака, на нем мы видим традиционное изображение уточки, что соответствует болгарской легенде, согласно которой земля была основана уточкой. Нырнув на дно мирового океана, уточка достала кусочек земли, и из него образовались континенты. В Старо-Татарской слободе имеются и Азимовская мечеть, и дом Шамиля, который считался образцом европейской эстетики на территории Казани. Азимовская мечеть является квинтэссенцией восточного вкуса и может претендовать на роль одной из красивейших мечетей мира. И все это создает подобную гармонию, которая объединяется аркой для героини плаката. Здесь можно говорить и об ее душевном состоянии, и об ее чувствах, и об ощущениях от контекста, в котором находится». 

 Трафарет 

Оригинальной, умной графикой, ни на что не похожей вселенной со сложными и интересными характерами, историей сохранения традиций и мечтаний выделяется Рустам QBic. Уличный художник родился в 1985 г., в Республике Татарстан. В 2003 г. переехал в Казань, где обучался в Казанском Художественном училище им. Фешина. Успешно занимался иллюстрацией, дизайном, граффити. После окончания обучения преподавал в детской Школе Дизайна и стал все больше времени посвящать работе на улицах. Шрифтовые композиции сменились сюрреалистичными сюжетами, в работах проявился новый стиль, в котором органично слились пастельные тона, плавные линии, растительные мотивы и необычные образы.

Работы Рустама впервые были представлены в 2013 г. на его дебютной персональной выставке в знаменитой московской галерее. Вдохновленные жизнью, семьей, природой и книгами, образы Рустама несут в себе доступные каждому послания любви, знаний и духовности. Его творчество постепенно приобретало свой особый, сюрреалистический характер. Мечтательный и спокойный настрой его работ выделяет их среди прочих. Постоянно развивая свой визуальный язык и технику, художник активно работает над масштабными муралами и холстами.
Принимает участие в различных международных стрит-арт фестивалях, а также в благотворительных аукционах, наряду с такими художниками, как Swoon, Phlegm, Faile, Sandra Chevrier и многими другими. Художник активно развивается и завоевывает все большее внимания как в России, так и за рубежом.

 Муралы

Огромные труды удивительной команды SuperNova вписались в антураж города накануне ЧМ в 2017. Однако история покорения городских зданий началась намного ранее – в 2012 г. благодаря фестивалю Like It. Art, что привлекло 27 райтеров с мировыми именами из России, Украины, Испании, Италии, Германии, Сербии, Болгарии, Польши, Бельгии. Работы художников появились на фасадах жилых домов, технических сооружений, опорных стенах и стали заметной частью визуального ландшафта города.

Художественное содержание этих работ носит разноплановый характер: от портрета Криштиану Роналду до абстрактной интерпретации темы творчества.  

Стоит отметить потребность в сюжетной композиции и художественной сложности при создании композиции на различных объектах. Произведения, выполненные на более высоком уровне, значительно меняют отношение к стрит-арту. Муралы делятся на категории по таким признакам, как цель выполнения работ и финансирование. На сегодня во многих американских городах присутствие муралов на жилых домах значительно повышает стоимость жилых объектов. Подобные работы относят к эстетическим произведениям, которые создаются для улучшения восприятия участка городской среды. Стоит также перечислить композиции с шлейфом шедевральности. Как правило, в таких работах присутствует дух монументальности, философии. 

Другая категория муралов – политические, чаще всего это заказы представителей различных городов. И последняя группа, относящаяся к данному искусству, – религиозная. Примером использования таланта уличного художника в создании муралов на темы, близкие к религиозным, является работа художника, известного под псевдонимом Покрас Лампас. Здесь присутствуют элементы религиозной атрибутики. 


Помимо вышеперечисленных категорий, к стрит-арту также относятся уличные инсталляции наравне с уличным перформансом. Образцы уличного перформанса можно наблюдать на ежегодных фестивалях. Достаточно выйти на улицу Баумана в апреле в день рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая, в честь которого ежегодно устраивается фестиваль «Мин татарча сөйләшәм» («Я говорю по-татарски»).  

Однако, каким бы способом ни взаимодействовал с художником зритель, стоит отметить тенденцию к осмыслению экологических, гражданских, политических ценностей альтруистического характера. Ярчайший пример – московская акция #ОТКАЖИСЬотЛИШНЕГО, призывающая выбрасывать отходы в положенных местах. 

Художник и лидер арт-группы «Курил Что» Николай Ставрогин: 

 «Со времен палеолита граффити-бомберы использовали трафареты. Самым популярным в этом ремесле стал Бэнкси, превратив трафарет в часть своего стиля. В данном случае умный многоуровневый замысел автора в сочетании с простой, но элегантной реализацией совершил перелом существующих традиций. Да, об этих анонимных художниках не трубят на каждом углу, но так они постепенно меняют мир к лучшему». 
 

Теги: стрит-арт, художники, татарстан, творчество, культура, изо, граффити

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев