Згеж. Последнее пристанище АДЕЛЯ КУТУЯ
Когда-то, в год столетия со дня рождения выдающегося деятеля татарской литературы Аделя Кутуя мы беседовали о нем с его сыном – Рустемом Кутуем.
Когда-то, в год столетия со дня рождения выдающегося деятеля татарской литературы Аделя Кутуя мы беседовали о нем с его сыном – Рустемом Кутуем.
Рустем Адельшевич вспоминал: «Мы жили на пер- вом этаже, в двери была щель, в которую по- чтальоны бросали письма. Сени частенько за- тапливало, и долгожданные письма иногда
приходилось вылавливать прямо из воды. И вот вес- ной 45-го отец прислал открытку, что всё, победа, через месяц будет дома. А 16 июня умер... Он не был ранен. Во время войны солдаты не болели, хотя и
шагали без передышки по снегу или под дождём. А пришла победа — и болезни дали о себе знать.
У отца был костный туберкулёз. Он умер в госпи- тале в польском городе Згеж...
Сначала смерть отца от меня скрывали. Потом по- ручили старшей сестре Гульшат поговорить со мной. И вот, сидя на крылечке, она обронила, что отца больше не будет...
Когда началась война, мне было всего пять. Но я помню! Вот мать с утра уходит на рынок, я — к отцу. Так и лежим, обнявшись. Или вот я заболел скарла- тиной, и родители везут меня на санках из больни- цы... Когда в 1943 г. он пришёл на побывку, собра- лись гости. С отцом мы сходили в радиокомитет.
Он выступал, а я, семилетний мальчишка, сидел на чугунной скамейке и слушал его. Долго ещё стояла эта скамейка... Помню, как шли с отцом от радио- комитета на улице Горького до нашего дома — мы жили недалеко, на Комлева...
Впервые в городе Згеж я побывал в 60-х вдво- ём с матерью. Мы повезли с собой мраморную могильную плиту. Солдатское кладбище располо- жено в самом центре города. Там растут тутовые деревья...».
Пронзительные воспоминания Рустема Адельше- вича об отце надолго запали мне в душу.
Адель Кутуй прошёл путь от Сталинграда до Поль- ши, но вернуться домой ему было не суждено. Начав войну рядовым гвардейской миномётной бригады Донского фронта, дослужился до парторга дивизии.
После Сталинграда в составе гвардейской миномёт- ной бригады участвовал в освобождении Волхова, Брянска, Великих Лук. Работал в Совинформбюро. С сентября 1944 г. был корреспондентом газеты «Кы- зыл Армия» 1-го Белорусского фронта. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны
I степени (посмертно) и медалями.
Польша, г. Познань. 18 марта 1945 г.
В 2014 г., работая над созданием выставки под открытым небом «Вечный человек» в Музее-запо- веднике «Казанский Кремль», я снова вернулась к теме жизни и творчества Аделя Кутуя. Собирая ма- териал, посвященный его фронтовому пути, особое внимание обратила на датированную 1958 г. фо- тографию его захоронения на воинском кладбище польского города Згеж. Ее предоставила дочь писа- теля Афзала Шамова – Альфия Шамова. Именно тог- да семья поэта впервые смогла увидеть изображе- ние надгробного камня дорогого человека.
В архиве моего дедушки, писателя-фронтовика Абдурахмана Абсалямова сохранились письма Аде- ля Кутуя. Впервые вниманию широкой публики они были представлены на выставке под открытым не- бом «Вечный человек» в Музее-заповеднике «Ка- занский Кремль».
Вот что Кутуй писал с фронта в Союз писателей ТАССР:
«Свой долг выполнял и выполняю честно. Трижды награждён медалями — «За отвагу», «За оборону Ста- линграда» и орденом Красной Звезды. Имею счастье быть членом ВКП(б). Ни разу не ранен: пули и оскол- ки обходят меня. Настроение прекрасное – Орёл и Белгород вновь свободны. По-прежнему худощав, но здоровье крепкое. Неустанно двигаюсь вперёд – на запад».
«Сегодня, после ночного и дневного боя, прилёг от- дохнуть, но заснуть не мог, думал о былом –
и вспомнил вас, нашу совместную работу... даже история с киселём и пирожками всплыла в памяти... мило и смешно. Я вам пишу чётвертый раз (писал Гарифу, Джавдату и одно общее), но мне никто не ответил...»
В мае 2016 г., накануне 71-ой годовщины Ве- ликой Победы, я побывала в городе Згеж. Это было давнее желание, долго зревшее в сердце. На воинском кладбище города Згеж захоронен не только Адель Кутуй, но и его боевые товарищи.
Захоронения ухоженные, видно, что за ними следят, их убирают, у каждого надгробия по европейской традиции стоят искусственные цветы. Шелестят кро- ны тутовых деревьев...
... Кладбище города Згеж, Ветер в деревьях тутовых. Самый красивый – здесь,
И никуда отсюда...
P.S. Минувшим летом на могиле прадеда в городе Згеж побывала с семьей и Аделя Закиева – правнуч- ка Аделя Кутуя, уникальными воспоминаниями ко- торой мы поделимся с вами, дорогие читатели, в од- ном из ближайших номеров.
Теги: время, культура, журнал "Идель" литература, творчество Адель кутуй
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев