Логотип Идель
Время

Закон, что дышло

На днях в Татарстане утвердили норматив количества бездомных животных, которым позволено будет бродить по городским и сельским улицам республики. Теперь, по новым документам, таковых должно остаться в крупных городах 2,8 головы на тысячу населения, в остальных городах и сельских муниципалитетах – две головы на тысячу граждан.

На днях в Татарстане утвердили норматив количества бездомных животных, которым позволено будет бродить по городским и сельским улицам республики. Теперь, по новым документам, таковых должно остаться в крупных городах 2,8 головы на тысячу населения, в остальных городах и сельских муниципалитетах – две головы на тысячу граждан.

Расчеты, прямо скажем, удивительные. И вызывают массу вопросов, которые сегодня и попытались задать журналисты участникам пресс-конференции, созванной по этой теме.
С журналистами пришли пообщаться начальник правового отдела Главного управления ветеринарии Кабинета министров РТ Артур Исмагилов, начальник ГБУ «Государственное ветеринарное объединение» Тимур Галеев и руководитель благотворительного фонда помощи бездомным животным «Кот и пес» Альберт Галиев.

Хоть представитель кабмина и начал в какой-то момент вызывать раздражение журналистов своими закрученными формулировками и отсылками к формулам, по которым ведется расчет соотношения «собака-человек», а, значит, и выделяются деньги, надо отдать должное: ему пришлось отдуваться за тех, кто категорически отказался прийти на разговор к журналистам –  представителей муниципальной – казанской - службы отлова. Другими словами, работников исполкома Казани. Так как именно им, исполкомовским, и предстоит исполнять не только распоряжение республиканского кабмина, но и федеральный закон №498 «Об ответственном обращении с животными». Этот закон, напомним, в том числе, регулирует процедуру отлова и содержания бродячих собак и кошек.

Так вот, теперь, по закону, умерщвлять отловленных бродяжек нельзя. Их надо простерилизовать, провести вакцинацию, повесить метку (что с животным проведены все эти процедуры) – и отпустить на волю. И, главное, отловщики не имеют права забирать бездомных животных в свой концлагерь – муниципальный приют.

На деле все выглядит иначе.

По словам зоозащитника Альберта Галиева, именно таких животных и стараются поймать сотрудники муниципальной службы отлова. «В службу отлова попадают чистые и, главное, социализированные животные, безопасные для общества. Их дальнейшая судьба, вроде, прописана в законе – их должны отпустить в места вылова – а на деле этих собак больше никто не видит», отметил владелец приюта «Кот и пес».

 Можно с большой долей вероятности утверждать, что их убивают? Причем, вовсе негуманным методом – при помощи лекарств, от которых животные умирают долго и мучительно. И, кстати, нестерилизованных и не вакцинированных, несоциализированных собак отловщики поймать не могут – у них уже на генном уровне годами вырабатывается инстинкт самосохранения от отлова.

В новом законе есть своеобразная лазейка для недобросовестных его исполнителей.

По словам Артура Исмагилова, теперь умерщвление отловленных собак, в принципе, запрещено, но его будут проводить для тех животных, кто имеет тяжелую неизлечимую болезнь или травмы, не совместимые с жизнью.

На вопрос корреспондента журнала «Идель» -  кто даст гарантию, что 95 процентов отловленных собак не будут признаны неизлечимо больными и убьют их (называя вещи своими именами) именно гуманными методами? – Исмагилов зачитал выдержку из закона, в которой прописано все нормы обращения с такими животными. И ни слова, кто будет это все контролировать! На уточняющий вопрос именно о гарантиях проявления гуманности при такой неоднозначной процедуре, ответа не поступило. Единственно, Исмагилов отметил, что в штате муниципальных приютов, куда и свозятся животные, должен быть специалист, определяющий степень страданий животного. И выносящий ему, по сути, приговор.

Ну, и где гарантии, что этот специалист будет независимым в своей оценке состояния животного? Что он не будет в одной команде единомышленников -  тех, кто просто осваивает деньги, выделенные государством на осуществление такой не почетной, но такой прибыльной миссии?

Далее. Так и осталось не понятным, что будет с теми собаками, которых поймают.

 По нормам, мы помним, теперь их должно быть две штуки на тысячу человек. Приютов, куда их можно поместить после вакцинации и стерилизации, нет. И в ближайшее время не будет – «нет пока физической возможности», отметил Исмагилов.

Умерщвлять по закону – нельзя. Ну, и куда их денут??? На Луну отправят? В леса выпустят? Вряд ли. Скорее всего, по документам выяснится, что все отловленные собаки – онкобольные, бешеные или имеют травмы, несовместимые с жизнью (и как они все это «совмещают» до отлова?). То есть, принцип гуманного отношения к животным уже будет нарушен. А по бумажкам и не прикопаешься.

Тот же закон №498 обязывает местные власти создавать современные приюты для цивилизованного содержания бродяжек. А по словам Артура Исмагилова, в ближайшее время в Татарстане таких приютов не будет. А привести количество собак к новым нормативам - 2 на тысячу – нужно в срочном порядке. Вероятно, все бездомные животные Татарстана в самом скором времени срочно «заболеют». Неизлечимо.

Какой-то замкнуты круг… Или все проще? Как говорится, «умный человек всегда может истолковать и применить закон так, как ему выгодно».

Даже если так, это все равно не решает многолетнюю проблему сосуществования бездомных животных рядом с человеком.

Декларируют гуманное отношение – жестокость процветает.

Выделяют деньги на содержание собак в муниципальных приютах – их там убивают «дешево и сердито».

Придумывают формулы, рассчитывают суммы, подходят с научной точки зрения к тому, чтобы и животных, якобы, сохранить, и человека от них оградить – а плохо всем: животных убивают с особой страстью, гуманность остается только в декларациях, живодеры ходят безнаказанные…

Проблему можно решить, считает Альберт Галиев, только одним способом – поменять массовое мышление в отношение животных. Как это произошло в западных странах. И на что ушли годы. Но ведь делать-то все равно что-то придется. Даже муниципальным отловщикам, которые активно «зарабатывают» на протяжении многих лет нехилые деньги на страданиях собак, однажды придется - таки поменять схему: не деньги тупо осваивать, а честно делать свою работу, в рамках закона №498, придерживаясь принципа гуманности.

Правда, сколько страдальцев при этом умрет в страшных мучениях, одному Богу известно. И казанскому исполкому.

А между тем россияне сами находят способы, чтобы всем - и людям, и зверям - было хорошо друг с другом.

 

 

Теги: отлов, закон, гумманность

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев