Логотип Идель
Время

ЗАКРЫТАЯ МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА

Алиса Шаймарданова... Родилась в Казани, получила хорошее художественное образование – закончила художественное училище им. Николая Фешина и институт по специальности: дизайн среды, сейчас живёт в Латинской Америке. Свободно мыслящий художник, талантливый дизайнер. Человек, который открыто самовыражается: пишет картины, создает интерьеры. По сути, художник – это очень самобытный и самодостаточный мастер, по натуре отшельник, который созерцает и создает. А дизайнер – тот же художник, который общается с людьми, учитывает их желания, вкусы и помогает создавать места, где человек мог бы жить, отдыхать и быть в ладу с самим собой. Поэтому можно сказать, что в Алисе сочетаются два противоречивых творческих начала, две личности, две стихии.

Алиса Шаймарданова... Родилась в Казани, получила хорошее художественное образование – закончила художественное училище им. Николая Фешина и институт по специальности: дизайн среды, сейчас живёт в Латинской Америке. Свободно мыслящий художник, талантливый дизайнер. Человек, который открыто самовыражается: пишет картины, создает интерьеры. По сути, художник – это очень самобытный и самодостаточный мастер, по натуре отшельник, который созерцает и создает. А дизайнер – тот же художник, который общается с людьми, учитывает их желания, вкусы и помогает создавать места, где человек мог бы жить, отдыхать и быть в ладу с самим собой. Поэтому можно сказать, что в Алисе сочетаются два противоречивых творческих начала, две личности, две стихии.

ДОЛГИЙ ПУТЬ В МАСТЕРСКУЮ

 С самого детства Алиса почувствовала в себе это желание – рисовать, именно на холсте высказываться, ибо она, по своей природе, художник-живописец. Но в художественную школу ее не пускала мама, так как не видела в том перспективы, к тому же обучение было платным. Но Алиса тайно сдала экзамены, и её приняли. Два месяца она посещала занятия, и, когда пришло время вносить деньги, Алиса вынуждена была принести маме чек... 


С самого детства Алиса знала, что будет и дизайнером, и художником, но тогда слова «дизайнер» не было, эта профессия называлась «художник-оформитель». Из класса художественной школы многие не пошли по пути художника, и лишь Алиса выучилась до конца и осталась в профессии. Окончание художественной школы совпало с окончанием средней школы, после которой Алиса поступила в знаменитое казанское художественное училище им. Н.И. Фешина. И вновь мама была против, потому что считала, что без связей туда не возьмут. Но Алису взяли на курс к мастеру Геннадию Федоровичу Макарову, которого сейчас уже нет в живых... Обучение в «фешинке» длилось четыре года, но Алиса получила диплом только через пять лет, потому что во время учебы вышла замуж и родила сына, уходила в академический отпуск. 

Началась взрослая жизнь. Непростой, но важный путь, трудности, которые выпадают на долю художника и которые формируют его не только как личность, но и как мастера. Время зрелой молодости, когда вместе с жизненным опытом вырабатывается свой стиль, свой неповторимый почерк... 

...После получения диплома Алиса устроилась на завод «Элекон», где смогла проработать лишь месяц. График на заводе совершенно не подходил для творческого человека: в семь утра зашел, в четыре вышел… Алиса ушла с завода и устроилась в художественный фонд РТ дизайнером наружной рекламы и работала там несколько лет. Алиса-живописец тогда еще не была раскрыта, картины в тот период жизни не писала, перед ней стояли иные задачи: ей в одиночку необходимо было вырастить и выучить сына, поэтому Алиса сосредоточилась на том, чтобы зарабатывать. И она, оставаясь художником по натуре, напитывается жизнью, чтобы в будущем раскрыться как живописец! 

Некоторое время в начале двухтысячных годов Алиса проработала в качестве дизайнера в компании, которая владела большой сетью салонов игровых автоматов в Татарстане. Люди часто спрашивали, не мучает ли ее совесть за то, что она имеет отношение к одному из человеческих пороков? Ведь там азарт, игроманию сложно вылечить… Но ведь люди по доброй воле отдают последние деньги, в надежде сорвать куш. Нежелание работать, получить все и сразу… Одним словом, человек сам делает выбор, всегда. А Алиса просто выполняла свою работу, и за период работы в этой компании создала десятки различных дизайн проектов, которые были воплощены. 

Когда вышел закон о закрытии игровых залов, Алиса прекратила работу в этой сфере и ушла в самостоятельное плавание уже как дизайнер интерьеров. И в это период Алиса получала свой неповторимый опыт, создавая интерьеры для людей. Много ездила на объекты и следила за выполнением работ, ведь хороший дизайнер доводит свой замысел от начала до конца.  

Как живописец Алиса Шаймарданова раскрылась, лишь когда встретила любимого мужчину. Картины стала писать только в Венесуэле, куда переехала после замужества. Сын окончил школу, стал студентом, потому Алиса уехала в свое собственное счастье со спокойной совестью, полностью исполнив материнский долг. 

 С Маратом, своим нынешним мужем, Алиса познакомилась… странным, даже курьезным образом: лежала в больнице, где соседкой по палате была сестра Марата. Сестра спросила разрешения дать номер телефона Алисы своему брату, и Алиса согласилась, решив, что, возможно, он обратится к ней как к дизайнеру. Но Марат позвонил только через два года, и после этого их отношения развивались стремительно: они встретились и уже через полгода сыграли свадьбу, через месяц переехали жить в Венесуэлу. 

«Я бы никогда не поехала туда, если бы не замужество. Венесуэла – прекрасная страна, которая сейчас переживает непростые времена», – признается Алиса. Переезд в другую страну оказался для нее достаточно сложным испытанием, ведь в Казани она привыкла к другому ритму жизни: общение с людьми, поездка на объекты, встречи с друзьями, а в Венесуэле вынуждена находиться преимущественно дома из соображений личной безопасности. 

Венесуэла — страна с самыми высокими запасами нефти в мире. Еще десять лет назад она, считавшаяся одной из самых успешно развивающихся экономик Латинской Америки, в данное время переживает нелегкие времена. В штате Сулия (здесь Алиса с Маратом живут и работают в настоящее время), расположенном по обе стороны от гигантского озера Маракайбо, история добычи нефти насчитывает уже более ста лет, и в нем отражаются все проблемы современной Венесуэлы: низкие зарплаты, нехватка основных продуктов питания для большинства населения, высокая детская смертность и отсутствие медикаментов, значительный уровень преступности… При этом стоимость бензина – самая низкая в мире: заправка целого бака горючим стоит дешевле стаканчика традиционного венесуэльского кофе… 

Несмотря на эти сложности, венесуэльцы не унывают и могут целыми днями распевать веселые песни, наслаждаться солнцем… Поэтому в Венесуэле ее просторный дом стал… не тюрьмой, но мастерской живописца. Алиса, которая всегда была художником по натуре, наконец, взяла в руки кисть… точнее, мастихин, и стала писать картины. Вдохновение Алиса черпает из поездок, которые они с мужем совершают как по Венесуэле, так и за ее пределами. Замечательные пляжи острова Маргарита, высокие горные хребты в штате Мерида, прекрасные водопады штата Трухильо, национальные парки штата Баринас (это все в Венесуэле), а также поездки по Колумбии, Перу, Эквадору, Панаме – впечатления от этих поездок Алиса старается перенести на холст. Во времена студенчества Алиса писала маслом, но теперь перешла на акрил и использует в работе мастихин,  вырабатывая свой неповторимый стиль: картины выходят более мозаичными и более объемными и воздушными (акрил как материал легче масла).


Таким образом, попав из Казани, где можно спокойно прогуляться по вечерней набережной, в страну где выход на улицу сопряжен с опасностью быть ограбленным, Алиса начала размышлять над сложной, прекрасной и временами опасной страной, которая стала для нее своеобразной мастерской. Первая тема, которую Алиса как живописец затронула в Венесуэле – нефтяники. Они с мужем ездили по нефтяным объектам, буровым бригадам, общались с рабочими и делали фотографии, наблюдали, как они работают. Цикл картин «нефтяники» войдет в число прочих сорока картин, которые Алиса Шаймарданова планирует написать к своей персональной выставке 2018 года. Пройдет она в Казани. За время, прожитое в Венесуэле Алиса уже написала цикл портретов коллег Марата, их детей и венесуэльцев, с которыми познакомились и подружились за это время. Эти картины были подарены им.

 ...Венесуэла – страна контрастов. Там люди совсем другие, несмотря на нищету, поют веселые песни, радуются жизни, и кажется, что все уже привыкли к грабежам и выработали защитные механизмы. Бывает, случается неприятность, но, кажется, к этому уже относятся так, как будто колесо спустило... Уже, кажется, никто не возмущается, не борется, все приняли ситуацию. И солнце, конечно, делает свое дело – не дает впасть в депрессию. Окончательно озлобиться, благодаря его теплу и свету, невозможно ни богатым, ни бедным. Вторая тема Алисы Шаймардановой – «Портреты венесуэльцев».


Однажды они с мужем поехали в соседний штат Мерида, который расположен в горной местности, в некоторых местах временами даже выпадает снег, и, видимо, поэтому менталитет местных жителей несколько отличается от «сулианцев» (населения, проживающего в штате Сулия), народ там более работящий и надеющийся больше на собственные силы; обстановка в городах более спокойная и достаточно безопасная даже для самостоятельных прогулок. В этих местах Алису-художника заинтересовали сами люди. Алиса сфотографировала пожилую женщину. Если у нас понятие «пожилой» – это старушка, то там – женщина! Ухоженные волосы, красивое платье. На лице – мудрость и спокойствие. На портрете Алиса сумела показать ее характер. В 2016 году ее написала, и ровно через год они снова поехали в Мериду, нашли эту женщину, которая очень изменилась за год, похудела… 

Каждый человек — это неповторимая судьба. Какое счастье для художника – глядеть в лица и писать эти лица! Размышлять о человеке, о его жизни, предполагать что-то… Когда уже негде ставить мазок, Алиса понимает, что картина закончена. Можно сказать, что картина и Алиса пишут друг друга. Картина учит поиску и мысль рождает. Иногда у Алисы ощущение, что краски смешиваются сами, будто это уже и не она пишет, а кто-то водит ее рукой. Порой картина отличается от первоначальной задумки, и это радует Алису еще больше.

 Третья тема предстоящей выставки – это «флора и фауна». В Венесуэле потрясающие, необыкновенной красоты растения… И конечно, море – отдельная стихия, которая так и просится на холст. Море так же будет представлено циклом картин на выставке в 2018 году. 

...И самое интересное, волнующее: Алиса чувствует, что живет на пороге глобальных, грандиозных перемен в Венесуэле, что должны произойти события, которые изменят жизнь венесуэльцев к лучшему. Ситуация должна скоро поменяться. Как уловить характер страны и отразить его в работах? Алиса Шаймарданова хочет запечатлеть в живописи яркую солнечную жизнь этой непростой страны: водопады самые высокие в мире, самые длинные в мире канатные дороги — там столько прекрасных мест! Если бы люди могли все это видеть!.. Но из-за общей сложной ситуации в стране практически прекратился туризм, и сейчас эти объекты в запустении. Алиса находится на пороге великого исторического события, которое изменит эту страну и людей – людей, которые перестанут мусорить и начнут ценить красивую, неповторимую природу, их окружающую. Всегда солнечно и ясно… Дай бог, чтобы и в душах людей было так же.

 В чем катарсис художника? Пожалуй, в том, что он смог поймать характер, внутреннее состояние. Это касается и людей, и цветов… «Надеюсь, мне удастся ухватить и настроение страны, и это щекочущее ощущение грядущих глобальных перемен. Такую сверхзадачу ставлю перед собой», – признается Алиса.

 Что еще интересно: в Венесуэле много художников. Если классическая русская художественная школа учит смешивать цвета, ловить тень, свет, рефлекс, то венесуэльские живописцы работают чистыми цветами: синий, красный, от этого картины яркие, насыщенные, но в них есть свой шарм, у тамошних мастеров свой почерк. 

«Спасибо судьбе, что она дала шанс реализовать себя, видеть мир во всем его многообразии и отражать это в моих картинах».

Архив журнала «Идель» (сентябрь 2017)

 

Теги: художники, творчество, культура, жизнь, рвемя, молодежь

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Нет комментариев